Первый 4G-тендер: победа страны или Ахметова
Недавно телеком-регулятор сообщил, что первый 4G-тендер состоится в конце января 2018 года. На торги выставят полосы диапазона 2,6 ГГц. Тогда как наиболее удобен для внедрения связи четвертого поколения по всей стране другой диапазон – 1,8 ГГц. Почему его полосы государство намерено продавать позже– в лучшем случае в феврале 2018-го? Отчего в «высоком» диапазоне разворачивать сеть дольше и дороже? Что получат абоненты от внедрения 4G в 2,6 ГГц? На эти и другие вопросы попытался ответить Mind.
Кто будет участвовать в конкурсе? Регулятор начнет принимать заявки от потенциальных претендентов на лицензии с 13 ноября по 22 декабря. Представители компаний «Киевстар», «Vodafone Украина» и lifecell официально подтвердили Mind свою готовность подать их на первый тендер. Помимо «большой тройки», побороться за лицензии, вероятно, захотят «Датагруп», «Интертелеком», Intellecom (ТМ Giraffe) и «Первый инвестиционный союз». «Представители этих компаний были участниками нашей рабочей группы по 4G. Возможно, и они придут на тендер. Посмотрим, пока это интрига», – сообщил Mind глава НКРСИ Александр Животовский.
Каковы условия тендера? Это еще одна интрига. Количество конкурсных лотов, ценовой «шаг» на торгах с голоса, детальные требования по срокам покрытия населенных пунктов страны и другие условия будут официально оглашены 10 ноября на сайте регулятора. Согласно официальной версии, пока документ держится в секрете даже от мобильных операторов.
Сколько заработает госбюджет на первом тендере? Минимум 2,3 млрд грн. Александр Животовский надеется, что конкурсанты не остановятся на стартовой цене. Мобильные операторы пока не раскрывают, до какой «планки» готовы торговаться, и будут ли это делать.
Нужен ли 2,6 ГГц «большой тройке»? Ранее мобильные операторы недвусмысленно намекали, что высокий диапазон (2,6 ГГц) крайне невыгоден для развития 4G, и просили правительство выставить на торги полосы частот в 1,8 ГГц. «Если мы попробуем покрыть всю страну на диапазоне 2,6 ГГц – получим самую дорогую сеть в мире. Надо будет вложить сотни миллионов долларов. Но даже при таком объеме инвестиций сможем покрыть сетью только часть страны. Экономически выгоднее использование низких диапазонов. Например, для покрытия одной и той же зоны в 2,6 ГГц нужно 1000 базовых станций, а в 1,8 ГГц можно использовать менее 500», – ранее в интервью Mind подчеркивал главный исполнительный директор lifecell Исмет Языджы. Президент «Киевстара» Петр Чернышов недавно отшутился, отвечая на вопрос издания: «Я почти убедил себя, что 2,6 ГГц нам нужен».
Почему же операторы идут на торги? «Это политический компромисс в угоду Ахметову», – неофициально сообщили нашему изданию несколько экспертов. Мобильные операторы отказываются комментировать этот «скользкий» вопрос.
При чем здесь Ахметов? В далеком 2006 году телеком-регулятор выдал входящей в СКМ компании «ММДС-Украина» несколько эксклюзивных лицензий на частоты в диапазоне 2,5–2,7 ГГц. «ММДС» заявляла, что планирует построить сеть скоростного интернета на базе стандарта WiMax. В 2011 году правительство своим постановлением позволило развивать в диапазоне и 4G-связь.
«Однако «ММДС» практически не вкладывала в сеть, для видимости выполнения лицензионных условий поставила в каждом регионе по базовой станции. По сути, монополизированные частоты все это время были заморожены. Видимо, лицензии удерживались для перепродажи бизнеса. Известно, что ранее СКМ пыталась продать «ММДС» российскому WiMax-оператору «Скартел», – полагает эксперт, пожелавший остаться неназванным. В телеком-группе Vega, которой недавно передали активы «ММДС», пока не ответили на уточняющие вопросы издания.
В середине 2015 года президент своим указом поручил НКРСИ подготовить частоты для 4G-конкурса. В перечень вероятных для продажи попали и полосы 2,6 ГГц. Вначале регулятор попытался расчистить спектр, аннулировав лицензии «ММДС» за невыполнение их условий. Долгую судебную тяжбу выиграла компания Ахметова. Затем НКРСИ попробовала выкурить «ММДС», инициировав принятие законопроекта, которым предлагалось повысить рентную плату в диапазоне почти в 500 раз – до 20 000 грн за 1 МГц в месяц. Документ не прошел. Третьей и успешной попыткой стало предложение компромисса: 25% от минимальной стоимости 4G-лицензий в случае добровольноuj освобождения части спектра.
В итоге договорились, что «ММДС» вернет государству 80 МГц, получив 575 млн грн компенсации. Официально это называется конверсия. Оплатят ее победители тендера. «Блестящая схема: взять у государства ограниченный ресурс, более 10 лет «сидеть» на нем за бесценок (за пользование 1 МГц «ММДС» в последние годы платит около 40 грн в месяц, раз в 500 меньше, чем «большая тройка» за 2G- и 3G-частоты), а потом заставить мобильных операторов дополнительно отдать более полeмиллиарда гривен за «нужные» им частоты», – резюмирует анонимный эксперт.
