Какой скоростью 4G удивляют абонентов мобильные операторы
В январе телеком-регулятор отрапортовал, что мобильные операторы заранее перевыполнили первое условие 4G-лицензии в диапазоне 1,8 ГГц. Не прошло и 12 месяцев, а «большая тройка» уже предоставила возможность пользования 4G не менее 90% жителей каждого областного центра Украины. «Киевстар», «Vodafone Украина» и lifecell не ограничились обязательными по лицензии областными центрами: покрыли и небольшие населенные пункты. На сайте НКРСИ появился перечень населенных пунктов, в которых «большая тройка» запустила 4G. Mind решил проверить, какова же реальная скорость долгожданной связи четвертого поколения. Издание попросило читателей, у которых смартфон и SIM-карта поддерживают 4G, провести Speedtest и поделиться его результатами с редакцией. Теперь мы подводим итоги нашего мини-исследования.
Теория. «4G-сеть обеспечивает скорость загрузки данных до 700 Мбит/с и передачи – до 90 Мбит/с», – подчеркивается на сайте «Киевстар». Перед запуском связи четвертого поколения операторы обещали, что скорость возрастет в 5–7 раз по сравнению с 3G (максимум этого стандарта – 42,2 Мбит/с).
Подписывайтесь на каналы и сообщества портала PROTV.UA : Телеграм-канал - https://t.me/protv_ua Youtube-канал - https://tinyurl.com/y5nf4ymr Группа в Фейсбук - https://tinyurl.com/y6dnunnb Александр Глущенко: Спутниковое ТВ – как хобби - https://goo.gl/xy1NTJ Более подробно обсуждаем прием и телеканалы на форуме ПроТВ - https://goo.gl/tcXoBx |
Главный исполнительный директор lifecell Исмет Языджи рассказывал, что абоненты смогут рассчитывать на среднюю скорость в 50 Мбит/c. Экс-глава «Киевстар» Петр Чернышов давал более сдержанные прогнозы. «Средняя скорость 3G в Киеве – 5–8 Мбит/c. Когда очень большая загрузка сети – она опускается до 2–3 Мбит/c. Думаю, в 4G-сетях средняя скорость будет 20–25 Мбит/c», – ранее пояснял Чернышов.
Гендиректор «Vodafone Украина» Ольга Устинова не рисковала прогнозировать среднюю «температуру по больнице».
Что на практике? Синий и красный операторы не раскрывают количество своих 4G-юзеров. lifecell сообщил, что в конце января у них было 1 589 944 клиентов, пользующихся 4G.
Mind собрал 85 тестов скорости от абонентов «Киевстар», 62 – «Vodafone Украина» и 52 – lifecell со всех областей Украины. Лидером по скорости загрузки оказался lifecell со средней «температурой» в 37,71 Мбит/с. А пальма первенства по выгрузке у «Киевстар» – 16,41 Мбит/с.
Усредненные данные по многим городам нашей страны собраны на этой интерактивной карте. Для просмотра нужно кликнуть на значок населенного пункта.
У синего оператора наиболее высокие средние показатели загрузки в Луцке (87,2 Мбит/с), Херсоне (81,2 Мбит/с) и Виннице (77,9 Мбит/с). У красного оператора в топе – Тернополь (100 Мбит/с), Кременчуг (60,4 Мбит/с) и Буковель (59,8 Мбит/с). lifecell «зажигает» в Остроге Ровненской области (65 Мбит/с), Виннице, Харькове, Козятине Волынской области и Новояворовске Львовской области (все – около 60 Мбит/с).
Рекорды. Читатели Mind предоставили нам немало тестов как с очень высокими, так и с крайне низкими показателями.
«Летающий» Download-интернет «словлен» на сети «Киевстар» в Виннице (217,93 Мбит/с), Луцке (125 Мбит/с), Киеве (114 Мбит/с), Мукачеве (103 Мбит/с). У «Vodafone Украина» – в Харькове (149 Мбит/с) и Тернополе (100 Мбит/с). На сети lifecell – в Киеве (146 Мбит/с), Виннице (115 Мбит/с) и Харькове (105 Мбит/с).
Удивили операторы и другими рекордами. Скорость загрузки менее 1 Мбит/с периодически «радует» абонентов «Киевстар» из Житомира (0,92 Мбит/с), Ужгорода (0,56 Мбит/с) и Запорожья (0,67 Мбит/с). Пользователи «Vodafone Украина» жалуются на «скоростной» 4G в Донецкой области (0,07 Мбит/с), во Львове (0,5 Мбит/с) и Харькове (0,13 Мбит/с). Абоненты lifecell не прислали тесты скорости с нулевыми «достижениями». Но чудо может объясняться небольшой выборкой.
