Далибор Турина (Ericsson): "Первое условие успеха — агрессивный маркетинг"
По прогнозам аналитической компании ABI Research, в 2008 году число пользователей мобильного ТВ в мире удвоится и достигнет почти 50 млн человек. При этом к 2012 году число абонентов мобильного ТВ превысит 450 млн. О том, как сделать услуги мобильного ТВ рентабельными для операторов, о развитии Ericsson в России и о том, сколько зарабатывают западные операторы на этой услуге, корреспонденту РБК daily АЛЕКСАНДРУ ДЕМЕНТЬЕВУ рассказал директор направления "Мобильное ТВ" департамента "Мультимедиа" Ericsson ДАЛИБОР ТУРИНА.
— В мире используются две технологии работы мобильного ТВ — эфирные и сотовые. Какие технологии более эффективные для сотовых операторов, на ваш взгляд?
— Действительно, в мире операторы мобильного ТВ используют два типа технологий. С нашей точки зрения сотовые сети являются наиболее эффективными в плане оптимальности затрат оператора на предоставление услуг мобильного ТВ. Сотовые сети уже работают сейчас, на них можно доставлять много услуг, в том числе и мобильное ТВ. Что же касается эфирных технологий, они подразумевают построение специальной отдельной сети для предоставления только одной услуги, что гораздо менее эффективно с точки зрения издержек.
Главный плюс сотовых технологий перед выделенными — более широкий спектр предоставляемых сервисов в рамках услуги мобильного ТВ и возможности интерактивности. Первый сервис — это классическое телевещание. Второй — Video on Demand (видео по запросу. — РБК daily), когда пользователь заказывает определенный фильм или передачу. И подкасты — обновление, что нового произошло по сравнению с тем, что было раньше. Здесь сотовая сеть — оптимальный вариант. Кроме того, сотовые сети в отличие от эфирных дают возможности интерактивности. Всего в мире прошло свыше 200 запусков мобильного ТВ, из которых 180 — на базе сотовых технологий. При этом свыше 60 запусков были обеспечены Ericsson.
— Однако некоторые участники рынка считают выделенные технологии более перспективными, аргументируя это тем, что они не перегружают сотовые сети...
— Да, мы время от времени слышим эти комментарии. Это действительно главный аргумент противников использования мобильных сетей для ТВ. Однако в существующих 3G-сетях технология HSPA имеет достаточную емкость и пропускную способность для услуг мобильного ТВ. При этом сети сотовой связи гораздо экономичнее, потому что мобильная связь предоставляет более широкий спектр услуг: мобильный ШПД, сообщения, голосовые услуги в едином пакете.
— Некоторые российские эксперты сомневаются в том, что услуга мобильного ТВ будет пользоваться серьезным спросом у абонентов. Как обстоят дела на Западе с распространением этой услуги?
— Такой скептицизм во многом обусловлен низкой популярностью этих услуг до 2007 года — в те времена роста абонентской базы действительно не наблюдалось. Сейчас появились первые истории успеха — появились операторы, выбравшие грамотную маркетинговую политику. Накоплена критическая масса опыта, проведены первые эксперименты.
К примеру, возьмем Orange во Франции — оператор запустил мобильное ТВ еще в 2004 году с тарифом 6 евро за 10 минут просмотра в месяц. Потом оператор расширил спектр предложений, но к радикальным изменениям это не привело. В 2006 году Orange запустил безлимитное ТВ за 12 евро в месяц, и тут произошел резкий рост абонентской базы, по итогам прошлого года превысивший 1 млн человек. Помимо этого тарификация стала прозрачной — ранее пользователь платил отдельно за контент и за трафик и не было понятно, в какую сумму ему обойдутся в итоге услуги. Подобные инициативы успешно запускали и другие операторы.
— Какие, на ваш взгляд, меры должны принимать операторы, чтобы обеспечить успешный запуск мобильного ТВ?
— Первое условие успеха — агрессивный маркетинг. Нужно обучить рынок, рассказать абонентам, что они могут получить в рамках услуги. С другой стороны, предложения должны быть привлекательными. Нужна фиксированная цена — безлимитный доступ за определенную сумму ежемесячно. Нужно составлять пакеты, комбинирующие услуги ТВ, видео по требованию, высокоскоростной Интернет, сервисы передачи сообщений и закачивания музыки. Должна быть обеспечена простота использования сервиса — программа-клиент, заранее установленная на телефоне, отображающая меню телеканалов и действующая как пульт обычного телевизора. Еще один залог успеха — запуск услуги видео высокого качества (HD). Огромную роль играет разнообразие предлагаемых ТВ каналов и видео по запросу, а также наличие на рынке продвинутых абонентских устройств с поддержкой ТВ высокого разрешения.
