МТС заподозрили в сокрытии информации
Организация по защите прав потребителей "Общественная потребительская инициатива" (ОПИ) обратилась с жалобой на МТС в Федеральную антимонопольную службу (ФАС). Как уверяют в ОПИ, почти во всех рекламных материалах при продвижении тарифного плана МТС Smart mini от потребителей скрывалась часть существенной информации о тарифе, что вводило потребителей рекламы в заблуждение. При этом ОПИ не собирается ограничиваться претензиями только к МТС. К февралю нынешнего года организация завершит анализ рекламных кампаний других операторов "большой четверки" и Yota. По результатам этого анализа ОПИ намерена уведомить ФАС и потребителей о выявленных фактах нарушений.
Председатель ОПИ Олег Павлов сказал корреспонденту ComNews, что жалоба на ПАО "Мобильные ТелеСистемы" (МТС) была принята ФАС к рассмотрению 19 января 2016 г. "На рассмотрение дается один месяц, в случае необходимости срок может быть продлен еще на месяц", - уточнила в беседе с ComNews заместитель начальника управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции ФАС Татьяна Никитина.
Как сообщил Олег Павлов, почти во всех материалах рекламной кампании МТС тарифного плана Smart mini, которая началась в конце прошлого года, а в отдельных каналах коммуникации продолжается и сейчас, от потребителей скрывалась часть существенной информации о тарифе. Так, по его словам, в рекламном ролике внимание зрителя фокусировалось на "безлимитности" Интернета и "бесплатности" звонков (утверждения "безлимитный 4G" и "бесплатные звонки" за 200 руб. в месяц сообщались закадровым голосом и дополнительно указывались крупным, хорошо читаемым шрифтом).
"При этом на поверку оказывалось, что "безлимитный" 4G действует в течение непродолжительного периода и только в домашнем регионе, а "бесплатные" звонки ограничены 200 минутами, - заметил Олег Павлов. - Дисклеймер из нескольких десятков слов, выполненный мелким шрифтом, потребителям предлагалось прочесть и запомнить за считанные секунды, что фактически невозможно с точки зрения средней скорости чтения и расстояния, с которого обычно смотрят телевизор. При трансляции данного ролика перед сеансами в кинотеатрах ситуацию зачастую усугубляло наличие у зрителей 3D очков, которые вносили в изображение дополнительные искажения".
Например, в рекламе тарифа Smart mini, продолжил Олег Павлов, которая приходила абонентам МТС в текстовом сообщении с балансом, предложение выглядело еще более привлекательно: "БЕЗЛИМИТНЫЙ 4G-интернет и 200 минут на все сети всего за 200 руб./мес. Перейти: *555*285#". Оператора не смущал тот факт, сказал Олег Павлов, что ключевые параметры тарифа скрыты, а многие абоненты, не имея желания или возможности разбираться, с помощью готовой команды воспользуются щедрым предложением.
"Не менее ярко и агрессивно была оформлена реклама, которая демонстрировалась потребителями при поиске на мобильных устройствах: "БЕЗЛИМИТНЫЙ 4G и бесплатные звонки. Подключайся всего за 200 руб./мес.", - добавил Олег Павлов.
По его словам, таким образом, оператор не мог не знать о незаконности подобных действий, но сознательно пошел на нарушение, вводя в заблуждение своих действующих и потенциальных абонентов относительно тарифа Smart mini. Ведь возможный штраф, как заметил Олег Павлов, за нарушение значительно ниже полученной прибыли. В таком случае, уточнила Татьяна Никитина, МТС может грозить штраф в размере от 100 тыс. руб. до 500 тыс. руб.
В рекламе любого оператора, как заметил в разговоре с корреспондентом ComNews пресс-секретарь, начальник отдела по работе со СМИ МТС Дмитрий Солодовников, при необходимости, можно найти формальные признаки каких-либо нарушений в силу сложной специфики рекламируемого продукта.
"Важно, что у абонентов обновленного тарифа Smart mini действительно есть возможность безлимитно пользоваться быстрым Интернетом 4G и бесплатно звонить на все сети операторов России: в тариф включены безлимитные звонки на номера МТС и 200 минут на все сети. В дисклеймере указаны сроки акции, а также расшифровка понятия бесплатных минут", - сказал Дмитрий Солодовников. Он добавил, что ранее МТС не получала жалоб от ОПИ.
