Голосование




влажность:

давление:

ветер:

влажность:

давление:

ветер:

влажность:

давление:

ветер:

влажность:

давление:

ветер:

влажность:

давление:

ветер:



«Наши телекомоператоры еще не преодолели рыночного эгоизма»

08 февраля 2011

— Какими, по вашим прогнозам, будут ключевые направления развития рынка телекоммуникаций в текущем году?— 2011 год будет годом развития интернет-услуг, предоставляемых по технологии широкополосного доступа (ШПД. — Ред.).

В частности, много в этом году будет сделано для внедрения технологии LTE (которую уже окрестили технологией четвертого поколения, или 4G. — Авт.). В прошлом году рынок ШПД продемонстрировал прирост в 25%, достигнув объема в 4 млрд грн., в 2011 г. ожидаем прироста еще на 30%.

— Что же будет сделано для развития стандарта LTE в этом году?

— Сейчас для принятия любого стандарта Международным союзом электросвязи необходимо пройти девять этапов. Разработка стандарта LTE находится на 8-м этапе, затем эта технология будет официально стандартизирована Международным институтом стандартов (МИС. — Ред.).

НКРС совместно с Министерством инфраструктуры проводит исследования возможности или выделения отдельного диапазона частот под стандарт LTE, или включения его как дополнительного к существующим, например, к мобильной связи в диапазонах 900 МГц и 1800 МГц.

Во исполнение поручения премьер-министра Украины Николая Азарова мы будем проводить такие исследования вместе с Минобороны, потому что многие полосы радиочастот все еще заняты военными. В марте мы дадим свои рекомендации относительно использования стандарта LTE в Украине.

— Вы говорите о внедрении 4G, тогда как мобильные операторы уже шесть лет не могут получить лицензии на 3G-связь. И они не раз заявляли, что сразу перейдут к LTE.

— План конверсии частот под 3G у нас на рассмотрении, в нем есть еще некоторые неточности. В течение февраля, мы надеемся, Минобороны их устранит, в марте проведем опрос желающих участвовать в тендере, проверим потребности в использовании частотного ресурса, потом в течение двух месяцев начнем принимать заявки от желающих и в мае-июне будем готовы объявить тендер.

— Вы говорите, что в марте решите, как внедрять 4G, и только в мае определите дату конкурса на 3G-лицензии. Так нужен ли он вам или операторам?

— Действительно, LTE дает больше возможностей, чем 3G, в частности, в области высокоскоростной передачи данных, но, так или иначе, этап 3G мы должны пройти. Кроме того, операторы не хотят пропускать третий этап развития, т.е. 3G. Сейчас в качестве одного из сценариев рассматривается внедрение связи четвертого поколения после третьего, причем на тех же частотах.

В Европе частоты под 3G, возможно, тоже будут использованы и под LTE. Мы будем работать параллельно с европейскими органами регулирования над выработкой стратегии внедрения 4G, чтобы Украина в этом процессе не была белой вороной.

Впрочем, сейчас речь идет и о том, что под LTE будет выделен более высокочастотный диапазон, позволяющий обеспечить большие пропускные способности, например, 2,5-2,7 ГГц.

— По вашим прогнозам, 4G будет внедряться быстрее, чем 3G?

— Я думаю, что возможно параллельное внедрение 3G и LTE. Сейчас есть двухрежимные мобильные терминалы, которые работают в формате и 3G, и 2G.

В результате операторы имеют возможность одновременно использовать и 2G (для голосовых услуг), и 3G (для передачи данных), им только нужны дополнительные частоты.

Мы рассматриваем возможность создания единой 3G-сети (а впоследствии и LTE-сети) силами всех операторов, а затем они просто обеспечат роуминг между этими сетями.

— А диапазон 2,5-2,7 ГГц уже готов к конверсии или с ним тоже возникнет такая же проблема, как с частотами под 3G?

— С точки зрения конверсии диапазон готов, но лицензии на работу в нем имеют несколько операторов.

— Для каких технологий?

— Мультисервисный доступ.

— Но в таком случае по ходу внедрения на этих частотах LTE-технологии возможны рыночные «терки» между нынешними лицензиатами и мобильными операторами, слияния, поглощения…

— Это уже проблема операторов; они независимо от регулятора ведут переговоры с собственниками компаний.

— А как вы планируете регулировать противоречия между мобильными операторами в случае создания совместной сети 3G и 4G?

— Создание общей системы требует доброй воли игроков рынка, НКРС не может ничего навязывать. Если договоренности о создании совместной сети не будут достигнуты, Комиссия не сможет заставить операторов объединиться. Хотя во многих странах эта модель реализуется, наши операторы, и я всегда им об этом говорю, еще не преодолели рыночного эгоизма.

