Чем больше на рынке операторов связи, тем выше конкуренция и качество услуг, но ниже тарифы. Это правило успешно работает в экономике большинства стран. Но в России ситуация иная — ту же мобильную передачу данных в сетях 3G на несколько лет монополизировала, если так можно выразиться, “большая тройка”. Сейчас к ней присоединились мобильные активы “Ростелекома”. С LTE история и того хуже — пока на рынке вообще фактически один игрок. Да, номинально в России два активно продвигающих услуги связи в 4G оператора — “МегаФон” и “Скартел” (бренд Yota). Но оба находятся в одном холдинге с одним владельцем и одними акционерами. Именно у этого альянса 98% абонентской базы пользователей услуг 4G.
Ну да, сейчас по стране собственную сеть LTE неспешно запускает МТС, который заключил взаимовыгодное соглашение со “Скартелом” о работе по модели MVNO в Казани. В нескольких городах к стройке готовится “ВымпелКом”. Но эти шаги скорей ради соблюдения условий лицензии. “Большая четверка” не заинтересована в развитии 4G именно сейчас. Ведь еще не окупились вложения во внедрение HSPA и HSDPA, да и прибыль третье поколение может приносить не меньше четвертого. Так зачем вкладывать средства с масштабную стройку?
Однако, есть и другие операторы, у которых нет 3G, а кое у кого даже 2G. И именно они могли бы активно строить сети LTE, но почему-то им не дают. Компания “Теле2″, к примеру, сколько не участвовала в конкурсах — не получила ни одной лицензии на новые технологии. Региональным операторам, например СМАРТС, также не дали кусочек от прибыльного пирога. “Антаресу” и “Основе Телеком”, которые могли бы выступить альтернативой Yota, ставят палки в колеса всеми правдами и неправдами. От безысходности компании начали думать об образовании собственных альянсов в противовес Garsdale.
В скором времени начнется очередное распределение частот под оказание услуг связи четвертого поколения. И все прекрасно понимают кому они достанутся. Об этом на расширенном заседании в Минкомсвязи говорил заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы Анатолий Голомолзин. Его ведомство обеспокоено отсутствием конкуренции и вялотекущим проникновением LTE в России.
- «В плане распределения частот эта полоса была зарезервирована под региональных операторов. Но это пожелание не было реализовано. Мы сейчас обсуждаем тему задействования виртуальных операторов. Дальше пока этот вопрос не идет», — сообщил Голомолзин.
Правда, разговоры о честном дележе частот между “большой четверкой” и альтернативными операторами уже давно остаются разговорами. Еще в 2010 году Голомолзин заявлял журналистам: «Что касается частот LTE, я считаю, что они могут быть поделены операторами федерального уровня и регионального уровня. Привлечение региональных операторов необходимо для того, чтобы поддержать конкуренцию и чтобы потребитель был защищен от антиконкурентных действий». Эту же позицию антимонопольщик продвигал в конце 2011 года: “Сейчас мы обсуждаем вопросы, связанные с процедурой выделения частот под использование технологии LTE. Мы хотим, чтобы все операторы имели возможность начать оказывать услуги в этом сегменте”. Как раз в это время ФАС обсуждала принципы распределения частот для сетей LTE.
Нынче же вопрос с невыделением частот LTE не входящим в “большую четверку” операторам в ФАС аккуратно обходят стороной, зато активно бросаются в бой между “сильными мира телекома”. Ведь обладатели лицензий на строительство собственных сетей оказались в роли “униженных и оскорбленных”, не разглядев в свое время опасности от слияния “МегаФона” и Yota или попросту не успев реализовать опцион на приобретение акций «Скартела». Так или иначе, МТС, “ВымпелКом” и “Ростелеком” не получили льготные условия для работы виртуальными операторами.
- “В своё время, когда мы рассматривали сделку по объединению “МегаФона” и “Скартела”, были выставлены требования, связанные с недискриминационными условиями доступа к инфраструктуре для операторов связи. Другие операторы наряду с “МегаФоном” имеют аналогичные обязательства в рамках лицензионных требований LTE. Также в настоящее время этот вопрос рассматривается в рамках дела, которое было возбуждено по заявлению “Ростелекома”. Решение пока не принято, мы находимся на этапе, когда сформулированы признаки нарушения. Мы уже привлекли к участию по этому вопросу Минкомсвязи, также были привлечены основные игроки, включая “большую тройку” и Tele2, и будем в рамках дела этот вопрос детально рассматривать”, — цитирует слова Анатолия Голомолзина ComNews.