Владимир Олейник: За пять лет государство заработает на 3G 15 млрд. грн., операторы – 50 млрд.
В 2010 году украинские предприятия телекоммуникаций увеличили доход на 2% по сравнению с 2009 годом. Соответствует ли это прогнозам комиссии, и как Вы оцениваете этот показатель?
Это несколько ниже, чем мы ожидали. Не смотря на кризисные явления в экономике, мы прогнозировали рост в 5%. Такой результат объясняется наcыщением рынка услуг мобильной связи и низкими темпами роста рынка услуг фиксированной связи. Проникновение услуг мобильной связи в Украине составляет около 120%. Лучшее качество и удобство мобильной связи приводит к тому, что смежный рынок не развивается столь высокими темпами. Доминирующим оператором на рынке услуг фиксированной связи является ОАО «Укртелеком», не менее 30-40% сети которого остается аналоговой, что не может обеспечить необходимое качество и ассортимент услуг. Для исправления ситуации нужны масштабные инвестиции в цифровизацию сетей госмонополиста.
Можно ли говорить о том, что кризис на рынке связи преодолен? Каковы Ваши прогнозы на этот год? Можно ли прогнозировать, что рост будет более существенным?
В этом году мы также ожидаем роста объема услуг на 5%. Он может быть достигнут за счет развития нового вида услуг. В первую очередь, это услуги широкополосного доступа к сети Интернет. Сегодня абонентами Интернет является около 3 млн. человек. Но динамика роста услуги очень впечатляет. Доходы от услуги по итогам 2010 года выросли на 25% и практически достигли отметки в 4 млрд. грн. Потенциал этой услуги весьма велик и количество абонентов интернета в будущем может достичь 40-50 миллионов пользователей. В этом году рост доходов от таких услуг может составить около 30%. Это те темпы роста, которые до кризиса демонстрировала отрасль в целом. Я думаю, что в этом году операторы сместят свои акценты развития с крупнейших городов на другие областные и районные центры. Залогом развития этого сегмента рынка является тот факт, что Интернет все активнее проникает во все сферы общественной жизни, развивается электронная торговля, мультимедийные услуги. В перспективе человек не сможет обходиться без Интернета.
Можно ли ожидать, что процедура выхода на рынок Интернет-провайдеров упростится?
Комиссия уже зарегистрировала в Минюсте порядок ведения реестра компаний, предоставляющих телекомуникационные услуги. Согласно нему, для работы на рынке интернет-оператору не нужна лицензия. Необходимо только прислать в НКРС уведомление о том, что компания намерена предоставлять интернет-услуги, и мы зарегистрируем ее как оператора. Ранее большинство компаний, работающих на рынке, имели статус провайдеров и не имели право строить свои сети, а могли только подключать абонентов к сети Интернет. То есть, по сути, могли только заниматься предоставлением посреднических услуг. Теперь мы существенно расширяем их возможности – они могут развивать свою инфраструктуру. Это даст существенный толчок развитию этого сегмента рынка.
То есть можно прогнозировать, что в этом году проблема нелегальных провайдеров будет решена?
Да. Нелегальных сетей практически не останется. Правоохранительные органы последние годы активно занимаются вопросом нелегальных сетей, постоянно их проверяя. Мы вводим условия деятельности, в которых прописаны технические требования к постройке интернет-операторами собственных сетей. А инспекция связи сможет осуществлять госнадзор за ними. Конечно, это не будет касаться контента, который передается по этим сетям. В случае технических нарушений на таких операторов будут налагаться административные штрафы. При повторных нарушениях будем исключать таких провайдеров из реестра. В случае если исключенные из реестра субъекты будут продолжать работу без регистрации, то их деятельность уже будет трактоваться как уголовное преступление. В целом, можно прогнозировать, что цены на услуги интернета будут падать, и они будут все более доступными.
Какими будут основные тенденции на рынке связи в этом году? На чем сконцентрируются операторы и чего стоит ждать абонентам?
Рынок голосовых услуг мобильной связи является насыщенным, и в этом году ожидаем смещение тенденций на развитие мультимедийных услуг. Для их предоставления нужны сети 3G. У наших операторов есть возможность очень быстро развернуть эти сети, и благодаря этому они смогут развивать это направление и наращивать свои доходы.
Мы рассчитываем провести в этом году тендер на частотный ресурс для 3G. В 2011 году, в случае выдачи 3G – лицензий, инвестиции операторов в инфраструктуру могут составить порядка 500 млн. грн. Наиболее конструктивным является сценарий, чтобы операторы стартовали одновременно. Также надеюсь, что в этом году начнут предоставляться услуги цифрового эфирного ТВ, включая мобильное телевидение. При условии приватизации «Укртелекома» ожидаем активной цифровизации его сетей. Это, в свою очередь, позволит повысить проникновение фиксированной связи с 25% до 30%, а доходы от предоставления услуг фиксированной связи в этом году могут вырасти на 5%.
А можете ли Вы гарантировать, что тендер на 3G - лицензии наконец-таки состоится в этом году? И сколько сможет получить бюджет от его проведения?
