Как мобильные операторы борются с мошенниками
Схемы телефонных обманов известны давно, но постоянно обрастают новыми деталями
Развитие технологий облегчило не только ведение бизнеса и общение с близкими, но и расширило возможности преступников самого разного пошиба.
«Счастливая» SMS
Во второй декаде марта 2019 года на мой личный номер Vodafone пришло текстовое сообщение с «поздравлением». Мол, вы выиграли автомобиль Volkswagen Tiguan! SMS пришла тоже с номера Vodafone, а в контактах организатора «акции» были указаны номера «Интертелекома». Это CDMA-оператор, обслуживающий около миллиона абонентов. Он предоставляет номера как с сетевым кодом «094», так и «прямые» городские.
Подписывайтесь на каналы и сообщества портала PROTV.UA : Телеграм-канал - https://t.me/protv_ua Youtube-канал - https://tinyurl.com/y5nf4ymr Группа в Фейсбук - https://tinyurl.com/y6dnunnb Александр Глущенко: Спутниковое ТВ – как хобби - https://goo.gl/xy1NTJ Более подробно обсуждаем прием и телеканалы на форуме ПроТВ - https://goo.gl/tcXoBx |
Радость по поводу «выигрыша» удалось в себе сдержать благодаря предыдущему опыту. Ведь организаторы «акции» из компании SoftPay не могли знать, что только в Африке мои «родственники» оставили мне «наследство»… на несколько десятков миллионов долларов.
Схема развода
На сайте «акции» 28 марта 2019 года можно было убедиться, что среди счастливчиков — как минимум 50 тыс. номеров. Вероятно, SoftPay рассылал поздравления всем подряд, чьи номера начинались на +38 (99) 230-хх-хх (плюс еще четыре таких же 10-тысячных массива).
Получив SMS, нужно было в течение дня зарегистрироваться. Иначе приз мог уйти другому. Помимо автомобиля стоимостью 620 тыс. грн. был еще более дорогой выигрыш — квартира за 950 тыс. грн.
Самое интересное — в пункте 5 «Условий акции» — уплата 1% государственной пошлины за выигрыш. И вот эти 6,2 тыс. грн. или 9,5 тыс. грн. нужно было оплатить в терминале самообслуживания.
Реакция операторов на жалобу
Пожаловавшись операторам в Facebook, результат получился разный. Vodafone отреагировал в течение нескольких минут. Специалисты компании определили, что это — мошенники и «заблокировали номер навсегда».
С «Интертелекомом» все было не так быстро. Все же через несколько часов удалось связаться со службой поддержки, которая пообещала разобраться. После повторного обращения снова пообещали принять меры. SoftPay тем временем поменял у себя на сайте номера — на другие «интертелекомовские» — и продолжил действие «акции».
«Подключить наш номер может любое лицо», — объяснили в «Интертелекоме».
Единый фронт большой тройки
Крупные сотовые операторы Украины неоднократно сталкивались с различными видами мошенничества и преступлений. Механизмы противодействия у них выверены в соответствии с действующим законодательством.
«Киевстар»
Лидер рынка заявил, что «вправе приостановить обслуживание абонентов, совершающих мошеннические действия». При этом сославшись на статью 38 закона «О телекоммуникациях».
Он назвал следующие причины в приостановлении или прекращении услуг:
- нарушение маршрутизации трафика;
- установление нелицензионного оборудования;
- распространения спама;
- совершения действий, которые мешают другим абонентам пользоваться услугами связи;
- вмешательство в работу телеком сетей или оборудования.
«Если от абонентов поступают такие жалобы, Киевстар реагирует очень быстро», — заверил оператор. Но отметил, что не занимается розыском и привлечением мошенников к ответственности. Ведь полномочия на такие действия имеют лишь органы охраны правопорядка, получившие соответствующее решение суда.
«Операторы, в пределах своей компетенции, могут предоставлять правоохранителям техническую помощь», — заверил «Киевстар».
