Опять марки: для телефонов и планшетов придумали маркировку
Вендоры говорят о возможном подорожании «белых» мобильных телефонов, ноутбуков и планшетов, а также о тенизации рынка
С 1 мая 2012 года в Украине будет запрещена продажа мобильных телефонов и других устройств с радиомодулем без специальных марок. Проект соответствующего постановления Кабмина уже одобрен Национальной комиссией по вопросам регулирования связи (НКРС).
Очередная попытка ввести дополнительную маркировку на украинском рынке техно-ритейла вызвала вполне предсказуемую волну критики со стороны вендоров.
Производители говорят о возможном подорожании «белых» мобильных телефонов, ноутбуков и планшетов, а также о неминуемой тенизации рынка.
История вопроса
Попытки ввести маркировку предпринимаются не впервые: с начала 2008 года УГЦР начал выдавать импортерам марки для ввозимых радиоэлектронных средств (РЭС), в том числе мобильных телефонов. Процедура не влияла на стоимость мобильных, но должна была сократить объемы нелегального ввоза. С 7 июня 2008 года, согласно решению НКРС, маркироваться должны были бы все продаваемые на украинском рынке мобильные. Тем не менее, из-за бурного противодействия рынка, контроль за соблюдением этих правил был приостановлен, а осенью того же года решение отменили.
В 2010 году прошлый состав НКРС в ноябре утвердил изменения к Положению о предоставлении разрешений на ввоз из-за границы в Украину радиоэлектронных средств и излучающих устройств (решение N465), но потом решение отменили. А в июле этого года был принят закон об упрощении доступа на рынок телеком-услуг, отдельной нормой которого предписывается маркировка РЭС «для контроля за их оборотом».
На данный момент государство контролирует «серый» импорт с помощью кодов IMEI (International Mobile Equipment Identity) всех импортных мобильных, которые вносятся в единую базу (решение НКРС N1339 вступило в силу 28 марта 2009 года). Рынок считает, что этой меры вполне достаточно, и выступает против дополнительной маркировки.
Суть изменений
Обязательная маркировка касается всех мобильных телефонов, ноутбуков, планшетных ПК, модемов, радиотелефонов, принтеров, телевизоров, холодильников и других бытовых приборов с Wi-Fi, беспроводных мышей и клавиатур, автомагнитол с «Bluetooth» - то есть всех устройств, в которых есть радиомодуль.
В проекте постановления Кабмина, одобренном НКРС (теперь НКРСИ) 24 ноября 2011 года (решение N670), говорится:
- с 1 января 2012 года должны маркироваться все ввозимые РЭС; стоимость одной марки - 5,04 грн., выглядит она как двухмерный штрих-код с голограммой;
- разрешить до 30 апреля 2012 года продавать РЭС как с марками, так и без - если устройства были ввезены до 1 января 2012 года;
- НКРС - создать общенациональную автоматизированную систему учета мобильных терминалов.
В самой комиссии отмечают, что положение было разработано по поручению Кабмина в исполнение норм указанного выше закона о доступе на рынок телеком-услуг.
В законе же необходимость марок объясняется тем, что они будут подтверждать законность устройств, их реализации и эксплуатации в Украине, а также обеспечивать контроль за их оборотом. В НКРС считают, что такой механизм может обеспечить почти 100% таможенную очистку импорта РЭС, увеличить поступления в бюджет и очистить рынок от некачественной техники.
Реакция рынка
Представители рынка критикуют все вышеуказанные положения. В первую очередь - эффективность такой меры по отбеливанию, при том, что самой проблемой контрабандного ввоза производители очень озабочены.
«Официальные компании не могут конкурировать, когда разница в цене с «серым» рынком достигается за счет неуплаты налогов и составляет до 30-40%. Нелегально ввозятся телевизоры с диагональю 65-дюймов, которые по стоимости не могут пройти таможню без уплаты всех пошлин. Ввозятся топовые ноутбуки за несколько тысяч долларов, задекларированные как «зеленый горошек», - рассказал корреспонденту ЛІГАБізнесІнформ заместитель менеджера по сертификации Sony Ukraine Олег Киселев.
«Мы по своей ТМ видим, что в магазинах и в онлайне есть модели, которые не проходили таможенного оформления, тем не менее, они свободно лежат на полках», - говорит Киселев.
По его словам, легче всего продать такой товар в интернете, который «никто не контролирует». «Мы пытаемся с этим бороться, информируем Госпотребстандарт, таможню, другие органы. Но если государство не контролирует этот сегмент, бороться с контрабандистами невозможно - как с ветряными мельницами», - добавляет он.
«Мы не видим, как за счет маркировки будет обеспечиваться законность ввоза и распространения продукции, в частности, в интернет-магазинах. Тем более, что уже существует регистрация IMEI-кодов», - отмечает руководитель отдела логистики Samsung Electronics Андрей Бугай. По его мнению, намного результативнее проводить контрольные закупки, проверять работу интернет-магазинов, отключить нелегально ввезенные устройства (чьи IMEI-коды не внесены в «белую» базу) и так далее.
Маркировка пугает тем, что может сказаться на прибыли. Если годовой объем продаж мобильных телефонов составляет около 12 млн. штук (по данным GfK Ukraine), те же телефоны с марками обойдутся производителям на 60 млн.грн. дороже.
Директор департамента управления поставками LG Electronics Украина Константин Макуха прогнозирует, что наценка может составлять до $10. «Мы должны будем решать: накинуть эти затраты на стоимость или получить меньшую прибыль. Но в кризис очень сложно будет абсорбировать эти суммы как затраты. Кроме того, если на интерес к телевизору за 10 тысгрн. добавочные 100 грн. не повлияют, то для телефона за $100 это 10% цены, а это как раз самый ходовой бюджетный сегмент», - говорит он.
По данным продаж за три квартала 2011 года, которые проанализировали в «Юг-Контракт», чаще всего покупают именно телефоны в категориях «до 500 грн» и «от 500 до 700 грн». Так что, считают производители, объем продаж «серых» устройств вырастет, в частности - в интернете.
В автоматизированную систему учета рынок тоже не верит. «Вызывает сомнения, что во всех точках продаж будут установлены сканеры, и эта система будет работать в стране, где до сих пор не работает электронный документооборот», - говорит директор департамента управления поставками LG Electronics Украина Константин Макуха.
Чтобы завезти и продавать устройство на рынке, нужно и так пройти долгий путь получения разрешений и согласований, говорит менеджер по техническому регулированию Panasonic Украина Виктор Бернадский: использование устройства должно быть предусмотрено в Плане использования радиочастот, быть внесенным в реестр НКРС, иметь сертификат соответствия, разрешения на ввоз и эксплуатацию и т.д. Поэтому дополнительная маркировка только зарегулирует рынок.
Ольга Карпенко, «ЛІГАБізнесІнформ»
Источник: IT pro UA
blog comments powered by Disqus