Все упирается в конверсию радиочастот. Для успешного проведения конверсии необходимы согласованные действия нескольких центральных органов исполнительной власти – Мининфраструктуры, Минобороны, НКРЗ. Поэтому гарантировать проведение тендера сложно. Но с вероятностью 80% в этом году он будет проведен. За 5 лет, с учетом налоговых поступлений, бюджет может получить около 6 млрд. грн. Доходы операторов от предоставления 3G-услуг за 5 лет могут составить до 40 млрд. грн.
Руководство «Киевстара» достаточно жестко критикует НКРС за то, что комиссия, по мнению компании, не способствует процессу проведения рефарминга (перераспределения – прим. «ДЕЛО») частот и принятия принципа технологической нейтральности, что упростит запуск и развитие новых технологий связи. Что вы можете ответить на эту критику?
Специалистам, которые это высказывают, мы рекомендуем изучить отраслевое законодательство относительно функций каждого органа власти. Вопрос технологической нейтральности находится в ведении Государственной администрации связи. Что касается рефарминга, функция НКРС заключается в том, чтобы правильно скомпоновать полосы частот и переоформить лицензии операторам. Но законодательство позволяет начать процесс только при условии согласия всех операторов, имеющих лицензии на использование радиочастот. Мы не можем принуждать кого либо из участников процесса. «Киевстар» должен сам, как инициатор рефарминга, договорится с другими игроками, а не пытаться втянуть нас в процесс разборок, что недопустимо.
Не считаете ли вы что, уровень конкуренции на мобильном рынке может снизиться в результате начавшегося объединения «Киевстара» и Beeline? Не стоит ли абонентам опасаться роста тарифов и прочих неприятных сюрпризов?
Я думаю, что сейчас конкуренция на рынке высока, и ее уровень не будет снижаться. Конечно, есть симптомы того, что крупные мобильные операторы хотят использовать в конкурентной борьбе свои рыночные преимущества. В этом году законодательство расширило наши полномочия. Мы будем определять операторов с существенным рыночным преимуществом, и сможем накладывать на них регуляторные ограничения. То есть будем, например, вмешиваться в тарифы, если они будут незаконно повышаться. Но в целом, считаю, что три оператора вполне достаточно для нормальной степени конкуренции. Это создаст благоприятные условия для расширения ассортимента и повышения качества предоставляемых услуг.
Как вы оцениваете ситуацию с приватизацией «Укртелекома»? Не считаете ли Вы, что стартовая цена продажи существенно занижена?
Сложно сказать, так как я не член приватизационной комиссии, и не владею всей информацией о пассивах и активах компании.
А как Вы прокомментируете то, что на компанию претендует только один участник? Не считаете ли Вы, что это произошло благодаря тому, что ФГИ сознательно отсек крупных зарубежных инвесторов от участия в конкурсе?
То, что на компанию претендует один участник – это не очень хорошо. Но учитывая опыт комиссии по проведению конкурсов, например на WiMax-частоты, можно сказать, что активность инвесторов очень низкая. Сегодня мало желающих вкладывать деньги в телекоммуникации. Поэтому реально условия, наверное, такие, что больше никто не захотел претендовать на покупку госкомпании.
Каким образом ситуация с продажей компании отразится на развитии отрасли?
Деятельность компании требует больших инвестиций в цифровизацию сетей, особенно в районных центрах и сельской местности. Чем быстрее они найдутся, тем более конкурентной и эффективной она будет. Поэтому приватизация компании с соответствующими инвестициями позволит сохранить позиции «Укртелекома» на рынке и расширить ассортимент услуг для населения.
Будут ли дорожать услуги связи в этом году?
Мы рассматриваем возможность повысить тарифы на местную связь на 15% и соответственно повысить ее окупаемость. Дело в том, что местная связь является убыточной для операторов из-за того, что мы не можем допустить резкого повышения тарифов на этот социальный вид услуг. А компенсационных механизмов, например, как создание Фонда универсальных услуг, в Украине не предусмотрено.
Какими будут приоритетные задачи НКРС в этом году?
Мы планируем снижать административные барьеры доступа на рынок за счет перехода на регистрационную основу осуществления деятельности. Это должно повысить активность компаний на рынке. Второе направление – это окончательное урегулирование ситуации по вопросу взаимосоединения сетей.
Также планируется подготовить тарифы на доступ к кабельной канализации. К средине года определим операторов с существенным рыночным преимуществом. Мы ограничим количество плановых проверок операторов, реагируя на конкретные жалобы, то есть не будем вмешиваться без причины в деятельность компаний. Еще одно направление нашей работы -защита прав абонентов, то есть требование от операторов прозрачных условий работы, недопущение незаконного списывания денег со счетов клиентов и возвращение им средств за непредоставленные услуги.
Принятия каких наиболее важных для рынка законопроектов будет добиваться комиссия?
Мы будем выступать за расширение полномочий НКРС по анализу рынков телекоммуникационных услуг, и определение операторов с существенным рыночным преимуществом и на других рынках, кроме рынка пропуска трафика. Это касается рынков услуг фиксированной и мобильной связи в целом, а также использования кабельной канализации. Таким образом мы сможем повышать конкуренцию на этих рынках, что станет движущей силой для расширения ассортимента и качества услуг по доступным ценам.
Станислав Яблонский, «Дело»
Источник: IT pro UA
blog comments powered by Disqus