4G на скорости 3G. Mind получил 54 Speedtest (27% результатов) со скоростью загрузки менее 8 Мбит/с (26 тестов – от абонентов «Киевстар», 22 – «Vodafone Украина» и 6 – lifecell). Фактически это средняя скорость связи третьего поколения.
Мнение заинтересованных сторон. Mind попросил телеком-регулятора и мобильных операторов прокомментировать результаты нашего небольшого тестирования.
Глава НКРСИ Александр Животовский не рискнул анализировать итоги. «Не понятна методика, например, время и место измерения. Ведь скорость передачи данных зависит от многих факторов, в том числе от количества пользователей в радиусе действия конкретной базовой станции, то есть от уровня загруженности сети в конкретном месте в конкретное время», – ответил Животовский.
В «Киевстар» также подчеркнули, что на репрезентативность исследования и скорость передачи данных влияет очень много факторов:
- ограничения самого смартфона абонента (показатель LTE Cat и поддерживаемые частоты – только 1800 МГц, 2600 МГц или 1800/2600 МГц);
- время проведения тестирования. Например, в часы пик скорость будет ниже, чем в часы низкой нагрузки на сеть;
- настройки телефона (выбранный режим сети) и местоположение абонента (в 2G, 3G или 4G-сети). В телефоне абонента, который поддерживает 4G, может быть выбран режим 2G/3G или абонент во время теста мог находиться за пределами 4G-покрытия. По приложенным скринам видно, что далеко не все тесты проводились исключительно в 4G–сети (Mind не учитывал такие тесты);
- удаленность абонента от базовой станции и наличие препятствий между абонентом и БС. Например, результаты тестов в здании будут отличаться (в меньшую сторону) от результатов тестов на улице;
- далеко не все тесты выполнялись через приложение компании Ookla. Судя по скринам, были тесты c использованием Speedtest.net.ua и Speedtest.org.ua;
- даже по тестам через приложение Ookla для «Киевстар» в ряде случаев выбирался не сервер этой компании.
В «Vodafone Украина» полагают, что скорость мобильного интернета 3G и 4G практически невозможно физически ощутить. «Скорости выше 1 Мбит/с неразличимы для человеческого восприятия. Нет медленного мобильного интернета – он либо есть, либо его нет. Поэтому важна не скорость сама по себе, а наличие стабильного сервиса. Средняя скорость, которую мы обеспечиваем в нашей сети, позволяет комфортно пользоваться любыми популярными сервисами – от просмотра онлайн-видео, онлайн-трансляций до онлайн-игр и загрузки тяжелого контента, например, фото 360», – подчеркнули в пресс-службе «Vodafone Украина».
Имеет ли регулятор право применять кнут по жалобам абонентов на низкие показатели? Читатели Mind опубликовали под исследованием немало «лестных» отзывов о качестве связи, подтвердив свое мнение скриншотами тестов скорости. По словам Александра Животовского, претензии к качеству связи (и не только 4G) были и есть. Лишь за 2018 год в НКРСИ поступило 570 жалоб на отсутствие или низкое качество мобильной связи (всего – 13 455 обращений). «В лицензионных условиях по предоставлению услуг мобильной связи не указывается минимальная скорость. Это общемировая практика. Обязательства, которые операторы получили вместе с лицензиями на 4G, – покрытие территории без показателей скорости. Кроме лицензионных условий операторы обязаны придерживаться общих нормативов качества и предоставлять регуляторному органу отчеты с указанием данных показателей, среди которых есть и средняя скорость передачи и приема данных», – отметил глава НКРСИ.
За счет чего операторы могли бы снизить число жалоб на низкую скорость? По мнению главы телеком-регулятора, в большинстве случаев проблемы объясняются пробелами в покрытии территории сигналом базовых станций. «Строительство БС само по себе дорогостоящее. И еще нередки случаи сопротивления местных жителей размещению БС вблизи их домов. Также операторам нужно иметь достаточно спектра для ускорения сигнала и увеличения пропускной способности. Здесь история сложнее: свободного спектра в пригодных для данных технологий диапазонах частот мало, а реорганизовывать и оптимизировать его эффективное использование при действующих пользователях – процесс крайне длительный. НКРСИ как регулятор и менеджер спектра проходил эти два этапа перед подготовкой к тендерам на 3G и 4G. А сейчас идет работа по оптимизации диапазона 800–900 МГц», – рассказал Животовский.