Разногласия по одним вопросам ведут к тому, что они не могут договориться по другим, например, относительно национального роуминга. Даже после принятия поправок к Закону «О телекоммуникациях» (вводящих нормы о национальном роуминге) мы не можем заставить операторов заключать друг с другом соответствующие договоры.

— А обсуждалась ли с операторами идея создания общей сети?

— Обсуждалась, но у мобильных операторов поддержки не нашла. Сейчас они поднимают другие вопросы: например, о рефарминге (перераспределении между операторами. — Авт.) частот в диапазоне 900 МГц для последующего внедрения в нем услуг 3G. Опыт многих стран свидетельствует, что более выгодно внедрять 3G-связь не в диапазоне 2 ГГц, а как раз в диапазоне 900 МГц.

Но у нас лицензирование и распределение частот происходило по мере их конверсии, поэтому операторы не имеют в пользовании сплошных полос (отрезков диапазона) частот, а для полноценного предоставления услуг 3G оператору необходима полоса минимум в 5 МГц.

Решить эту проблему можно путем рефарминга. И соответствующие изменения в Закон о телекоммуникациях уже внесены, но переоформить лицензии можно только по согласию всех участников, однако рыночный эгоизм не позволил операторам договориться и по этому вопросу.

— Какова роль регулятора в этом случае?

— Не у всех операторов наличествует достаточное количество частот для организации 3G в диапазоне 900 МГц. Так получилось, что больше всех частот у компаний «Київстар» и «МТС Украина», а у «Астелита» меньше всех. А после объединения «Київстару» и «Украинских радиосистем» частотная емкость компании еще больше увеличилась.

НКРС вместе с Антимонопольным комитетом Украины и Комитетом Верховной Рады по вопросам транспорта и связи готовит законопроект, ограничивающий возможности концентрировать частотный ресурс для одной технологии в руках одного оператора. АМКУ рекомендует предоставлять одной компании не более 35% частот, определенных для развития той или иной технологии.

— А у кого больше 35%?

— У «Київстару».

— Вы будете принуждать компанию к тому, чтобы она отдала частоты?

— Пока об этом рано говорить. Но не думаю, что дойдет до принуждения, тем более что закон обратной силы не имеет. Этот вопрос может решиться путем продажи части компании, поскольку законодательство позволяет выделять доли бизнеса с частью частот в отдельные структуры и продавать их…

— Ваш законопроект только обозначит проблему наличия «лишних» частот у крупных операторов, но проблему «мелкой нарезки» никак не решит…

— Все операторы заинтересованы, чтобы их бизнес развивался. После принятия новой редакции Налогового кодекса участникам рынка невыгодно, как раньше, иметь неиспользуемые частоты: некоторые крупные операторы с 2011 г. будут платить за все закрепленные за ними частоты около 200 млн грн. в год, а отказ от незадействованных частот позволит им сэкономить более 60 млн грн. И чтобы сконцентрировать у себя полосы, достаточные для внедрения 3G, участники рынка, думаю, подпишут все совместные обращения к нам, после чего можно будет провести рефарминг.

— По вашим оценкам, когда это может случиться?

— Я думаю, это вполне может произойти уже в этом году.

— А что мешает НКРС выработать такой же эффективный механизм, чтобы было невыгодно спекулировать на интерконнекте?

— Только в этом году Комиссия на законодательном уровне получила возможность определять операторов с существенной рыночной долей, доходы которых превышают 25% объемов рынка. За полгода мы определим, что это за операторы, и будем для них устанавливать ставки интерконнекта.

А для других операторов в законодательстве прописано, что тарифы на пропуск трафика должны быть не ниже, чем для доминирующих.

Во всем мире наблюдается тенденция к снижению ставок интерконнекта до экономически обоснованного уровня, и мы тоже пошли по пути снижения стоимости интерконнекта с 50 коп. за 1 мин завершения разговора сначала до 40 коп. (в 2010 г.), а буквально сегодня (разговор состоялся 1 февраля. — Ред.) Минюст зарегистрировал новые ставки в размере 36 коп.

И к концу года мы проведем еще одну итерацию снижения, завершив процедуру справедливой оценки стоимости интерконнекта.

— Так или иначе, ставки утверждены. Когда, по вашим прогнозам, операторы заключат договоры о взаимном доступе в сети и перестанут судиться друг с другом?

— Мы встречались с представителями Федеральной комиссии по связи США, так они говорят, что количество судебных споров между тамошними операторами на порядок выше, чем в Украине. Либеральная политика в отрасли связи ведет к возникновению большого количества судебных разбирательств. И я не думаю, что это плохо.

Если Украина станет ассоциированным членом ЕС, Европа будет требовать, чтобы все ее рекомендации (в том числе и относительно либерализации отношений на рынках связи) были имплементированы. В тех же Болгарии, Польше ставки интерконнекта устанавливаются в пользу мелких операторов, а не симметричны, как у нас.