Почему первыми на торги выставили лицензии в 2,6 ГГц? «Потому что «ММДС Украина» первой обратилась к нам с предложением освободить часть спектра», – сообщил Mind официальную версию глава НКРСИ (для проведения тендера в 1,8 ГГц мобильные операторы также подают заявления об освобождении части диапазона).
Что получат абоненты от внедрения 4G в 2,6 ГГц? Этот диапазон подходит для развития связи четвертого поколения только в густонаселенных местах. «Поэтому после двух тендеров операторы, скорее всего, вначале будут развивать 1,8 ГГц, а 2,6 ГГц отложат на перспективу – для увеличения емкости в крупных городах», – пояснил изданию эксперт, пожелавший остаться неназванным.
Косвенно подтвердили эту версию и операторы. «Киевстар» и другие участники рынка не раз настаивали в своих обращениях в НКРСИ на том, что лицензионные условия на 2,6 ГГц не должны иметь жестких ограничений по покрытию. Этот диапазон не может обеспечить необходимого покрытия всей страны. Он для скорости. Проще говоря, чем выше частота – тем выше скорость», – рассказал изданию менеджер по регуляторным вопросам и цифровым технологиям компании «Киевстар» Максим Савченко.
«2,6 ГГц обеспечивает большую емкость сети – больше абонентов могут одновременно пользоваться мобильным интернетом. По сути, разворачивать 4G на 2,6 ГГц имеет смысл в городах-миллионниках и местах скопления большого количества людей», – пояснили в пресс-службе lifecell. Проще говоря, 4G в 2,6 ГГц, вероятно, будет доступным только жителям мегаполисов, обладающих смартфонами, которые поддерживают LTE.
Почему в 2,6 ГГц разворачивать сеть дольше и дороже? «На частотах 1,8 ГГц можно обеспечить большее покрытие территории при меньших инвестициях. Чем выше частота – тем меньше радиус покрытия базовой станции. Именно поэтому разворачивание сети на 1,8 ГГц требует меньше вложений в новое оборудование и позволяет покрыть связью относительно большое пространство вокруг базовой станции как в условиях города, так и за городом. А диапазон 2,6 ГГц требует гораздо большей плотности расположения базовых станций. Значит, процесс разворачивание 4G в этом диапазоне будет дольше, а стоимость выше», – считают в lifecell.
Какой объем инвестиций нужно вложить операторам в развитие сети на 2,6 ГГц? «Точно сказать не можем, пока не увидим полной комплексной картины. Она прояснится после оглашения условий тендера на 1,8 ГГц. Тогда будем понимать бизнес-модель, в каких полосах частот и что именно строить. Очень надеемся, что в ближайшее время регулятор утвердит все необходимые документы и огласит условия на 1,8 МГц. Тогда уже в декабре можно будет говорить о конкретных планах покрытия страны и необходимом объеме инвестиций», – отметил Максим Савченко.
В «Vodafone Украина» готовы комментировать инвествопрос только после того, как узнают финальную цену, которую им нужно будет заплатить за лицензию и конверсию.
В пресс-службе lifecell отметили, что инвестиции в 4G будут значительными: «Суммарно для 2,6- и 1,8-диапазонов – не меньше $150 млн только на начальном этапе. И эта сумма постоянно будет увеличиваться по мере увеличения покрытия сети. Совместное использование инфраструктуры всеми операторами могло бы удешевить и ускорить процесс разворачивания сети 4G на территории Украины, сделав технологию доступнее для более широкого круга пользователей».
Каковы сроки окупаемости инвестиций? «Сложно спрогнозировать, так как это зависит от множества факторов. От внедрения новой технологии потребность в мобильном доступе к интернету не вырастет сама по себе. Поэтому мы будем сосредоточены не только на разворачивании 4G, но и на запуске новых цифровых сервисов, в качестве основы для роста потребления мобильного интернета», – резюмировали в пресс-службе lifecell.
Когда 4G-cетью покроют всю страну? Ответ на этот вопрос должен быть прописан в условиях тендера на 1,8 ГГц. «Мы все прекрасно понимаем, что нужно устранять цифровой разрыв и покрывать небольшие населенные пункты. Для этого рынок и настаивал на параллельном проведении тендера в 1,8 ГГц. Данный диапазон и будет предназначен для более широкого охвата территории страны. В лицензионных условиях на 1,8 ГГц, скорее всего, пропишут жесткие требования покрытия по аналогии с 3G и практикой ЕС», – подчеркнул менеджер по регуляторным вопросам и цифровым технологиям компании «Киевстар».
Будет ли третий тендер на лицензии в 700 МГц? Этот диапазон перспективен для развития 4G и 5G. Но пока «оккупирован» телеканалами. «Мы очень хотим, чтобы государство провело тендер и на 700 МГц. Но, к сожалению, лоббирование медиагрупп настолько сильно, что Украина уже давно нарушает конвенцию, по которой этот спектр телеканалы должны были освободить еще три года назад. Каждый год «событие» откладывается. Есть надежда, что весной 2018 года медиагруппы покинут диапазон. В Европе 700 МГц уже запланирован для использования для 5G. Украина также сможет запустить в этом диапазоне 4G и 5G-сети», – резюмировал Максим Савченко.
Источник: mind.ua
blog comments powered by Disqus