Лицензию на связь третьего поколения (3G, UMTS) может получить инфраструктурный оператор.
30 декабря 2014 года «Укртауер», дочерняя компания турецкого холдинга Turkcell, обратилась за разъяснениями к Национальной комиссии по вопросам регулирования связи и информатизации относительно предстоящего конкурса. Компанию интересовало, может ли она участвовать на аукционе одновременно с еще одним украинским оператором, в котором Turkcell, контролирует 55% — «Астелит» (life, оставшиеся 44% принадлежит СКМ). Менеджер по развитию бизнеса «Укртауер» Виталий Изгорев сообщил «Капиталу», что компания действительно изучает возможность участия в конкурсе. Такой же ответ дала и менеджер по корпоративным коммуникациям Turkcell Ханда Асик. Напомним, регулятор запланировал тендер на 16 февраля.
Далеко не новичок
В ответном письме регулятор отметил, что в случае победы на конкурсе «Укртауер» может понадобиться разрешение АМКУ. Каких-либо особых рекомендаций и предписаний комиссия не дала. Эта переписка может свидетельствовать о том, что у турецкого холдинга есть намерения попробовать свои силы самостоятельно на украинском рынке, без партнера по life — СКМ. Turkcell вывел «Укртауер» на отечественный рынок еще в конце 2008г. За это время компания построила в Украине около 400 башен для размещения антенн, которые арендуют «Астелит» (life), «МТС Украина», «Киевстар» и «Интертелеком». Каждая такая башня обошлась компании в $70-100 тыс. Кроме того, «Укртауер» занимается развертыванием и сдачей в аренду систем покрытия внутри больших зданий: ТРЦ Ocean Plaza, БЦ «Гулливер», ТРЦ «Атмосфера» и прочих объектов. Турецкий инфраструктурный игрок также был заинтересован в выкупе вышек сотовых игроков, а также государственного Концерна радиовещания, радиосвязи и телевидения.
База — Ахметова, деньги — турков
Как ранее рассказывал «Капиталу» гендиректор «Укртауер» Зафер Озбей, компания давно ждала 3G. Ведь строительство новых сетей повлекло бы за собой новые подряды по инфраструктуре. Намерение компании отдельно поучаствовать в конкурсе может также указывать не на разногласия турков с Ринатом Ахметовым, а наоборот на новую сферу сотрудничества. В декабрьском интервью "Капитала" экс-председатель «Укртелекома» Александр Баринов рассказывал, что новым направлением деятельности компании станет сдача в аренду готовых площадок для телеком-операторов с уже подведенными коммуникациями, электропитанием. На днях один из менеджеров «Укртелекома» сообщил изданию, что «Укртауер» инициировал с оператором фиксированной связи переговоры об использовании его объектов.
Собственник «Укртелекома» — СКМ — может наладить сотрудничество с турецкой структурой, имеющей возможность инвестировать миллионы долларов в развитие сети для дальнейшей аренды мобильным операторам. От такого сотрудничества могут выиграть все участники схемы. Фиксированный оператор Ахметова получит новый источник высокомаржинального дохода, мобильные операторы — возможность совместной аренды 3G-сети у «Укртауер», а турецкая компания в свою очередь — масштабное развитие на новом рынке.
Маркетинг вместо масштаба
Экономическая ситуация в Украине буквально подталкивает его игроков строить новые 3G и 4G совместно. Только в этом случае они смогут отбить инвестиции в проект и не устанавливать высокие тарифы на 3G. «Примеры сотрудничества при строительстве и эксплуатации телеком-инфраструктуры имеются и в мире, и в Украине. В частности у нас с "Киевстаром" есть программа совместного использования сайтов 2G. Но касательно 3G никаких совместных планов или проектов не существует», — рассказывает начальник отдела по связям с общественностью «МТС Украина» Виктория Рубан.
Для того чтобы наладить подобное сотрудничество при сооружении новых сетей, а тем более начать арендовать сеть нового поколения у стороннего игрока, крупным мобильным операторам придется отказаться от важного преимущества и заметно подкорректировать политику конкурентной борьбы. Ведь сейчас «Киевстар» и «МТС Украина» располагают крупнейшими сотовыми сетями. Конкурентам придется вкладывать еще десятки или даже сотни миллионов долларов инвестиций, чтобы достичь соразмерного покрытия. В случае же совместной аренды порог выхода на рынок уменьшается. Появляется возможность для роста сетей life и «Тримоб». Такое развитие событий может оказаться не по душе лидерам рынка. Придется делать основную ставку уже не на масштабы, а на набор услуг, цену и их качество. Одним словом, на маркетинг.
С другой стороны если «Укртауер» получит лицензию, он сможет покрывать не всю Украину, создавая конкуренцию другим лицензиатам, а сооружать башни в регионах, куда в одиночку мобильщикам будет не выгодно идти. Это города с населением менее 50 тыс жителей, ПГТ и села.