Мы еще не завершили процесс снижения ставок, а дальше, по результатам анализа рынка пропуска трафика, будем принимать соответствующие регуляторные решения.

— Вы тоже намерены вводить асимметричные ставки в пользу мелких игроков?

— Я бы не загадывал пока, тем более мне бы не хотелось заранее принимать решения за всю Комиссию.

— Но вы обсуждали это со всеми членами Комиссии?

— Мы постоянно это обсуждаем. Но если мы сейчас четко определим эти направления и скажем, что будем по ним двигаться, крупные операторы сразу дадут этим начинаниям негативную оценку. А этого не хотелось бы.

— А вы ожидаете негативной реакции?

— Да, со стороны крупных операторов.

— В прошлом году одним из решений НКРС, вызвавших бурную негативную реакцию операторов, было утверждение Правил предоставления и получения телекоммуникационных услуг. В результате многие цивилизованные нормы были вычеркнуты из документа в угоду крупным игрокам рынка.

— НКРС взяла на себя труд по разработке этих Правил, хотя предыдущие разрабатывало Минтранссвязи. Мы хотели их максимально адаптировать к европейским.

Принимается этот документ Кабмином, а до этого нужно провести общественные слушания, согласовать его с большинством центральных органов исполнительной власти, и только после этого он подается на юридическое заключение в Минюст, а потом в Кабмин.

Мы разработали эти Правила полгода назад, а когда вынесли на общественное обсуждение, они были восприняты мобильными операторами в штыки, поскольку правила отменяли плату за соединение (ПЗС. — Авт.).

Комиссия вынуждена была смягчить эти Правила, чтобы получить согласие всего рынка, и мы его получили, сняв все до единого замечания, хотя Правила действительно получились излишне либеральными. Что касается той же ПЗС, мы настояли на том, что у каждого оператора должно быть хотя бы два пакета без нее.

— Любой тарифный план можно разрисовать так, чтобы не было ПЗС, но стоимость одной минуты была в 2 раза выше, чем в других тарифах…

— Мы это понимаем, но у нас не было другого выхода. Минтранссвязи сообщило нам, что не может согласовать новые Правила, поскольку к ним есть замечания участников рынка, а когда центральный орган исполнительной власти занимает такую позицию, мы не можем вступать с ним в конфликт.

— Но НКРС, кажется, независимый регулятор, который не подчиняется Мининфраструктуры…

— Да, но в данном случае, поскольку Правила регулируются постановлением Кабмина, без согласования с центральными органами власти правительство их не примет.

— Не выйдут ли Правила из стен министерства еще более выхолощенными?

— Нет, изменений уже не будет, все вопросы сняты.

— В декабре 2010 г. НКРС утвердила Правила предоставления услуги сохранения абонентского номера при смене абонентом оператора (MNP). Когда же и на каких условиях будет внедрена эта услуга (согласно принятым в июле 2010 г. поправкам к Закону «О телекоммуникациях», на ее внедрение отводилось полгода. — Ред.)?

— Для каждого закона Кабмин готовит план внедрения его положений. Согласно этому плану, центральным органам власти, в частности, Мининфраструктуры, в течение полугода необходимо привести свои нормативные акты в соответствие с измененным Законом «О телекоммуникациях».

Второй пункт плана обязывает НКРС разработать порядок переноса номера и национального роуминга. Мы разработали свои документы, а министерство — нет; в результате работа застопорилась.

Мы вынуждены были обратиться в Кабмин и сообщить, что не можем предпринимать дальнейших шагов без принятия документов о технической реализации этой услуги.

— У вас есть видение того, на каких условиях MNP будет предоставляться абонентам?

— Мы считаем, что эта услуга должна предоставляться абонентам бесплатно, и это записано в Правилах предоставления MNP. А операторы, к которым будут переходить абоненты, будут оплачивать администрирование данной услуги из доходов от новополученного трафика.

— Кто будет рассчитывать стоимость этого трафика, НКРС?

— Нет, мы не имеем таких полномочий, это будет делаться по договору между администратором базы данных переходящих абонентов и операторами-реципиентами.

— А не повторится ли ситуация, как с интерконнектом, когда операторы не смогут договориться относительно этих расценок?

— Миром правят интересы, и мы исходили из того, кто имеет интерес в этом случае. Заинтересованным лицом является оператор-реципиент, получающий новый доход, и он должен рассчитываться за услугу MNP. На мой взгляд, эта плата не должна быть больше 10% дохода, получаемого от перешедшего абонента.

— Все-таки, когда же можно будет воспользоваться этой услугой, ведь в Законе сказано, что речь идет о возможности предоставлять MNP вне зависимости от технологии связи?

