Консалтинговая группа Expert & Consulting опросила основных участников рынка и подвела итоги квартала, сформировав интегральный рейтинг операторов мобильного Интернета Украины. Учитывая, что 2014 год походит к концу, мы попросили операторов озвучить свои прогнозы на 2015, сконцентрировавшись на возможных точках роста рынка.

 

Интегральный рейтинг

Согласно оценке группы «E&C» интегральный рейтинг* операторов мобильного доступа к сети Интернет по итогам 3-го квартала 2014 года, основывающийся на показателях абонентской базы, ее динамике и ARPU (среднем доходе абонентов), выглядит следующим образом:

* Рейтинг носит оценочный характер. E&C оставляет за собой право пересмотра показателей данного рейтинга. Суммарный балл в интегральном рейтинге является суммой равновзвешенных баллов операторов по всем категориям. Балл оператора в конкретной категории – это процент значения показателя оператора в данной категории от максимального значения в этой же категории, округленный до одного знака после запятой. Позиция оператора в конкретной категории – это порядковый номер балла в данной категории, от наибольшего к наименьшему. Источниками определения показателей компаний являются данные опроса операторов и/или оценки группы E&C.
1. Абонентская база — рассматривается общая (физические и юридические лица) база активных (исходя из внутренней системы учета оператора) абонентов.
2. Динамика абонентской базы отражает прирост периода к периоду.
3. ARPU рассчитывается blanded (юридические и физические лица).

В интегральный рейтинг включены ведущие украинские провайдеры мобильного Интернета по количеству абонентов по итогам 3-го квартала 2014 года.

 

Более детальная информация доступна в обзорах рынка мобильного интернет.

 

КОММЕНТАРИИ

В рамках составления рейтинга получены следующие комментарии и прогнозы по развитию рынка и основным событиям на нем. Отдельное внимание мы просили уделить комментарию о возможных точках роста.

 

Вячеслав Джулай, менеджер ценностного предложения «Киевстар»

В 3 квартале 2014 абоненты «Киевстар» продолжили наращивать потребление мобильного интернета. Объемы данных, переданных в мобильной сети, выросли на 54%, по сравнению с тем же периодом прошлого года, до 3,2 тыс. ТБ. В международном роуминге потребление мобильного интернета увеличилось на 150%. Рекорды отмечены и в отдельных регионах. Так, на Донбассе объемы передачи данных выросли более чем на 80%. Взрывной рост потребления мобильного интернета за последний год объясняется, прежде всего, удвоением числа смартфонов в сети «Киевстар» и доступными тарифными планами. На конец 3 квартала 2014 в сети «Киевстар» было почти 6,5 млн. смартфонов. Более всего увеличилось использование гаджетов на базе OC Android – на 118%. Как показывают наши исследования, у абонента, использующего смартфон, трафик передачи данных ежемесячно около 290 МБ, или на 380% больше, чем у клиента с обычным телефоном. Соответственно, одно из направления стимулирования потребления – это совместные акции с поставщиками гаджетов. Например, сейчас в магазинах «Киевстар» доступны смартфоны по специальным ценам, при подключении к контрактным тарифным планам.
В 2014 году завершился процесс отмены помегабайтной тарификации для большинства тарифов. Стоимость услуги и тарификация не зависят от технологий передачи данных и точки доступа, от того, пользуется ли абонент брендовым интернет-порталом, либо внешними ресурсами.
Важнейшим фактором роста популярности услуги стали высокий уровень качества сети и производительности оборудования, без чего использование интернет-сервисов стало бы крайне затруднительным. Например, по данным исследований, проведенных поставщиком оборудования для сети «Киевстар», скорость передачи данных в нашей сети EDGE превышает аналогичные показатели в Европе, и мире. На отдельных контроллерах сети скорость мобильного интернета достигает 160 Кбит/с и выше. К сожалению, о скоростях передачи данных, которые присущи сетям 3G, украинские абоненты мобильной связи могут только мечтать. Есть технологический предел для мобильного интернета в сетях 2,5 G, преодолеть который невозможно, сколько бы оператор ни расширял емкости каналов.

