За сотовых "перебежчиков" заплатит принимающий оператор
Компенсация самого владельца номера старому оператору за переход к другому составит 70–90 рублей.
Финансирование эксплуатации базы данных номеров, сохраненных сотовыми абонентами при переходе к другому оператору связи, будет осуществляться за счет платы, взимаемой с того оператора, к которому ушел абонент со своим старым номером. Такой механизм Минкомсвязи предложило внести в законопроект о внедрении в России услуги переноса номеров (MNP), говорится в протоколе совещания у вице-премьера Аркадия Дворковича (есть в распоряжении "Известий"). В этом случае сам принявший абонента оператор будет брать с него деньги в размере, не превышающем расходов оператора на внесение изменений в единую базу перенесенных номеров.
Обсуждавшийся на совещании у Дворковича механизм предусматривает, что создаваться база данных перенесенных номеров будет за счет денежных средств резерва универсального обслуживания, аккумулирующего отчисления от выручки всех операторов связи для возмещения убытков тех операторов, которые оказывают универсальные услуги связи по регулируемым государством ценам ? местной связи с помощью таксофонов и доступа в интернет через пункты коллективного доступа.
А вот расходы на текущую эксплуатацию базы будут покрываться за счет двух источников: платы тех операторов, к которым ушли абоненты с сохранением своего номера, и того же резерва универсального обслуживания. Правда, средства из резерва для этой цели будут браться только в том случае, если внесенных оператором денег не хватит на поддержку базы данных.
Но оператор не станет доставать деньги из своего кармана. В закон предложено внести положение о том, что оператор, принявший абонента, перешедшего с сохранением номера, может взимать с этого абонента плату за переход. Размер платы будет устанавливать оператор, но не выше, чем он сам заплатит за внесение в базу данных перенесенных номеров изменений о переходе номера абонента из одной сети в другую. Таким образом, абоненту придется заплатить за свой переход.
В проколе совещания не зафиксирован размер расходов на эксплуатацию базы данных и размер платы принимающими операторами за внесение в нее изменений. Однако можно оценить величину этой платы, исходя из известных данных.
Ранее Аркадий Дворкович заявил, что создание базы перенесенных номеров будет стоить 500 млн рублей, а ее обслуживание — порядка 300 млн рублей в год. В то же время, по оценкам исследовательской компании "Ромир", в переходе к другому оператору с сохранением своего номера в России заинтересовано около 2% абонентов. На сегодня в стране в сетях сотовой связи обслуживаются 220 млн активных SIM-карт, и эта цифра может служить базовой для расчетов, потому что между сетями будут мигрировать не физические пользователи, а именно принадлежащие им SIM-карты. Таким образом, за год в рамках услуги MNP будут перенесены до 4,4 млн номеров.
Если прогнозы Дворковича и социологов сбудутся, то расходы на эксплуатацию базы данных в расчете на один перенесенный номер составят около 70 рублей. Эти деньги и возьмут с принимающих операторов. Однако конечная сумма, которую оператор сможет потребовать с абонента, будет больше, так как после обрастания НДС и другими налогами она будет никак не меньше 90 рублей. Вот эту сумму, скорее всего, и заплатит сам абонент. Если, конечно, на практике не окажется, что поддержка базы обойдется не в 300 млн рублей, а в большую сумму.
Операторы по-разному относятся с такому механизму оплаты MNP.
Директор по корпоративным вопросам и правовой поддержке "Tele2 Россия" Мамука Мархулия заявил, что хотя Tele2 выступает за бесплатное предоставление услуги переноса номера, в компании считают сумму в 100 рублей разумной для MNP. В 20 из 36 европейских стран услуга MNP для абонента бесплатна. В остальных цена переноса номера — от €2 до €25, и оператор, к которому переходит абонент, как правило, не оставляет эту сумму себе. В большинстве стран, где за перенос номера взимается плата, эти деньги идут на содержание базы данных перенесенных номеров.
— Однако вне зависимости от платности или бесплатности услуги опыт показывает, что абоненты выбирают оператора исходя из критериев качества и цены, — говорит Мархулия.
В "ВымпелКоме" (бренд "Билайн") говорят, что в целом платность переносимости номера для абонента соответствует общей позиции участников рынка. Это может позволить частично компенсировать расходы по ведению базы данных перенесенных номеров. При этом на техническую реализацию решения потребуется год, поэтому очень важно, чтобы утверждение всех нормативных документов и подзаконных актов, в том числе регламентирующих механизмы расчетов за услугу переносимости номера, состоялись не позднее марта 2013 года. Только в таком случае можно выйти на целевой срок внедрения — март 2014 года.
В свою очередь, в пресс-службе МТС сказали, что схема оплаты услуги MNP еще требует доработки, поскольку ограничивает свободу абонента. На взгляд МТС, при переходе абонента от оператора к оператору возможно три варианта оплаты перенесенного номера: оператору-реципиенту (принимающему абонента с "чужим" номером), оператору-донору (оператору, от которого абонент уходит), а также напрямую в базу данных перенесенных номеров, поскольку именно она оказывает услугу по обслуживанию перенесенного номера. Абонент должен получить возможность выбрать любой из вариантов оплаты.
— Именно такой подход нам представляется оптимальным, поскольку обеспечивает абоненту большую свободу, не ограничивает возможность выбора нового оператора при переносе номера и минимизирует возможные злоупотребления, — считают в МТС.
Эксперт информационно-аналитического агентства "Мобильный форум" Алексей Бойко думает, что идея сделать платным для абонента сохранение номера — правильная, поскольку ставит некоторый барьер на пути любителей по многу раз менять оператора. В то же время кому именно абонент будет платить деньги, не имеет особого значения.
— Хотя с моей точки зрения было бы логичнее, чтобы абонент заплатил тому оператору, от которого уходит, потому что своему новому оператору он и так принесет деньги в виде платы за обслуживание, — сказал Бойко
Источник: ComNews
blog comments powered by Disqus