Украинский телеком попал в ловушку
Мобильным операторам некуда больше расти и вкладывать деньги, в то время как в других странах активно строятся сотовые сети нового поколения. Копании попали в сложную ситуацию в первую очередь потому, что у государства напрочь отсутствует концепция развития рынка.
Разговор не становится продолжительнее
В этом году можно подвести черту под очередным этапом развития рынка мобильной связи Украины. Абоненты, наконец-то, перестали говорить все больше и больше. Потребление минут в сетях GSM-операторов по итогам девяти месяцев 2011 года стабилизировалось. У «МТС Украина» среднемесячный трафик с одной трубки зафиксировался на уровне 568 минут на протяжении последних двух кварталов. У «Киевстара» и life:) в третьем квартале потребление голосовых услуг вообще уменьшилось на 1,5% и 3,8% по отношению к предыдущему кварталу и составило 467 и 196 минут соответственно. Это в первую очередь говорит о том, что операторы больше не пытаются «разговорить» абонентов.
Количество разговоров в сети достигло той критической массы, когда операторы не могут предоставить еще большее количество минут в пакетах за те же деньги. Ведь доход это уже не увеличит. Наоборот, только возрастут расходы на поддержание сети. Тревожный знак для этого уже есть. В третьем квартале у двух крупнейших мобильных компаний – «Киевстара» и «МТС Украина» на 1-2% уменьшился показатель операционной рентабельности (OIBDA margin) по отношению к предыдущему кварталу прошлого года. Это наглядно показывает, что операторы начинают чуть больше тратить, чем разрабатывать. А для инвесторов это уже ни есть хорошо.
Теперь GSM-операторы должны понять, куда они хотят двигаться дальше, в следующем году, на чем сделать ключевой акцент в увеличении доходов. Здесь перед ними открывается масса возможностей, но все они, к сожалению, пока сильно попахивают утопией.
Демпинг съел домашний интернет
Если следовать общемировым тенденциям, то, пожалуй, можно было начать вкладывать миллиарды гривен в развитие скоростных сетей наземного доступа в интернет и мобильной передачи данных. По идее в перспективе взаимодействие мобильной и фиксированной сетей должно дать неплохой денежный эффект. Но в нашей стране в этой сфере сложилась довольно неоднозначная ситуация. На рынке фиксированного интернета царит хаос: в крупных городах закрепились сотни мелких домашних сетей, которые работают полулегально, активно демпингуют. Это делает вложения в этот сегмент неоправданно рисковыми для мобильщиков. Они побаиваются скупать мелких игроков, так как те построили свои сети, как пришлось, подают пиратский контент. Если отбелить этот бизнес, то его рентабельность окажется чересчур низкой, учитывая сложившийся уровень цен. Интернет обходится потребителю в 60 грн/месяц.
Фиксированный доступ в интернет в Украине – это палка о двух концах: с одной стороны по скорости оказания услуги мы опережаем даже часть европейских стран, а с другой – из-за отсутствия правил игры на рынке необоснованная конкуренция убила его привлекательность. «Киевстар» начал строить свою интернет-сеть пару лет назад, когда в крупных городах предложение уже зашкаливало. К квартире подходило до 10 кабелей различных операторов. В итоге средний доход с одного домашнего абонента звездной компании в третьем квартале составил всего 46 грн/мес. Эта цифра едва ли заставит радоваться акционеров.
Как ни странно, но свое строительство фиксированной интернет-сети начала и МТС в этом году. Сейчас уже работают пилотные проекты в Киеве и Донецке. В следующем году планируется выделить инвестиции на дальнейшее строительство. МТС почему-то не насторожил опыт «Киевстара». Создается впечатление, что новая сеть стоится от безысходности. Надо же создавать видимость развития. life:) за домашний интернет пока вообще не брался.
3G пока не видать
С мобильным скоростным интернетом, на который просто молятся все мировые телекоммуникационные гиганты, в Украине все еще хуже. Так как не были выданы лицензии на 3G. Миллионы смартфонов, которые продаются и были проданы, не способны быстро скачивать данные из сети. Представители мобильных операторов оценивают, что связь третьего поколения смогла бы дать им до 20% дополнительного дохода. В деньгах это 5-6 млрд грн для всего сотового рынка. Но государство продолжает преследовать интересы «Укртелекома», несмотря на то, что это уже не государственная компания, и сдерживает проведение 3G-тендеров. Вместо этого «Укртелеком» пытается продать свое мобильное подразделение с лицензией на связь третьего поколения – «ТриМоб».