"Ситуация особенно показательна, поскольку МТС совсем недавно одной из первых среди операторов отчиталась о внедрении в компании системы предупреждения нарушений законодательства - так называемого комплаенса, - на которую было потрачено несколько десятков миллионов рублей. По всей видимости, суть комплаенса в исполнении МТС - отложить немного денег на штрафы, чтобы можно было спокойно продолжать нарушения", - отметил Олег Павлов.
МТС сообщила о внедрении системы антимонопольного комплаенса в декабре прошлого года. Компания создала антимонопольное подразделение, разработала соответствующие внутренние нормативные документы, механизмы и регламенты, запустила обучающие программы для сотрудников и единую горячую линию для консультаций по спорным вопросам.
Как тогда сообщил вице-президент МТС по корпоративным и правовым вопросам Руслан Ибрагимов, от идеи до запуска системы прошло два года. Сейчас она работает в тестовом режиме. Полноценно служба антимонопольного комплаенса оператора начнет функционировать в марте (см. новость ComNews от 9 декабря 2015 г.).
Это уже не первое нарушение МТС федерального закона "О рекламе". Так, в прошлом году ФАС выявила нарушения в телевизионной рекламе смартфона Nokia Lumia 635 с LTE от МТС, в рекламе тарифной опции "МТС Планшет Mini" и в рекламе услуг связи МТС с утверждением "Мы отменили роуминг в России!" (см. новость ComNews от 23 июня 2015 г.). Во всех трех случаях ведомство постановило оштрафовать оператора на 100 тыс. руб.
ОПИ не собирается ограничиваться претензиями только к МТС. "Мы сейчас завершаем анализ нарушений в рекламных кампаниях оставшихся крупнейших операторов - ПАО "МегаФон", ПАО "ВымпелКом", Tele2, Yota, - по результатам которого уведомим ФАС и потребителей о выявленных фактах. K сожалению, их множество", - рассказал Олег Павлов. Он, добавил, что в первой половине февраля ОПИ выпустит материалы с подробным разбором нарушений по каждому оператору.
На вопрос, о каких именно рекламных кампаниях "МегаФона", "ВымпелКома" (бренд "Билайн"), Tele2 и Yota ("дочка" "МегаФона") идет речь, он ответил так: "Речь о рекламе тарифов, тарифных опций, акций, операторских смартфонов и оборудования, как прошедшей, так и текущей, указанных операторов".
Как отметили представители пресс-служб Tele2 и Yota, ранее жалоб на рекламу от ОПИ к компаниям не поступало. "Напомню, что Tele2 придерживается принципа честности во взаимоотношениях с абонентами. В наших тарифных планах отсутствуют "звездочки", скрытые условия и платежи, а в рекламе не бывает сносок и мелкого шрифта", - отметила пресс-секретарь Tele2 Ольга Галушина.
Руководитель пресс-службы "МегаФона" Юлия Дорохина подчеркнула, что реклама компании соответствует действующему законодательству. Кроме того, мы всегда сами оперативно обрабатываем жалобы наших абонентов. 95% обращений, носящих претензионный характер, обрабатываются в срок до семи дней, - подчеркнула Юлия Дорохина. - Треть от всех претензионных обращений, поступающих к нам, закрываются сразу, на первой линии, включая вопросы по качеству связи".
Тем не менее в прошлом году "МегаФон" был оштрафован ФАС за телерекламу MegaFon Login+. С учетом того, что это уже не первое нарушение "МегаФоном" законодательства о рекламе (ранее оператор за рекламу тарифов "Переходи на ноль" и тарифного плана "МегаФон - Все включено S" был оштрафован на 100 тыс. руб. за каждую), в ФАС тогда приняли решение штраф за телерекламу MegaFon Login+ увеличить со 100 тыс. руб. до 400 тыс. руб. (см. новость ComNews от 22 октября 2015 г.).
Пресс-служба "ВымпелКома" вчера воздержалась от комментариев. Как ранее сообщал ComNews, в нынешнем году ФАС оштрафовала "ВымпелКом" на 300 тыс. руб. за то, что компания в телевизионной рекламе "Прощай роуминг" использовала недостоверную информацию. В прошлом году ФАС обнаружила нарушения закона в рекламе 4G "ВымпелКома" и постановила наложить на компанию штраф в 100 тыс. руб. В начале сентября 2015 г. Челябинское УФАС вновь наложило на "ВымпелКом" штраф - за распространение в августе 2014 г. на телеканале НТВ рекламы "Билайн - Милые бранятся" (см. новость ComNews от 19 января 2016 г.).
Андрей Федосеев
Источник: ComNews
blog comments powered by Disqus