Сотовая связь в разрезе. На чем зарабатывают мобильные операторы
Сотовые компании перестают быть преимущественно операторами голосовых услуг. У Vodafone и lifecell мобильный интернет начал приносить больше денег.
Мобильный интернет в 2017 году принес мобильным операторам практически столько же денег, сколько и голосовые звонки. Об этом говорится в опубликованном недавно отчете Национальной комиссии по вопросам регулирования связи.
3G лицензии уже отбили
В прошлом году общий заработок мобильных операторов составил 37,5 млрд грн. Отраслевой регулятор впервые указал разбивку по составляющим дохода от услуг мобильной связи. Выяснилось, что из этой суммы 12,9 млрд грн (или 35%) - плата за голосовые звонки. А 12,2 млрд грн (или 33%) – мобильный интернет.
НКРСИ ссылается на данные самих операторов, которые не предоставляют в открытом доступе такой четкой сегментации. В своих годовых отчетах мобильщики после получения в начале 2015 года 3G-лицензий обычно писали, что интернет-трафик растет на сотни процентов в год. Сколько он приносил им денег - оставалось тайной. Напомним, чтобы начать зарабатывать на скоростном мобильном интернете, Киевстар, Vodafone и lifecell только за лицензии третьего поколения связи заплатили 8,9 млрд грн. А недавно прошедшие 4G-конкурсы заставили компании раскошелиться еще на 7,9 млрд грн.
Сим-карт все меньше
Интернетизация мобильной связи изменяет пользовательские привычки. В отчете НКРСИ указано, что за последние два года (2016-2017) заметно уменьшилось количество сим-карт, которые используют украинцы - на 5 млн, до 55,7 млн. При этом количество симок, которые используются для мобильного интернета, по данным НКРСИ, постоянно растет и по итогам прошлого года составляет уже 29,2 млн штук. Наличие доступа в интернет на устройстве позволяет избавиться от необходимости содержать вторую сим-карту для звонков на чужие сети. Ведь всегда можно пообщаться через мессенджер. По данным недавнего исследования агентства мобильного маркетинга LEAD9, 91% украинских обладателей смартфонов уже установили хотя бы одно из доступных приложений для коммуникаций. Viber есть у 85% опрошенных, Facebook Messenger - у 45%, Skype - 33%. В связи с этим и значимость такой услуги, как MNP (Mobile Number Portability, сохранение номера при смене оператора), которую в Украине все никак не запустят, уменьшается. Номер - это уже не главное в коммуникации. На первый план выходит аккаунт.
У lifecell и Vodafone уже не голос главный
По данным LEAD9, смартфонами с сенсорными экранами сейчас пользуются около 45% всех взрослых в Украине. В lifecell вчера сообщили, что при растущем проникновении смартфонов среди их абонентов (69% перешли на умные устройства) доходы от передачи данных уже превысили доходы от голосовых услуг. "С середины прошлого года больше половины наших абонентов являются активными дата-пользователями", - отметили в пресс-службе компании. Оказалось, и у Vodafone мобильная передача данных в доходах тоже уже больше, чем голос. "По передаче данных у нас положительная динамика, а по голосу и СМС - отрицательная", - сообщила начальник отдела по связям с общественностью Vodafone Ukraine Виктория Рубан.
Киевстар - это единственный из операторов, который отображает отдельно выручку от мобильного интернета в отчетности. По итогам 2017 года она составила 4,1 млрд грн (или около трети от всего рынка). Но в общей структуре доходов компании передача данных составляет около 27%, что меньше, чем в среднем по рынку.
СМС еще кормит
Из отчета НКРСИ следует, что весомая часть дохода мобильных операторов по-прежнему приходится на отправку СМС, ММС и контент–услуг – 9,5 млрд грн (или 25%). Как объясняет руководитель LEAD9 Назар Грынык, контент-услуги (например, популярные некогда рингбэктоны, гороскопы, прогноз погоды, викторины, справка) уже не приносят мобильщикам столько денег, как раньше. Поэтому он предполагает, что основная доля заработка в этом сегменте приходится на СМС. Он отмечает, что объем пользовательских сообщений, понятное дело, быстро сдувается. Но вот средняя их стоимость сильно выросла. "Сейчас СМС стоит почти 1 грн, а когда-то было по 20 копеек", - вспоминает менеджер. СМСки также все еще являются способом уведомления клиентов. Ими пользуются банки, магазины, таксисты. Но все больше сообщений, даже сервисных, компании и абоненты начинают отправлять через мессенджеры, о чем уже писала недавно Liga.net. Голосовые услуги тоже постепенно мигрируют в сторонние приложения. Так что у мобильных операторов одна надежда - на интернет.
Источник: biz.liga.net
blog comments powered by Disqus