Немаловажно и сегментировать услуги, запуская премиум-контент, — например, для Франции это футбол. За трансляции в прямом эфире "живого" футбола Orange во Франции начисляет дополнительно к основному пакету 6 евро ежемесячно. Такой премиум-контент сильно варьируется в разных странах и пользуются повышенным спросом. В целом все эти инициативы и приводят к тому, что абонентская база мобильного ТВ растет. А операторам эта услуга дает прибавку к ARPU на 5—10 евро.
— Насколько рентабельна услуга мобильного ТВ?
— К сожалению, не могу говорить за всех операторов. Могу сказать, что запуск услуг мобильного ТВ эффективен, если у оператора сотовой связи уже есть сеть 3G/HSPA. Многое зависит от бизнес-кейсов и пакетных предложений, которые сформируют операторы.
— Есть ли у вас опыт сотрудничества с российскими сотовыми операторами?
— На российском рынке у нас есть примеры взаимодействия с МТС. В частности, год назад Ericsson первым в России реализовал тестовый проект по интерактивному ТВ в рамках выставки "Инфоком", которым заинтересовалась МТС. Совместно с оператором мы успешно протестировали и запустили инновационные услуги на основе мобильного телевидения. Например, на прошедшем в июне этого года XII Петербургском международном экономическом форуме с помощью услуги "видеостриминг" участники могли наблюдать прямые трансляции мероприятий из четырех конференц-залов форума на экране своего мобильного телефона.
— Ведете ли вы сейчас переговоры с кем-то из "большой тройки"?
— Переговоры, безусловно, ведутся, но любая компания объявляет о заключенных контрактах после того, как все бумаги подписаны.
РБК daily
— В мире используются две технологии работы мобильного ТВ — эфирные и сотовые. Какие технологии более эффективные для сотовых операторов, на ваш взгляд?
— Действительно, в мире операторы мобильного ТВ используют два типа технологий. С нашей точки зрения сотовые сети являются наиболее эффективными в плане оптимальности затрат оператора на предоставление услуг мобильного ТВ. Сотовые сети уже работают сейчас, на них можно доставлять много услуг, в том числе и мобильное ТВ. Что же касается эфирных технологий, они подразумевают построение специальной отдельной сети для предоставления только одной услуги, что гораздо менее эффективно с точки зрения издержек.
Главный плюс сотовых технологий перед выделенными — более широкий спектр предоставляемых сервисов в рамках услуги мобильного ТВ и возможности интерактивности. Первый сервис — это классическое телевещание. Второй — Video on Demand (видео по запросу. — РБК daily), когда пользователь заказывает определенный фильм или передачу. И подкасты — обновление, что нового произошло по сравнению с тем, что было раньше. Здесь сотовая сеть — оптимальный вариант. Кроме того, сотовые сети в отличие от эфирных дают возможности интерактивности. Всего в мире прошло свыше 200 запусков мобильного ТВ, из которых 180 — на базе сотовых технологий. При этом свыше 60 запусков были обеспечены Ericsson.
— Однако некоторые участники рынка считают выделенные технологии более перспективными, аргументируя это тем, что они не перегружают сотовые сети...
— Да, мы время от времени слышим эти комментарии. Это действительно главный аргумент противников использования мобильных сетей для ТВ. Однако в существующих 3G-сетях технология HSPA имеет достаточную емкость и пропускную способность для услуг мобильного ТВ. При этом сети сотовой связи гораздо экономичнее, потому что мобильная связь предоставляет более широкий спектр услуг: мобильный ШПД, сообщения, голосовые услуги в едином пакете.
— Некоторые российские эксперты сомневаются в том, что услуга мобильного ТВ будет пользоваться серьезным спросом у абонентов. Как обстоят дела на Западе с распространением этой услуги?
— Такой скептицизм во многом обусловлен низкой популярностью этих услуг до 2007 года — в те времена роста абонентской базы действительно не наблюдалось. Сейчас появились первые истории успеха — появились операторы, выбравшие грамотную маркетинговую политику. Накоплена критическая масса опыта, проведены первые эксперименты.
