Борис Акулов: «Чтобы открыть новый индекс нумерации, операторам нужно объединить усилия»
В продолжение серии интервью с топ-менеджерами крупнейших компаний, «Комментарии» и «proIT» встретились с главой «Интертелекома» Борисом Акуловым. Он рассказал об особенностях работы на региональных рынках, перспективных стандартах и дефиците номерного ресурса
«Интертелеком» начал предоставлять услуги CDMA-связи в Одессе в 2002 году. Как появилась сама идея продвигать непопулярный на то время стандарт CDMA?
Начиная с 1998-1999 годов, компания была проводником этого стандарта не только в Украине и Приднестровье, где начиналась наша деятельность, но, наверное, во всей Европе. На тот период уже появилась возможность выбора технологий, не только между NMT и GSM. К моменту начала развертывания коммерческой сети в Приднестровье появился CDMA. Всесторонний анализ каждого стандарта позволил сделать выбор в пользу CDMA. Учитывались различные критерии: и размер капитальных вложений на одного абонента, и степень конфиденциальности (защищенности) данных. А уже когда уже была построена сеть в Приднестровье, логичным стало развитие в Одессе, учитывая тесные связи между приграничными регионами. Этот социальный аспект способствовал созданию сети.
Кто Ваш основной конкурент на локальном рынке? Это PEOPLEnet?
В нише передачи данных мы с ним практически везде конкурируем. Что касается местной связи с беспроводным доступом, то по некоторым регионам у нас наибольшая конкуренция с ITC (CDMA Ukraine).
В Одессе работает достаточно много операторов и провайдеров, которые также стремятся увеличивать свои абонбазы… Были ли в вашей практике примеры некорректного отношения операторов друг к другу?
Вот в чем существует определенный местный колорит так в том, что здесь операторов на душу населения гораздо больше, чем где бы то ни было. Я вспоминаю времена, когда здесь был и «Укртелеком», и «ЦСС», и «Фарлеп»… В области Интернета – «Телнет», «ТЕНЕТ», «Оптима» и её подразделение элитных сетей связи «ВОЛЗ»… Многие из них были основаны в Одессе. Игроков всегда было много, но тем не менее никаких войн не было. Мало того, когда у «Интертелекома» не было номерного ресурса в Одессе, мне и «Фарлеп», и «ЦСС» помогали получить эти номера.
Но это только легальные игроки. А как вы уживаетесь с «серыми» конкурентами?
В Одессе работает очень много интернет-провайдеров, поэтому уследить за появлением мелких, особенно «серых» игроков просто невозможно. А если те, кому положено заниматься «серыми» провайдерами, не будут этого делать, то, сколько бы мы не жаловались, толку не будет никакого. В этом и есть предназначение надзорных органов: помогать тем, кто легально работает, чтобы у «серых» провайдеров были причины легализировать свою деятельность.
Какова конкуренция между операторами CDMA и GSM? И смогут ли, по вашему мнению, абоненты вообще отказаться от GSM в пользу CDMA?
Наша цель – стать «второй трубкой» в Украине.
И, если говорить об Одессе, то здесь, на мой взгляд, многие абоненты используют CDMA даже в качестве первого телефона, и только как дополнительный – GSM. Но в Одессе у нас изначально сложилась большая абонентская база, и сеть здесь достаточно зрелая, с большим количеством базовых станций и хорошим покрытием.
А чтобы достичь таких же результатов по всей Украине, нужно построить такое же качественное покрытие сети во всех регионах. Номерной ресурс для предоставления услуг в областях у нас пока есть – от 10 тысяч до 30 тысяч местных номеров в каждой области. Естественно, люди, которым нужно будет пользоваться и местной связью, могут выбрать нас в качестве «второй трубки».
Вы упомянули о том, что на первых порах «Интертелекому» тяжело было получить номерной ресурс. А сейчас есть какие-либо проблемы в этой части?
