В понедельник вечером премьер-министр Украины Арсений Яценюк подписал условия тендера на выдачу 3G-лицензий украинским телеком-операторам

В новой редакции проекта стоимость одной лицензии установлена на уровне 2,7 млрд грн — цена выросла после того, как Кабмин в последний момент решил привязать ее к курсу доллара. В предыдущей редакции, ранее согласованной с правительством, лицензия стоила 2,4 млрд грн без учета конверсии (освобождения частот от средств связи военных), которая суммарно обойдется 1,6 млрд грн. AIN.UA спросил экспертов и операторов связи, насколько целесообразна по их мнению такая цена и кто в итоге заплатит миллиарды за 3G-лицензии.

Три крупнейших украинских оператора мобильной связи лихорадочно занимаются расчетами возврата инвестиций в соответствии с новыми условиями и подчеркивают, что объявленная Кабмином цена слишком высока. Это может отразиться на сроках внедрения 3G в Украине, поскольку компании уже несут расходы на строительство сетей для внедрения нового стандарта. 

 

«Объявленная стоимость лицензии — очень завышена и может отразиться на темпах строительства и развития сетей. Это ухудшает и без того слабый бизнес-кейс услуги. Кроме этого у нас остаются вопросы по порядку конверсии и мы рассчитываем получить полную ясность до дня проведения конкурса», — рассказал AIN.UA директор по регуляторно-правовому обеспечению «Киевстар» Андрей Осадчук.

 

В life:) напомнили, что мобильные операторы получают доход в гривне и не привязывают свои тарифы к другим валютам. Поэтому увеличение стоимости лицензии в привязке к курсу, по мнению компании, безосновательно. 

 

«Более того, увеличение стоимости лицензии снижает общую привлекательность запуска технологии для инвесторов. Мы внимательно анализируем условия тендера и будем действовать в соответствии с бизнес-интересами компании, учитывая интересы абонентов», — заявил Дмитрий Фурман, директор по корпоративным регуляторным и юридическим отношениям life:).

 

«МТС Украина» в конкурсе участвовать готова, поскольку без внедрения нового для страны стандарта связи не видит возможным дальнейшее развитие рынка. В компании подчеркнули, что высокая цена инвестиций не может не сказаться на тарифах, при этом абоненты готовы платить за высокую скорость передачи данных. Однако «зашивать» весь объем инвестиций в тарифы не имеет смысла — покупательская способность не увеличилась, и для абонентов в соотношении цена/качество фактор цены сегодня еще более весом.

 

«Об общепринятых сроках окупаемости в данном случае говорить не приходится, потому что сложная ситуация в стране влияет и на телеком-рынок. Когда бизнес-план проекта внедрения 3G будет готов, станут понятны и сроки возврата инвестиций и окупаемость проекта. Тогда мы будем понимать, насколько они приемлемы для нас и наших инвесторов», — прокомментировал Олег Проживальский, директора по корпоративному управлению и контролю «МТС Украина».

 

AIN.UA также спросил экспертов рынка, насколько, по их мнению, обоснована позиция Кабмина относительно условий тендера на 3G.

 

 

 

Илья Кенигштейн предприниматель и гражданский активист, один из инициаторов проекта «Реанімаційний пакет реформ»:


Кто заплатит операторам за 3G   комментарии экспертов и участников рынка«Цена взята с потолка и платить за нее будут обычные люди. Линейность мышления у премьера и Кабмина — просто поражает. Приведу пример, о котором уже писал в свое время: 2 июля 2014 года в Израиле был организован аукцион по 4G среди мобильных операторов. Участие в тендере является открытым для всех существующих операторов мобильной связи, а также других компаний, отвечающих критериям тендера. Минимальный шаг ставки — 10 миллионов шекелей (около $2 700 000) по каждому из восьми доступных частотных диапазонов 5МГц. Новые и небольшие операторы могут получить до 50% скидки: 10% скидки за каждый дополнительный процент к их доли на рынке, которую они смогут завоевать в течение следующих 5 лет.

Можно сравнить это с тем, что предложено украинским операторам? Учтены ли в предложении рыночные позиции каждого из операторов? Предусмотрена ли программа для входа нового оператора? Ничего этого нет — у Яценюка все просто — вот батон, цена — 2,7 млрд грн. Хочешь — купи и ешь. Не хочешь — не покупай. Почему такая цена? А просто. Без объяснений».

 

Ранее Илья в Facebook напомнил о том, что Яценюк обещал отдать лицензии по цене в одну гривну, только не компаниям с российским капиталом.

 


 

 

Роман Химич, телеком-эксперт, руководитель группы Netton.Telecom:

Кто заплатит операторам за 3G   комментарии экспертов и участников рынкаМетодика, которую использовал Кабинет министров, представляется категорически неадекватной. Во-первых, в своих расчётах Кабмин учел всю территорию и Крыма и зону военного конфликта на востоке страны. Кабмин полностью проигнорировал тот факт, что экономика страны и потребительские рынки переживают глубокий спад, достигающий в некоторых случаях 20-40% год к году. Камбин ориентируется на стоимость аналогичных лицензий в странах, где среднемесячный доход от абонента в разы больше, нежели в Украине.

Во-вторых, Кабмин проигнорировал тот факт, что операторы сетей мобильной связи несут регулярные платежи за пользование РЧР, причём платят в тысячу раз больше, нежели операторы других телекоммуникационных сетей. Изъятые у них средства операторы будут компенсировать путём повышения даже не номинальных цен, а общих расходов своих абонентов ARPU.

Политика Кабмина и лично Яценюка с первых дней после подписания указа президента о проведении конкурса была направлена на срыв либо максимальное затягивание конкурса. Единственным выгодополучателем этого является Ринат Ахметов, владелец компании «Тримоб».

ain.ua