Что сейчас предпринимает «большая тройка» для повышения нижней «скоростной планки»? На этот вопрос Mind получил неоднозначные ответы. «Для кого-то скорость 10 Мбит/с является достаточной/высокой, а для кого-то и 50 Мбит/с – низкой. Для просмотра онлайн-видео в Full HD (c разрешением 1920*1080p) достаточно скорости от 8 до 12 Мбит/с. При этом, если у абонента старый смартфон с низкой категорией LTE (LTE Cat) – пользователь может увеличить скорость передачи данных, просто купив новый современный 4G-смартфон. «Киевстар» со своей стороны регулярно проводит акции, которые позволяют абонентам на выгодных условиях приобрести новые гаджеты», – ответили в пресс-службе «Киевстар».
В «Vodafone Украина» рассказывают, что меньше, чем за год компания построила в Украине сеть, сравнимую с европейскими, на строительство которых ушло несколько лет. «Украинские операторы – в начале пути. Мы постоянно работаем над расширением сети и увеличением емкости, продолжаем активно строить 4G и достраивать 3G. По поводу жалоб на скорость: мы больше ориентируемся не на цифры, а на пользовательский опыт. Для клиента важны стабильность, надежность мобильного интернета, который позволяет пользоваться привычными услугами», – считают в пресс-службе «Vodafone Украина».
И уточняют, что инвестируют большие средства в надежность сети. «20 млрд грн за последние три года – это рекордные инвестиции на рынке. Обеспечив скорость, достаточную для пользования любыми популярными сегодня интернет-сервисами, мы делаем основной акцент на стабильности работы интернета, его постоянной доступности и отсутствии аварий, при которых сеть не справляется с нагрузкой. Еще одним показателем надежности нашей 4G-сети являются тарифы с безлимитным интернетом и количество абонентов, которые ими пользуются (компания пока не раскрывает их число. – Mind). Далеко не все операторы могут позволить себе поддерживать безлимитное пользование мобильным интернетом», – троллят конкурентов представители красного оператора.
В lifecell уверяют, что практически в 90% случаев их абоненты имеют более 10 Мбит/с в закачке. «Конечно, есть случаи, когда пользователи получают меньшую скорость. Основные причины этого – низкий уровень сигнала либо высокая степень загруженности соты (часто проявляется в местах скопления большого количества абонентов). В первом случае мы продолжаем расширять покрытие 4G, прежде всего, ориентируясь на локации с высокой загрузкой 3G-сети и населенные пункты, где есть потенциал (абонентские терминалы поддерживают 4G)», – рассказывают представители lifecell.
По их словам, в случае высокой загруженности соты компания применяет различные методы решения проблемы в зависимости от ситуации: установка новой БС; комплектование БС дополнительным диапазоном LTE (+ 2600 МГц); добавление сектора (деление одного сектора на два); комплектование базовой станции радиомодулями с большей пропускной способностью (MIMO4x4 и более).
Для сравнения. Недавно две исследовательские компании опубликовали итоги тестирования скорости мобильного интернета. По данным отчета OpenSignal, Украина заняла 38-е место среди 77 стран по скорости загрузки данных в сетях 4G. В «медленные» часы средняя скорость в нашей стране – 18,8 Мбит/с, а в «быстрые» – 31 Мбит/с. Исследователи сделали 585 738 011 995 замеров по странам в период с 1 января по 31 декабря 2018 года.
По данным исследования компании Ookla, средняя «температура» загрузки по Украине 16,17 Мбит/c. Компания получила более 4,7 млн тестов скорости, проведенных в 2018 году. Ookla собирала тесты не только 4G, а и 2/3G. Данные этих исследований почти в два раза ниже, полученных нами показателей.
Впрочем, пожелавший остаться неназванным источник написал изданию, что результаты исследования Ookla немного срежиссированы. «Думаю, один из операторов сделал в своей сети настройку приоритизации тестов скорости. То есть, если сеть «видит» запрос на измерение скорости, предоставляет ему приоритет, а все остальные запросы ставятся в очередь. Любую сеть можно настроить таким образом, чтобы замеры скорости проводились таким образом и регистрировали более высокую скорость», – считает спикер.
Mind попросил участников «Телеком-кружка» (закрытой Facebook-группы) рассказать, насколько реален такой сценарий. Эксперты сообщили, что возможность устанавливать приоритет для Speedtest есть у всех операторов.
Источник: mind.ua
blog comments powered by Disqus