Футурология: деньги мобильных операторов украдет интернет
В последнее время в глобальной сети интернет появляется множество новых услуг и продуктов. Зачастую они дублируют давно сформировавшиеся сервисы, к которым люди привыкли в реальном мире. Например, если раньше для звонков существовал только физический телефон, то теперь есть и виртуальный. И с последнего иногда звонить оказывается гораздо дешевле.
Но как изменится цифровой мир? Что будет со ставшими не конкурентоспособными услугами и брендами, с которыми мы были так хорошо знакомы? Своим видением будущего с "proIT/Комментариями" поделился генеральный директор компании De Novo Максим Агеев.
– Каким Вы видите будущее? Следует ли ожидать глобальных перемен?
– Аналитики говорят о том, что в плане зрелости и продвинутости технологий мировой рынок сегодня стоит на пороге существенных качественных перемен. На протяжении достаточно длительного промежутка времени (примерно лет 15) мы наблюдали количественный рост. Значительных изобретений, подобных появлению интернета в начале девяностых, не случалось. Только росли мощности и возможности. Сегодня же начинается качественный переход. Можно лишь догадываться о том, каким будет будущее, оглядываясь на события и тенденции, которые меняли мир на наших глазах.
Например, сейчас трудно вспомнить то состояние, когда мы работали без интернета или мобильной связи. Мобильный телефон дал 100%-ную доступность и днем, и ночью. Фраза о том, что я не могу позвонить, так как не нашел телефонный аппарат (как я в детстве объяснял маме), сейчас – это ответ-нонсенс.
– Как вы считаете, какие сферы предстоящие метаморфозы затронут больше всего?
– Мне, честно говоря, интересно, чем закончится история с платой за лицензии на программное обеспечение. Всех программных разработчиков сейчас очень сильно трясет, потому что старые модели продаж уходят, а новых еще не придумали. Мировые гранды пока продолжают продавать старые продукты, просто придумывая им новые названия. Для потребителя это мало что меняет: раньше он платил, условно говоря, тысячу долларов за товар в розовом конверте, а теперь – в голубом.
– А что заставляет беспокоиться о том, что старые модели окажутся больше не приемлемыми?
– Инициаторами процесса изменений стали такие компании, как Google, которые вообще бесплатно раздают софт или предлагают огромное количество услуг за совсем небольшие деньги. И такие компании-звезды, как Oracle, Microsoft или IBM, похоже, просто не знают, чем им ответить: слишком долго они вели себя как монополисты, часто не учитывая мнения потребителей.
– Как Вы думаете, чем может закончиться противостояние моделей?
– Сейчас компании новой волны борются со старыми копаниями. Чем это закончится – очень тяжело предугадать. Но я абсолютно уверен в том, что мир будет другим через 5 лет. Многие компании окажутся не готовыми к приходу нового мира. И их просто сдует с мировой бизнес-карты. Кто, к примеру, десять лет назад знал, что такое Google? Ну, был какой-то поисковик. Такой же как Rambler, Yandex, Yahoo. Сегодня Google – это величина мирового класса, и никто не знает, что с ним делать. Ее преследуют антимонопольные службы, а компания идет дальше и придумывает Google TV, Google Voice, создает безумные модели контекстного поиска, операционные системы и так далее. Она атакуют, а старые игроки пятятся и заявляют, что Google, мол, и такой, и сякой. А ему плевать: он создает по 3 миллиарда долларов прибыли в квартал, и люди получают массу бесплатных сервисов.
– Это и есть качественный переход, о котором Вы говорите?
– Это один из признаков качественного перехода. Есть и еще примеры. Посмотрите, что сделала Apple со смартфонами. Она взорвала этот рынок, а не лидеры минувших лет – Ericsson или Nokia. Три года назад, когда я жене покупал смартфон – это было нечто громоздкое, тяжелое и неудобное. Управиться с этим устройством было достаточно непросто. Продавец в магазине мне не мог толком ничего объяснить.