Во многих регионах, и в Одессе в частности, заканчиваются прямые номера. И для того чтобы появилось пространство для новых номеров, нужно открывать новый индекс. А для того, чтобы открыть новый индекс, нужно провести огромную работу. Если я, например, захочу открыть новый индекс, то мне это столько будет стоить денег, что я сам не потяну (открытые минимальной группы номеров в новом индексе стоит от 1 до 2 млн. грн. в зависимости от технических условий – ред.)
Нужна консолидированная работа всех операторов. Но нет уверенности, что они захотят это сделать
А Вы им уже предлагали?
Была попытка, но никто особой заинтересованности не высказал. Года два назад вся эта ситуация назревала. Ни «Укртелеком», ни «ЦСС», ни «Фарлеп» зааинтересованности не проявили. В Одессе мы забрали последние 30 тысяч номеров. В Виннице тоже 6 тысяч осталось. Во многих других регионах, насколько нам известно, номеров нет. Может быть, они и есть, но по сотне или по две. А для серьезного оператора подключать в разброс сто номеров там, сто – там, просто не имеет смысла. Благо, незадолго до продажи «Укртелекома» мы успели подключить все областные центры.
Ваша компания всегда позиционировала мобильную связь с кодом 094 как вспомогательную. Изменится ли что-то в ближайшее время?
Она и будет носить вспомогательный характер. Потому что сегодня на рынке мобильной связи с использованием сетевого кода по большому счету и делать-то нечего. Потому что при нынешней политике интерконнекта перехватить хотя бы часть абонентов «Киевстара», «МТС» или life:) – это нереально.
И более того, в данном случае мы заплатили за лицензию на стандарт GSM для того, чтобы иметь возможность своим абонентам предоставлять большую мобильность.
Во втором квартале 2011 года ваша компания планирует первой в Украине ввести в эксплуатацию технологию EV-DO Rev. B, которая позволит передавать данные на скорости до 14, 7 Мбит/с. Какие ещё технологии, помимо этой, Вы считаете на сегодняшний день наиболее перспективными для сотовой связи?
Я считаю, что не до конца исчерпан на сегодняшний день ресурс UMTS. Но по этому поводу нет особых иллюзий, потому что без рынка мобильных абонентских устройств нечего будет развивать. Рынок мобильных абонентских устройств должен быть создан. И на это мы ориентируемся и в этом направлении надо работать.
Рассматриваете ли вы возможность в ближайшее время получить лицензии на какие-либо дополнительные частоты? Какие частоты Вас интересуют?
Мы подали официально заявку на получение частот на радиорелейный диапазон, потому что растет объем передачи информации от базовых станций нашей сети. Поэтому мы сейчас заявили о желании получить частоты в диапазоне 11 ГГц, в котором традиционно работаем. На другие частоты у нас пока планов нет, у нас нет цели собрать коллекцию частот, как делают некоторые, и потом получать капитализацию за счет этих частот. Этот подход неправильный. Кроме того, сейчас частоты под сотовую связь впрок запасать экономически невыгодно в связи с тем, что сильно возросла стоимость ежемесячных платежей за 1 МГц. Она выросла в пять раз и мы на себе это очень сильно почувствовали. Фактически увеличение платы за частоты съело всю прибыль, которую мы начали получать, и оставило нас в убытках.
Доходы от передачи данных и услуг у вас распределяются одинаково?
Сейчас да, но темпы роста доходов от передачи данных значительно выше. Как и у других компаний.
А стоит ли ожидать прибыли «Интертелекома» в 2011 году?
Дело в том, что у нас сейчас резко ухудшились перспективы по прибыльности в связи с тем, что мы начали расширять сеть в новых регионах. Это большие затраты, связанные с наймом людей, созданием офисов продаж, арендой базовых станций, проектными работами. То есть сейчас очень большие затраты пошли по освоению новых регионов. И пока эти регионы не начнут приносить доходы, естественно, экономическая ситуация резко ухудшится. Но я думаю, что за 6-8 месяцев нам удастся получить первые результаты работы в этих регионах.
Виктория Власенко
Источник: IT pro UA
blog comments powered by Disqus