— От мобильных операторов мы можем ожидать предложения такой услуги уже в этом году. Что касается фиксированной связи, то в 2011 году ничего не выйдет, поскольку 30% сети «Укртелекома» обслуживают аналоговые АТС, которые не в состоянии предоставлять эти услуги.

— До 30 января мобильные операторы должны были подать в НКРС и опубликовать на своих сайтах и в местах продажи своих услуг отчеты об их качестве. Когда вводилась эта норма, была идея привязать качество услуг к их стоимости, сейчас об этом речи нет. Какую пользу извлекут абоненты из того, что будут знать о качестве получаемых услуг, если это не будет коррелировать с их стоимостью?

— Длительное время у нас вообще не было стандартов качества, к счастью, для мобильных операторов они были утверждены Минтранссвязи в начале прошлого года.

Однако при этом возникла проблема, поскольку опять-таки при общественном обсуждении операторы заявили, что не имеют возможности измерять все предложенные НКРС параметры, так как у них нет соответствующих методик и приборов.

— О каких параметрах идет речь?

— Это количество ошибок при передаче данных, информация об уровнях покрытия территории, о проценте отказов от соединения, об артикуляции речи и т.д.

— А что значит, нет приборов, наши операторы не могут просто их купить?

— Мы поставили перед ними задачу купить такие приборы. Но остается вопрос легализации измерений. Такие методики есть у МИС, но имплементировать их должно Мининфраструктуры, поскольку подчиненная ему Госадминистрация связи отвечает за стандартизацию и техническую политику.

— Что же тогда происходит: технические возможности в природе существуют, но для нашего первобытного оператора они не доступны? Почему же Госадминистрация связи не выполняет свои прямые обязанности?

— Думаю, такое же интервью вы можете взять у руководства Госадминистрации связи, и они разъяснят, почему так получается. В этом году мы проводим с Госадминистрацией связи роботу, чтобы эти методики были легализованы уже в следующем году.

— Получается, что решаются лишь те вопросы и задачи, решение которых интересно операторам, а неинтересные им методики и оборудование не ввозятся, не приобретаются, не легализуются?

— Часто так бывает. К сожалению, Мининфраструктуры принимает отнюдь не все документы, которые они обязуются разработать.

— А выступить как независимый инспектор вы не можете?

— В нашей структуре есть Украинский государственный центр радиочастот, который имеет лучшую в Европе систему радиомониторинга. Кроме того, есть один из лучших в Европе испытательных центров, укомплектованный самыми современными измерительными приборами.

Более того, есть приборы, позволяющие измерять качество мобильной связи. Проблема только в легализации этих измерений. Но операторы должны или заказывать такие измерения у госпредприятия, или сами выполнять их.

— Выходит, что есть законы действенные и действующие, но что касается их исполнения, то часто там и конь не валялся. А суперсовременный исследовательский центр существует только для того, чтобы пускать пыль в глаза Евросоюзу, и рассказывать, что у нас самые модные приборы, которые мы не можем применить по назначению.

— У нас единственный путь — самим разрабатывать методики, подавать их и ждать утверждения. Но и тут все не так просто, например, три года назад мы разработали методики электромагнитной совместимости, передали их на утверждение Минтранссвязи, но они до сих пор не утверждены.

— Вы будете штрафовать операторов за несоответствующее качество услуг?

— У нас есть такая возможность, поскольку это фактическое нарушение лицензионных условий. Но штрафы — не панацея. Наша главная задача — добиться того, чтобы качество стало условием конкуренции и чтобы конкуренция привела к повышению качества услуг. А пользователь при этом в любой момент мог бы выбрать оператора, обеспечивающего нужные ему качество и стоимость услуги.

Досье БИЗНЕСа

Владимир Олейник, председатель Национальной комиссии по вопросам регулирования связи (НКРС)

Родился: 16 октября 1957 г. в г.Тартакове (Львовская обл.).
Образование: Одесский электротехнический институт связи им.А.С.Попова, специальность — «радиосвязь и радиовещание» (1979 г.); Военная академия связи им.С.М.Буденного (г.Ленинград, РФ), специальность — «инженерная оперативно-тактическая, средства связи» (1989 г.).
Карьера: более 30 лет служил в Вооруженных Силах на инженерных, научных и руководящих должностях; 1996-2001 гг. — начальник научного центра управления, связи, разведки и радиоэлектронной борьбы Минобороны; 2001-2005 гг. — начальник Украинского государственного центра радиочастот и надзора за связью «Укрчастотнадзор» — начальник Государственной инспекции электросвязи; 2005-2010 гг. — член НКРС; с 1 апреля 2010 г. — председатель НКРС.
Семейное положение: женат, двое детей.

Бакалинская Ангелина Александровна, Силивончик Владислав Иванович, «БИЗНЕС»

Источник: IT pro UA

622

blog comments powered by Disqus

Мобильная связь


Последние Популярные Коментируют

Темы форума