Телеком уже не тот. Как украинские операторы ищут новые ниши
В прошлом году украинские мобильные операторы провели множество экспериментов в поисках инноваций и новых способов заработка. Можно вспомнить запуск мессенджеров, музыкальных и платежных приложений, Big Data лабораторий и совместных проектов с правоохранительными органами.
Мобильщики судорожно пробуют работать в новых нишах, так как их средний доход с каждой сим-карты сложно назвать высоким. За последние несколько лет компании вложили более 1 миллиарда долларов в 3G и теперь оказались на пороге внедрения 4G. А средний чек в месяц составляет менее двух долларов. Это один из самых низких показателей в мире.
Какие сюрпризы в бизнесе мобильщики готовят на этот год? LIGA.net пообщалась с представителями компаний и узнала, какие не классические телеком-направления они будут развивать в 2018-м году.
Шаг в сторону
Третий по величине абонентской базы мобильный оператор lifecell уже успел запустить музыкальное приложение Fizy, облачное хранилище lifebox и поэкспериментировать со своим мессенджером BiP. Однако lifecell не слишком сильно рискует, и новые нестандартные активности немного напоминают дополнительные услуги начала 2000-х. Тогда за ежедневную абонплату можно было получить гороскоп, прогноз погоды, новости и всякие развлечения. Теперь оператор предлагает подобные, но уже более прокачанные услуги, упакованные в отдельные приложения. К примеру, месяц назад lifecell запустил приложение lifecell журналы, через которое за пару гривень в день можно получить доступ к глянцевым изданиям в цифровом формате.
А совсем недавно в Google Play появилось приложение lifeSport. Оно предназначено для просмотра онлайн трансляций футбольных матчей с автоматическим обновлением и информацией про счет, голы, карточки, замены и прочее. Позднее приложение будет дополняться информацией о других видах спорта, отмечают в компании. Кстати говоря, Киевстар тоже планирует сделать подобное приложение, но исключительно для футбола.
lifecell также собирается запускать игровые приложения, ТВ, книги и другие сервисы.
Два шага в сторону
Vodafone Украина выбрал себе новые направления еще в прошлом году - Big Data и рынок финансовых услуг. Оператор открыл Big Data Lab, чтобы обучить аналитиков работать с большими данными и найти на их основе интересные проекты. Помимо этого, оператор занимался аналитикой Big Data для внешних клиентов, помогая им понять, где лучше разместить рекламу или построить магазин. В 2018-м особо ничего не поменяется. Компания планирует и дальше развивать это направление, а ее представители надеются, что услуга анализа Big Data станет полноценной статьей дохода в этом году.
На рынок финансовых услуг оператор вышел с платежным приложением Vodafone Pay, которое работает с карточками разных банков. У него уже около 100 000 пользователей, а среднемесячный оборот мобильного кошелька составляет 1000 грн. В новом году оператор планирует расширить функционал приложения и дополнить его новыми сервисами: микрокредитование, NFC-платежи, страховые услуги и прочие. Пока самыми популярными платежами являются пополнение счетов и переводы с карты на карту.
"Еще одно направление для развития в 2018 году - offline и online retail. В планах - запуск собственной розничной сети и обновление интернет-магазина Vodafone", - добавляет маркетинг-директор Vodafone Украина Андрей Отрощенко. А вот по поводу сроков повторного запуска Vodafone Music в компании молчат.
Гулять так гулять
Самым смелым среди всех украинских операторов выглядит Киевстар. Хотя возможно, что смелость обусловлена наличием бюджетов. Оператор самый крупный в стране, и он позволяет себе отходить от телекома дальше всех. В ноябре-декабре уже прошлого года компания попробовала себя в киберспорте и провела два тематических мероприятия: курсы для комментаторов киберспортивных событий и онлайн- турнир по Dota 2 с призовым фондом 100 000 грн. Но какую выгоду может принести оператору киберспорт? Все просто - знакомство с молодой аудиторией.
"Киберспорт - одно из основных направлений, интересующих нашу молодежь. В некоторых странах количество просмотров киберспортивных событий превышает количество просмотров традиционных видов спорта. И мы туда идем, чтобы привлечь внимание молодой аудитории, которая может стать пользователем наших телекомуслуг", - рассказывает начальник отдела по управлению и развитию услуг Киевстар Олег Белов. По его словам, подобное знакомство с молодежью позволит в будущем предложить интересные ей услуги. И хотя Олег Белов не раскрывает деталей, из беседы с ним стало понятно, что школа комментаторов и турнир - не последние активности Киевстар в киберспорте.
Помимо этого, оператор собирается также поработать с контентом. В ноябре 2017-го компания запустила приложение Радио Киевстар, а неделю назад - приложение для просмотра фильмов и ТВ-каналов в смартфоне Kyivstar Go TV. Когда журналист редакции упомянул, что испанская телеком-компания Telefonica снимает целые сериалы, представители Киевстар сказали, что производство собственного контента входит в долгосрочные планы оператора. В компании также готовят продукты в сфере IoT (интернета вещей) и MFS (мобильные деньги) и вскоре оператор раскроет секреты. Отметим, что компания уже начала работу по интернету вещей с партнерами. Так, например, летом прошлого года она вместе со стартапом I-See запустила решение для автомобильной сигнализации.
Резюме
Большинство новых направлений украинских мобильных операторов пока находятся в зачаточном состоянии. И многие из них похожи на эксперименты или на попытки выйти на быстро растущие рынки. Развитие маржинальных дополнительных услуг упирается в готовность украинского потребителя платить за что-то дополнительно. Речь идет как о больших данных бизнес-клиента, так и о покупке контента обычным абонентом связи. Привычка платить за то, что можно найти бесплатно, есть далеко не у всех.
Источник: biz.liga.net
blog comments powered by Disqus