Пока нет уверенности в том, что ситуация кардинально изменится в 2012 году как в сфере мобильного, так и фиксированного интернета. А это значит, что на буйный рост доходов рассчитывать пока не придется.
Продавать телефоны и показывать кино не выгодно
Конечно, мобильные операторы придумывают для себя множество других дополнительных бизнесов. Но погоды они не сделают, так как являются нишевым. Так, «Киевстар» несколько лет назад сделал упор на собственный контент в сети. В этом году оператор рассчитывает заработать на музыке около 190 млн грн. Это составит не более, чем 1,5% от общего годового дохода предприятия. Уже достаточно долго в «Киевстаре» говорят о том, что будут продавать фильмы и телеканалы, но конкретных шагов в этом направлении пока опять-таки не было сделано. В МТС и life:) вообще не спешат развивать контент-бизнес. МТС уже обожглась на подобных проектах в России (Omlet.ru), поняв, что свой iTunes ей не сделать, и решила не развивать это направление у нас. В результате доход от контента у этой компании не растет и зафиксировался на уровне 135 млн грн в квартал.
Не удаться операторам разжиться и на мобильном ретейле. Если еще несколько лет назад открытие собственной сети салонов-магазинов сотовой продукции обсуждался как вариант, то теперь даже покупка существующего бизнеса выглядит бесперспективно. В Украине мобильных ритейлеров становится все меньше. Недавно закрыла бизнес «Евросеть». Конкурировать с интернет-магазинами становится очень тяжело, а затраты на содержание салонов связи постоянно растут.
life:) спасет чудо
Отдельно следует рассматривать развитие игрока №3 на украинском рынке – компании life:). Стабильное улучшение ее финансовых показателей на первый взгляд выглядит многообещающим. Доход компании вырос в третьем квартале на 18% процентов и составил 830 млн грн. Оператор остается убыточным. За июль-сентябрь он потерял 120 млн грн.
Если рассматривать состояние игрока №3 более дотошно, то можно сделать вывод, что компания просто застряла в сложившихся в отрасли условиях. Дело в том, что такой рынок как, например, российский в состоянии прокормить даже больше трех GSM-операторов. Помимо большой тройки МТС, Beeline и «Мегафон», на нем успешно развивается и захватывает долю рыка №4 – компания Tele2. Но не стоит забывать, что в России в разы больше население, да и тратить на мобильную связь людям приходится заметно больше. В Украине же, как показывает практика, оператор должен обслуживать более 15 млн сим-карт с низким доходом, чтобы обеспечивать операционную рентабельность бизнеса на уровне 40-50%. У life:) их в два раза меньше. То есть, чтобы выйти на показатели «Киевстара» и МТС, например, в следующем году для улыбчивого оператора должно произойти чудо: или ему удаться удвоить абонбазу, или в два раза вырастет доход с одного абонента. Понятно, что и первое, и второе из разряда фантастики: ценовые войны уже не устроишь (рынок и так обрушен), да и новые высокодоходные услуги выдумать сложно по вышеизложенным причинам.
ТОП-3 просчетов государства
Подводя итоги, следует сказать, что в неутешительной ситуации, которая складывается на рынке связи, виновато в первую очередь само государство. НКРС, АМКУ и другие уполномоченные органы попросту прозевали или проигнорировали те моменты, когда требовалось их безотлагательное вмешательство в бизнес. Было, как минимум, 3 серьезных повода: 1) когда операторы заигрались в период кризиса 2008-2009 года в дешевые предложения с бесплатной внутрисетью, 2) когда на рынке домашнего интернета начали появляться тарифы ниже реальной себестоимости услуги, 3) когда в 2008 году был по политическим мотивам сорван конкурс на связь третьего поколения. А другие перспективные радиочастотные диапазоны были розданы по принципу «куму-свату-брату». Горе-предприниматели сидят на ценных лицензиях, как собака на сене.
Все этого говорит о том, что концепция развития отрасли все-таки должна быть создана. В то время как другие страны быстро увеличивают в структуре ВВП телекоммуникационную составляющую, наше государство топчется на месте и только отпугивает инвесторов своими нерасторопными действиями. А на пороге новая волна финансового кризиса. И так как мобильным операторам в следующем году уже некуда будет развиваться, чтобы повысить заработок, им, скорее всего, придется сделать только одно – повысить цены, чтобы не уменьшить прибыль.
Станислав Юрасов
Источник: IT pro UA
blog comments powered by Disqus