Война за онлайн. Как работают политические боты
Социальные сети сегодня стали важным инструментом влияния на общественное мнение. Для того чтобы сохранять свою популярность, политику недостаточно появляться в телевизоре и говорить правильные слова с голубых экранов. Информационные "разборки" теперь все чаще ведутся в онлайне. Чтобы побеждать в этой борьбе привлекаются команды специалистов.
Сколько стоит собрать свою бот-армию, кто привел интернет-бойцов в украинский онлайн и на кого работают "Информационные войска" разбирался Эспрессо.TV.
Как это работает
У каждого политика, который беспокоится о своем имидже в информационном поле, есть команда специалистов отвечающих за работу с избирателями в онлайне. По минимуму, это продвижение официального сайта и аккаунтов в соцсетях. По максимуму – перекрывание негатива в интернет-СМИ, форумах и создание положительного имиджа через различные онлайн-платформы.
Структурно это выглядит следующим образом. Есть партия Х, на которую работает команда аналитиков. Эти люди занимаются мониторингом информации о своей политсиле.
Представим, что на сайте "Зрадлыва перемога" появляется новость, что политик Иванов из этой партии украл крупную сумму из фонда помощи голодающим котятам. У сайта миллионная аудитория. В комментариях под материалом шквал эмоций и буря негодования. Новость быстро распространяется по соцсетям, благодаря оппонентам и негодующим сознательным гражданам.
Аналитики, работающие на политика, быстро формируют ряд тезисов. Сродни: "Иванов забрал всех котят к себе домой, деньги пойдут на молоко". По внутренней рассылке тезисы получают подконтрольные партии СМИ и "лидеры мнений", то есть пользователи, у которых в соцсетях многотысячная доверяющая им аудитория.
Такая рассылка на сленге называется "темник". Она представляет собой набор тезисов, которыми нужно отреагировать на событие. Также информация часто направляется рядовым членам партии. Они в свою очередь обеспечивают массовую поддержку в соцсетях. Точно так же схема работает, когда нужно распространить позитивный посыл.
"Придет тысяче людей такая рассылка, и они соответственно комментируют. И если каждая партия условно задействует по 500 человек – ты заходишь в Facebook и офигеваешь, как оно все несется. Можно назвать это бот-фермой. Но с другой стороны – это обычные люди", - рассказывает блогер Александр Барабошко, известный под псевдонимом Крус.
Источник Эспрессо.TV, ранее занимавшийся оплачиваемой поддержкой политиков в онлайне, рассказывает, что "обязаловка" для рядовых партийцев существует, но используется редко.
"Зачастую партия на своей территории выделяет помещение, сажает студентов, ставит туда ноутбуки и они там пишут. Для разных вещей их используют. Кто-то для самоуспокоения шефа, а кто-то, чтобы гасить негатив или разгонять важную информацию", - объясняет источник.
Купить бота недорого
Несмотря на внутрипартийную поддержку, многие политики не гнушаются пользоваться услугами настоящих ботов – людей, пишущих проплаченные комментарии с фейковых аккаунтов. Здесь нужно различать ботов и троллей.
Тролли это полноценные единицы информационной войны. Они ведут дискуссии, оперируют фактами.
Боты, в свою очередь, не производят никакой информации, они ее только разносят. Обычно ботам дают ссылку на заказной материал, который нужно распространить. Либо же скидывают 10-20 тезисов, которые нужно "вбрасывать" в комментарии.
Зачастую партии нанимают фирмы, которые предоставляют комплексные услуги, включая заказные статьи на сайтах.
"В услуги большинства пиар-контор и SMM-агенств входит функция раскрутки и поддержки в соцсетях. Есть блогеры, которые владеют несколькими крупными аккаунтами ВКонтакте, в Facebook, и у них еще имеется небольшая армия ботов. Они предоставляют политикам такие услуги", - рассказывает источник.
Рыночная цена наемного комментатора составляет 5-7 тысяч гривен в месяц. Небольшая бот-армия состоит из двух смен по 30 человек. Выставить материал на сайт средней руки стоит пару сотен долларов. Таких статей в месяц нужно с десяток.
Если добавить услуги копирайтеров и самих фирм, организовывающих процесс – получается, что в месяц партия тратит на ведение онлайн-войн сотни тысяч гривен. И это только в период политического межсезонья. Во время выборов эта сумма растет в геометрической прогрессии.
Возникают и достаточно забавные ситуации. Когда в украинском сегменте соцсетей появились "кремлеботы", многие пользователи посчитали своей обязанностью отбивать их атаки.