Vodafone Украина
В компании рассказали, что самый распространенный вид мошенничества — социальный фрод (от анг. fraud — мошенничество). Когда с помощью различных ухищрений мошенники заставляют людей добровольно выполнять действия, которые приводят к потере денег.
Например, делают вид, что ошибочно перечислили деньги на мобильный счет и просят «вернуть». Или же присылают SMS с сообщением о крупном выигрыше — автомобиле — за получение которого надо немножко заплатить. Бывает, что звонят ночью и, манипулируя родственными чувствами, просят перевести деньги и пр.
«Все мошеннические схемы — сообщения о призах или блокировке банковских карт, о том, что кто-то из родственников попал в беду — все они давно известны и используются годами. Потому что касаются наиболее уязвимых аспектов жизни: заботы о родственниках, финансовой безопасности или возможности получить что-то бесплатно», — объяснили в Vodafone.
Многие случаи мошенничества связаны с несовершенством системы верификации личности банковских клиентов. Суть проблемы заключается в том, что банк проверяет личность клиента только по номеру мобильного телефона. Этого недостаточно для идентификации человека. Очевидно, что услугу надо дорабатывать и повышать уровень его защиты. «Мы предложили систему верификации, которая позволила бы банкам защитить своих клиентов от такого рода посягательств мошенников и нивелировать уязвимость банковских услуг», — отметили в компании.
lifecell
У современного пользователя большинство банковских сервисов, социальных сетей, аккаунтов электронной почты подключены к SIM-карте мобильного телефона. Для мошенников это широкое поле для махинаций, рассказали в lifecell.
Прежде всего злоумышленники пытаются получить доступ к:
- банковским счетам или платежным приложениям;
- персональным данным;
- аккаунтам в соцсетях, переписке по е-mail, фото и видео абонента.
Новая почта предупредила клиентов о новом виде мошенничества
Наиболее распространенные мошеннические схемы, как правило, связаны с блокированием и перевыпуском SIM-карты:
- Мошенники начинают с разных номеров совершать короткие звонки на телефон владельца карты. Когда последний видит пропущенные вызовы, он перезванивает, но дозвониться никому ему не удается. Далее на его счет поступает небольшое пополнение, а после этого карта перестает работать. Так происходит потому, что мошенники обращаются к оператору с просьбой заблокировать якобы утерянную карту. Следующим их шагом является восстановление SIM-карты своей жертвы у оператора.
- Одной из разновидностей мошенничества является выманивание денег или персональной информации у потенциальных жертв. Например, мошенник связывается с абонентом через голосовые звонки или SMS-сообщения от незнакомого номера, представляясь работником банка, юридической фирмы и пр.
- Есть схемы, когда объектами мошенников становятся абоненты, публично собирающие благотворительные взносы в связи с тяжелой жизненной ситуацией. Например, когда собираются средства на лечение с указанием множества данных и реквизитов (номер банковской карты, контактный финансовый номер, номера телефонов родственников и др.). Мошенник имеет данные по ФИО жертвы, номере его/ее карты, адреса, контактные номера телефонов родственников (точно сгодятся для идентификации). Остается лишь малость «социальной инженерии» и разговора с потенциальной жертвой для уточнения минимума недостающей информации.
- Бывает, что мошенникам даже не нужно перевыпускать SIM-карту. Например, жертва размещает объявление о пропаже чего-либо. Далее с ней связывается мошенник и сообщает о том, что готов вернуть пропажу за вознаграждение. Которое требует предоставить наперед, посредством пополнения мобильного счета на 1-3 тыс. грн. Жертва пополняет счет, а злоумышленник выводит средства на свою банковскую карту через сервис мобильных платежей.
«Мы постоянно повышаем информированность наших абонентов о том, как обезопасить себя от мошенничества во всех имеющихся каналах связи, в частности через наши официальные каналы в соцсетях», — заверили в lifecell. Наиболее действенным методом, по мнению оператора, является регистрация номера. Ведь именно анонимность припейд-абонентов открывает путь злоумышленникам, для которых завладение SIM-картой — это лишь промежуточный этап.
Источник: ubr.ua
blog comments powered by Disqus