Точки роста 2015, что станет драйвером рынка, за счет чего рынок будет развиваться.

Телеком рынок Украины вошел в стадию зрелости. Проникновение услуг связи перешагнуло 130%, средний доход от абонента снижается практически ежеквартально. Это проблема отсутствия новых технологий и драйверов роста рынка. Во всем мире мобильная дата является основным источником доходов больших игроков, и Украина в этом значительно отстала. По сути, наша страна – единственная в Европе, где до сих пор нет массового доступа к технологиям 3G и 4G. Ситуация усугубляется негативными макро-экономическими факторами, которые заставляют абонентов максимально оптимизировать расходы, отказываться от дополнительных услуг, выбирая очень консервативную модель потребления. Чтобы оставаться «на плаву» и работать с высокой степенью эффективности, телеком рынку требуется новая технологическая волна.
«Киевстар» продолжает ранее взятый курс на совершенствование клиентского опыта, в том числе в мобильном интернете, как наиболее быстро растущей услуги. Составляющие такой работы – улучшение тарифных предложений, с тем, чтобы сделать их более простыми, понятыми как для пользователей, а также в совершенствовании технической стороны сервиса.


Олег Решетин, директор по маркетингу «МТС Украина»

Последовательная рыночная стратегия 3D, в основу которой заложена сбалансированная тарифная политика и формирование новой модели пользования услугами – от голоса к дате, уже привела к увеличению потребления мобильного интернета в настоящем. Этот принцип также готовит спрос на 3G-услуги в будущем и закладывает основу для дальнейшего роста доходов.
Нам удалось увеличить лояльность наших абонентов: в 3Q2014 уровень оттока составил рекордно низкие для украинского рынка 4,6% в сравнении с 6,8% годом ранее. Лояльность абонентов помогла «МТС Украина» сохранить стабильность бизнеса: финансовые и операционные показатели компании в третьем квартале 2014 года остаются стабильными или улучшаются в сравнении с результатами предыдущего квартала, а также в годовом исчислении.
Форс-мажорный отток абонентов вследствие прекращения работы в Крыму и событий на востоке Украины, привел к снижению темпов роста абонентской базы. Частично негативный эффект компенсировали миграция наиболее активных абонентов с востока в другие регионы и новые подключения.
Резюмируя события 2014 года:
ТОП события 3 рынка:
1. Невозможность оказывать услуги в Крыму на собственных сетях для лидирующих операторов.
2. Объявление конкурса получения лицензий 3G.
3. Девальвация гривны, что повлияло на результаты работы всех участников рынка.
ТОП 3 события в страны
1. Прекращение работы украинских компаний в Крыму.
2. Военные действия на востоке, которые повлекли за собой временное ограничение сервисов, увеличение расходов на сеть в этом регионе, уменьшение количества абонентов в областях с превалирующей долей рынка.
3. Предвыборная компания.

Точки роста 2015, что станет драйвером рынка, за счет чего рынок будет развиваться.

Проведение конкурса на 3G-лицензии может послужить толчком для развития телекоммуникационной отрасли и экономики страны. Однако, очень высокая стоимость лицензии, а также непрозрачные перспективы таких инвестиций могут негативно повлиять на решение инвесторов при том, что стране сегодня просто необходимы инвестиции.


Борис Акулов, генеральный директор «Интертелеком»

В III квартале 2014 года можно выделить несколько значимых для оператора «Интертелеком» событий. С июля по сентябрь была проведена работа по расширению покрытия и запущено 74 новые базовые станции. Таким образом, количество базовых станций CDMA EV-DO по Украине увеличилось до 1912. Были продолжены работы по улучшению качества услуг за счет модернизации базовых станций. В результате удалось повысить емкость и качество сигнала 51 базовой станции, что превышает показатели предыдущего квартала на 65%.
Ключевым событием в маркетинговом направление стало расширение линейки тарифных планов для сегмента 3G c включенной Турбо скоростью (до 14,7 Мбит/с).