Часто их ошибочно называют "порохоботами" (сленговое от фамилии украинского президента). Ошибочно, потому что денег им за это не платят. Но, как рассказывает Крус, часто за них эти деньги получают другие.
"Условно, собираешь пул позитивных реакций - формируешь отчет, и представляешь комментарии обычных людей как результат своей работы. Что получается: люди, которые дают на это деньги, уверены, что они доходят до всех. И тот, кто знает, что эти бюджеты выделяются, говорит: вот вы все пишете за бабки. А пользователи, которые пишут просто из-за своей гражданской позиции – ржут, потому что никаких денег не видели", - объясняет Крус.
Против "лома" нет приема
Все опрошенные специалисты называют "матерью политического ботоводчества" в Украине партию "Батькивщина". Впервые привязку "бот" стали применять именно к "фанатам" Юлии Тимошенко - в обиход вошел мем "юлебот".
"Она была первая, кто организовал ботов. До сих пор работают в таком стиле. Просто в период между выборами они у них в малом количестве. Пользуется УКРОП, ситуативно "Народный фронт", когда важную информацию нужно раскрутить", - говорит специалист по информационным войнам, пожелавший остаться анонимным.
"Радикальная партия" в массовом использовании наемных комментаторов в политическое межсезонье замечена не была. Отметим, что это утверждение не касается предвыборного периода.
Но на имидж отдельных представителей политсилы боты точно работают. Среди таковых называют нардепа Андрея Лозового.
"Я несколько раз проверял список лайкнувших его посты – 50% котики, либо без аватарки, большинство аккаунтов из какого-то российского города. Ясное дело, что это были просто боты, которые автоматическим способом лайкали все посты", - рассказывает источник.
В "Оппозиционном блоке" отчасти работают схемы, использовавшиеся "Партией регионов". Боты "регионалов" не навязывали другим свое мнение и не ходили в чужие посты. У них была задача создать видимость лояльности населения для начальства.
По сути это была просто масса хвалебных комментариев под постами политика. Этим занимались их помощники или пресс-служба, чтобы показать шефу, что у него есть поддержка населения.
"Самопомощь" в создании бот-армий замечена не была. Поддержка линии партии в соцсетях держится на собственных "лидерах общественного мнения" (аббревиатура "лом"), таких как Семен Семенченко и Егор Соболев. На них ориентируются члены партийных ячеек на местах, которые отвечают оппонентам тезисами "лома".
"Лидеры мнений" это ключевые моменты информационных баталий. Но с ними нельзя работать чисто на финансовой основе, нужен индивидуальный подход. Обычно это люди, у которых есть определенный политический или общественный бэкграунд.
Рядовой пользователь набирает 10 тысяч подписчиков за несколько лет активной деятельности в соцсети, копипасте хороших шуток и удачных картинок. Но если "юзера" знают, как, к примеру, Леся Подерв'янского, то он появляется в Facebook и набирает это количество читателей за месяц.
БПП, по словам специалистов, также основной упор в своей информационной борьбе делает на "ломов". В этой роли выступают разнообразные политологи, так называемые "эксперты" и блогеры. Часть из них получает за свою работу деньги. Ставка начинается от тысячи долларов.
Существуют ли "боты Минстеця"
Часто в онлайн-поддержке президентской партии обвиняют "Информационные войска", созданные на базе Министерства информационной политики в феврале 2015-го.
Эспрессо.TV удалось пообщаться с оперативным руководителем "Информационных войск" Святославом Батовым. По его словам они состоят ровно из трех человек.
"У нас нет ни ботов, ни троллей, кроме тех аккаунтов, которыми мы пользуемся, когда нас банят в Facebook за "москалей" или еще что-то", - говорит "командующий" "Информвойсками".
Система работы "Информационных войск" была построена в первый год на добровольном распространении информации.
Желающие оставляли свой электронный адрес на сайте. Каждый день им приходила рассылка с информацией проукраинского характера. Люди открывали письмо и сами решали, распространять это или нет. Сейчас массированных информатак со стороны "кремлеботов" нет, потому и рассылку прекратили.
Батов утверждает, что "Информвойска" не занимаются внутренними вопросами. Их конкретная задача в социальных сетях – противостоять российской пропаганде и по возможности ее перекрывать
"Даже когда украинские ребята сеют смуту и пытаются сыграть на руку Кремлю, во внутренние вопросы мы не лезем. У нас ни физически, ни морально не хватит сил, чтобы заниматься еще какими-то внутриукраинскими вопросами", - рассказал он.
Источник: espreso.tv
blog comments powered by Disqus