Как сообщал "Ъ", государство вскоре может получить полномочия вмешиваться в тарифную политику крупнейших операторов связи (см. вчерашний номер). О том, как в Нацкомиссии, осуществляющей госрегулирование в сфере связи и информатизации (НКРСИ), намерены регулировать стоимость услуг компаний, корреспонденту "Ъ" ИГОРЮ БУРДЫГЕ рассказал глава регулятора ПЕТР ЯЦУК.
— Вы предложили обязать операторов согласовывать тарифы с государством. Но ведь это вмешательство в их хозяйственную деятельность...
— Это вынужденная мера, без нее рынок не сможет эффективно развиваться дальше. В Украине назрела проблема недобросовестной конкуренции — операторы предоставляют услуги по ценам ниже себестоимости, субсидируя их за счет высокорентабельных сервисов, а это запрещено законом. Кроме того, есть и факты завышения цен, например, в роуминговых тарифах мобильных операторов или на рынке интернет-доступа.
— На каких рынках НКРСИ планирует регулировать тарифы?
— Мы перенимаем опыт Антимонопольного комитета, который достаточно сильно дробит рынки. Нет смысла анализировать общенациональный рынок, потому что, например, в сегменте интернет-доступа нет операторов с существенной рыночной долей — рыночная доля любого игрока будет менее 25%. Но ведь вы не потребляете услугу в целом по стране, интернет-доступ нужен вам на определенной улице в конкретном населенном пункте. Как правило, у вас есть выбор между несколькими провайдерами, и наша задача обязать их не завышать цены.
— Антимонопольный комитет (АМКУ) обвинял "Киевстар" и МТС в завышении цен на роуминг и внутреннюю связь. Вы предъявите этим компаниям аналогичные обвинения?
— АМКУ и сейчас привлекает нас к расследованию как экспертов, и наша позиция не всегда совпадает с мнением комитета. К примеру, средняя стоимость минуты мобильного разговора в Украине — 6-12 коп., для сравнения в ЕС — 0,2-0,3 евро (2-3,1 грн), поэтому говорить о завышении цен нашими компаниями нельзя. Но тарифы на звонки с мобильных телефонов на фиксированную сеть — 1,2 грн в минуту при стоимости интерконнекта 0,36 грн/мин., это сотни процентов рентабельности. То же самое с услугами роуминга: ставка по интерконнекту у наших операторов с европейскими — 0,12 евро (1,24 грн), а тарифы на разговоры — $5-6 за минуту (40-48 грн). Мы считаем, что это как раз тот случай, когда за счет высокой рентабельности одних услуг компании кроссубсидируют, например, бесплатные внутрисетевые звонки.
— НКРСИ недавно предложила создать госоператора связи. Зачем, если буквально полтора года назад был приватизирован "Укртелеком"?
— Нам нужно создать единую электронную систему взаимодействия государственных органов и учреждений. Изначально мы хотели поручить ее создание новому оператору, но сейчас пришли к выводу, что выгоднее взаимодействовать с сетями частных компаний.
— В НКРСИ заявляли о совместном проекте с частной компанией "Датагруп" по развитию интернет-доступа в селах по спутниковой технологии Ka-Sat. Какова судьба проекта?
— Реализация проекта во многом зависит от того, удастся ли создать Фонд универсальных услуг (его предлагается формировать за средства мобильных операторов,—"Ъ"). Сейчас мы опробуем технологию Ka-Sat на парламентских выборах — с ее помощью будет транслироваться сигнал с веб-камер, установленных на избирательных участках. Но для полноценной реализации проекта интернет-доступа в селах нужно чтобы государство инвестировало, на мой взгляд, хотя бы 50% его стоимости (общая стоимость проекта оценивалась в 465 млн грн.— "Ъ"). Найти эти средства без создания Фонда универсальных услуг затруднительно. Мы уже убедили в необходимости создания Фонда мобильных операторов, но нам активно противостоит Интернет ассоциация Украины (ИнАУ).
— Проект создания фонда поддержали в Минфине? Вы ведь предлагали наполнять его, сократив отчисления от услуг мобильной связи в Пенсионный фонд, а это означает потерю госбюджетом более 1 млрд грн...
— По нашим оценкам снижение поступлений будет меньше — около 600 млн грн в год, и мы убеждаем Минфин, что уже через год они восстановятся за счет общего роста экономики. Это не потери, а инвестиции. Международные исследования показывают: рост проникновения услуг широкополосного интернет-доступа на 10% приводит к росту ВВП на 1-2%.
— Но ведь есть более простой способ решения проблемы — мобильные операторы готовы были обеспечивать связь в отдаленных населенных пунктах в обмен на 3G-лицензии...
— Вопрос конверсии радиочастот для связи третьего поколения до сих пор не удается решить. Государство не хочет выделять на это деньги из бюджета. А операторы готовы профинансировать конверсию в том случае, если гарантированно получат лицензии, а мы не можем им этого обещать, ведь лицензии должны выдаваться по результатам конкурса. Получается замкнутый круг, и разорвать его можно только на законодательном уровне. У нас с Минобороны это пока не выходит.
Источник: КоммерсантЪ