Прощай, вторая СИМка. Украинцы отказываются от лишних номеров
Количество абонентов мобильной связи в 2016 году заметно снизилось. И это вовсе не связано с тем, что украинцы стали меньше пользоваться мобильной связью.
Как сообщается в отчете Turkcell, материнской компании мобильного оператора lifecell, по результатам второго квартала база клиентов компании, которые проявляют активность в течение трех месяцев, уменьшилась почти на миллион - до 9,7 млн. "Это было вызвано главным образом снижением использования абонентами нескольких сим-карт", - поясняется в отчете турецкого холдинга.
Конкуренты lifecell своих отчетов за второй квартал пока не опубликовали. Но, как рассказывает директор по маркетингу МТС Украина (Vodafone) Олег Решетин, данный тренд на рынке стал заметен еще с конца прошлого года.
Он явно не в пользу lifecell, чья стратегия ранее основывалась на том, чтобы стать оператором второй сим-карты.
Но абонентская база уменьшается не только у lifecell. Крупнейший оператор мобильной связи Киевстар зафиксировал в начале года заметное уменьшение клиентской базы. По итогам первого квартала 2016 года она уменьшилась на 800 000 - до 25,3 млн. Только у Vodafone в первом квартале было зарегистрировано незначительное увеличение абонбазы - на 400 000, до 20,7 млн сим-карт. Отчасти это было связано с тем, что в начале года довольно большое количество сим-карт Vodafone скупили спекулянты, чтобы перепродать в Европу.
Абоненты экономят
Количество сим-карт на рынке продолжает таять несмотря на нашествие дуалсим- смартфонов. Так, по данным GfK Ukraine, во втором квартале было продано 1,1 мобильных устройств. Это на 43 процента больше, чем за аналогичный период прошлого года. При этом дуалсимы составили 93 процентов продаж за апрель-июнь.
Участники рынка называют закономерным отказ абонентов от второй симки. "Цены немного, но растут. Люди не хотят платить двоим операторам, когда все, что нужно, можно получить у одного", - говорит Олег Решетин. Действительно, затраты на содержание симок растут: у того же lifecell средний абонентский чек во втором квартале вырос почти на 11%, до 38,2 грн, у Киевстара (в первом квартале) - на 16%, до 41,7 .
Экс-директор по маркетингу оператора беспроводной связи Giraffe Тарас Кучерявый предполагает, что есть дополнительные причины, почему абоненты отказываются от второй сим-карты. "Например, мой личный кейс - не хватает памяти телефона. Поэтому слот под вторую сим-карту занят картой памяти", - делится он.
Снижение количества мобильных абонентов в Украине фиксирует и Госстат. По итогам первого квартала ведомство насчитало 57,1 млн сим-карт. При этом по итогам 2015 года их было 60,7 млн.
Исчезновение второй симки неизбежно
К дальнейшему уменьшению количества сим-карт на рынке может привести и политика регулятора. Как известно, в прошлом году Национальная комиссия по вопросам регулирования связи снизила ставку доступа на сети мобильных и фиксированных операторов с 36 коп до 23 коп за минуту. В конце этого года регулятор рассматривает возможность очередного снижения. Конечная цель реформы - уменьшить ставку практически до нуля. Это позволит не замыкать трафик внутри сетей крупных операторов, считают в НКРСИ. Абоненты смогут звонить на любые сети, не ощущая дополнительной финансовой нагрузки. И вторая сим-карта им просто не понадобится.
Правда, пока операторы не спешат снижать расценки на звонки на сети конкурентов. У Киевстара в тарифе Разговоры+ минута разговора с абонентом другой сети обходится в 60 копеек. Стандартная стоимость дозвона на чужие номера у lifecell - 50 коп/мин. Дешевые минуты на другие сети придется докупать отдельно (10 грн за 50 минут). Возможно, адаптация маркетинга пакетов услуг к новым тарифам регулятора требует времени.
Еще одна причина, по которой количество сим-карт будет снижаться, - это переход мобильных абонентов на интернет-услуги. Приложения для звонков и сообщений не имеют сетевых границ. Люди могут общаться без ограничений, всего лишь подключившись к мобильному интернету. Вторая сим-карта для разных мессенджеров им точно не понадобится.
Стас Юрасов
Источник: biz.liga.net
blog comments powered by Disqus