К примеру, возьмем Orange во Франции — оператор запустил мобильное ТВ еще в 2004 году с тарифом 6 евро за 10 минут просмотра в месяц. Потом оператор расширил спектр предложений, но к радикальным изменениям это не привело. В 2006 году Orange запустил безлимитное ТВ за 12 евро в месяц, и тут произошел резкий рост абонентской базы, по итогам прошлого года превысивший 1 млн человек. Помимо этого тарификация стала прозрачной — ранее пользователь платил отдельно за контент и за трафик и не было понятно, в какую сумму ему обойдутся в итоге услуги. Подобные инициативы успешно запускали и другие операторы.
— Какие, на ваш взгляд, меры должны принимать операторы, чтобы обеспечить успешный запуск мобильного ТВ?
— Первое условие успеха — агрессивный маркетинг. Нужно обучить рынок, рассказать абонентам, что они могут получить в рамках услуги. С другой стороны, предложения должны быть привлекательными. Нужна фиксированная цена — безлимитный доступ за определенную сумму ежемесячно. Нужно составлять пакеты, комбинирующие услуги ТВ, видео по требованию, высокоскоростной Интернет, сервисы передачи сообщений и закачивания музыки. Должна быть обеспечена простота использования сервиса — программа-клиент, заранее установленная на телефоне, отображающая меню телеканалов и действующая как пульт обычного телевизора. Еще один залог успеха — запуск услуги видео высокого качества (HD). Огромную роль играет разнообразие предлагаемых ТВ каналов и видео по запросу, а также наличие на рынке продвинутых абонентских устройств с поддержкой ТВ высокого разрешения.
Немаловажно и сегментировать услуги, запуская премиум-контент, — например, для Франции это футбол. За трансляции в прямом эфире "живого" футбола Orange во Франции начисляет дополнительно к основному пакету 6 евро ежемесячно. Такой премиум-контент сильно варьируется в разных странах и пользуются повышенным спросом. В целом все эти инициативы и приводят к тому, что абонентская база мобильного ТВ растет. А операторам эта услуга дает прибавку к ARPU на 5—10 евро.
— Насколько рентабельна услуга мобильного ТВ?
— К сожалению, не могу говорить за всех операторов. Могу сказать, что запуск услуг мобильного ТВ эффективен, если у оператора сотовой связи уже есть сеть 3G/HSPA. Многое зависит от бизнес-кейсов и пакетных предложений, которые сформируют операторы.
— Есть ли у вас опыт сотрудничества с российскими сотовыми операторами?
— На российском рынке у нас есть примеры взаимодействия с МТС. В частности, год назад Ericsson первым в России реализовал тестовый проект по интерактивному ТВ в рамках выставки "Инфоком", которым заинтересовалась МТС. Совместно с оператором мы успешно протестировали и запустили инновационные услуги на основе мобильного телевидения. Например, на прошедшем в июне этого года XII Петербургском международном экономическом форуме с помощью услуги "видеостриминг" участники могли наблюдать прямые трансляции мероприятий из четырех конференц-залов форума на экране своего мобильного телефона.
— Ведете ли вы сейчас переговоры с кем-то из "большой тройки"?
— Переговоры, безусловно, ведутся, но любая компания объявляет о заключенных контрактах после того, как все бумаги подписаны.
РБК daily
Источник: Broadcasting
Мобильная связь
22:07
Интрига затягивается: телеком-регулятор готовит новый 4G-тендер, который рискует не состояться
15:36
СП не за горами
Темы форума
20 мая 2025
Транспондерные новости 3.1°E - Eutelsat 3B
20 мая 2025
Новости от "НТВ-ПЛЮС"/ НТВ-ПЛЮС УКРАИНА
19 мая 2025
Вижн ТВ. Новости - хорошие и плохие
12 мая 2025
Евроспорт и Олимпиада
11 мая 2025
T2-MI пакет Концерна РРТ МХ-7 @ 4.8°E
11 мая 2025
Транспондерные новости 76.5°E - Apstar 7
11 мая 2025
T2-MI пакет Концерна KРРТ МХ-7 @ 23.5°E
07 мая 2025
Транспондерные новости 38°E - PakSat 1R
07 мая 2025
Вещание цифровых MX для Ровенской области
07 мая 2025
Вещание цифровых MX для Хмельницкой области
07 мая 2025
Спутниковые фиды, временные трансляции
06 мая 2025
Транспондерные новости 9°E - Eutelsat 9B
05 мая 2025
Мультиплекс МХ-7 от Концерна РРТ (174-230 МГц)
28 апреля 2025
Транспондерные новости 4.9°E - Astra 4A
24 апреля 2025
Цифровое телевидение по-украински