Два месяца назад я купил iPhone. И все подключения и настройки заняли не более 10 минут. Для этого не нужно обладать профессиональной подготовкой. В этом смартфоне есть масса полезных предустановленных программ. Музыки навалом. Я, кстати, за два месяца в музыкальном онлайн-магазине Apple – iTunes– потратил где-то $200. В жизни никогда столько не тратил. Но когда появляется доступ к новому концерту, которого больше нигде и ни у кого нет, и его можно безопасно скачать… Да, нужно заплатить 5-10 долларов. Но ведь мы же раньше покупали диски по 5 долларов. Поэтому, какие могут быть проблемы?
То же самое произошло и с планшетами Apple. Все просто с ума посходили. Влиятельнейший издатель Руперт Мердок первым создал газету специально для iPad. Это означает, что печатные издания через два-три года просто загонят под лавку. Мой знакомый оформил годовую подписку на журнал для своей жены, и эта подписка стоит меньше, чем один печатный выпуск из киоска. Тот, кто не успеет понять, перейти на новые рельсы, проиграет. И мы говорим далеко не об ИТ-компаниях. Карта лидеров меняется глобально.
– Что тогда произойдет с компаниями, которые долгие годы были лидерами?
Вчерашние лидеры становятся сегодняшними лузерами. Посмотрите сегодня на Nokia… Я 15 лет пользовался Nokia. И когда недавно пришлось менять очередную трубку, я впервые сменил производителя. Меня как потребителя она потеряла. Сейчас есть много дискуссий насчет того, что будет с Nokia. Мне кажется, что в лучшем случае она уйдет в какую-то рыночную нишу.
– Они же сейчас договорились о стратегическом сотрудничестве с Microsoft…
– Мне интересно, что будет с самим Microsoft. Две компании, теряющие рынок, нашли друг друга. Вспомните, что было с американской Motorola. Звезда 90-ых. Где Morotola сейчас? И где, кстати, Xerox? Где Kodak, который был голубой фишкой на американской бирже? А почему Kodak потерял рынок? Он попросту пропустил цифровые фотоаппараты. Хотя первый цифровой аппарат изобрел инженер Kodak. Но Fuji перехватила эту идею и первой вырвалась на рынок в 90-ых. Хотя лидерство первопроходца и ей удавалось удерживать недолго.
Кто знал о Facebook в 2006 году? Мало кто. А сегодня эта компания стоит под $100 млрд. Это сравнимо, например, со стоимостью Cisco Systems. Но Cisco – это производитель мирового класса. А эти молодые люди в растянутых майках, которые делают всякую ерунду, – они сегодня стоят дороже. В Twitter работают 300 молодых людей, а стоят они $3,5 млрд. Что они делают – по сути, убивают рынок SMS.
– Кстати, как Вы думаете, чего стоит ожидать мобильным операторам от действий таких интернет-гигантов, как Google, Facebook…
- Во время моей недавней поездки в Кремниевую Долину с нами были представители телеком-операторов. Меня очень интересовала их позиция по отношению к тому, как они будут реагировать на новые услуги, которые убивают их бизнес. Им же останется просто удел доставки сигнала с трубки на трубку. Так вот, у телекомщиков, среди которых были и украинцы, и россияне, этот вопрос вызвал только одну реакцию – запретить услуги-киллеры.
Единственная в мире на сегодня страна, которая позволила себе это сделать – Китай. Но при этом они создали полные аналоги существующим мировым интернет-сервисам.
С другой стороны, история уже 1000 раз доказывала, что запреты не работают. Человечество никогда не возвращалось назад. Однажды появившаяся и прижившаяся в народе технология больше никогда не исчезала.
Мне кажется, что ребята из новых компаний могут привести мобильную связь в то состояние, в котором сейчас пребывает фиксированная связь: стоит дома телефон, примитивная вещь, никаких дополнительных услуг. Главное, что он должен быть дешевым и надежным, также как вода из крана или электричество.
У меня такое ощущение, что именно такая роль достанется мобильным операторам. А поверху будут держать слой дополнительных коммуникаций и услуг абсолютно другие провайдеры. Еще десять лет назад эксперты рассказывали о том, что время вертикально интегрированных компаний уходит.
Станислав Юрасов
Источник: comments.ua
blog comments powered by Disqus