Украинская и луганская связь в "ЛНР", или Как теряются контакты с Украиной
От редакции: Автор этой колонки публикуется под псевдонимом в целях безопасности. Публикации в рубрике "Погляд" не являются редакционными статьями. Они отражают исключительно точку зрения автора.
Вообразите, что вы тянетесь к телефону, а вместо привычного ярлыка оператора у вас странная надпись "нет связи".
Лет шесть назад мне бы это могло показаться началом фантастического фильма, а сейчас я думаю, без чего мне было бы сложно обойтись?
Без связи – легко, без интернета – возможно, без света и воды – сложно, но, как оказалось, тоже можно.
Если по порядку, то воскресенье, 7 июня, встретило нас не только летним зноем и нещадной жарой, но и отсутствующей телефонной связью.
Как ни странно, первыми забили тревогу те, кто все шесть лет живет не здесь: "Что у вас со связью?"
Оно и понятно, у каждого из них остались здесь пожилые родители, а телефон был единственной связью с ними.
Если родители моложе, есть альтернатива – Viber или Skype. Но все это работает тогда, когда родители в зоне покрытия интернета, имеют исправный смартфон и умеют ним пользоваться.
А попробуйте-ка логистически выстроить эту цепочку с регулярно оплаченным интернетом, если дети где-то, а родителям под восемьдесят и они здесь.
Это только кажется, что все легко и просто, но в реальности отсутствие телефонной связи отчего-то оказывается почти всегда катастрофой.
Мои местные друзья были привычно пассивны. Даже к такому за шесть лет мы привыкли. Сердце рвётся на части, когда близкие далеко и с ними нет связи, а когда они рядом, телефон перестает быть острой необходимостью.
Уже к обеду 7 июня стало ясно, что версий отсутствующей связи две – официальная и неофициальная.
Первая заключалась в том, что во время ночного обстрела украинская армия разбомбила вышку связи на своей стороне.
Это шло вразрез логике – зачем? Мы платим за работающую телефонную связь, отчего же убивать ту корову, что исправно даёт молоко?
К этой официальной версии буквально все отнеслись скептически.
Вторая версия была неофициальной – шахтёрский бунт, начавшийся 6 июня вечером. Эхом забастовки была неработающая телефонная связь, а после – заблокированные сети ВКонтакте.
Отчего-то в ответ на новость буквально все вокруг были пассивными. Никакой живой дискуссии или жалоб – скорее чуть ленивое "Не слышали, что со связью?"
Позже оказалось, что от всего выигрывает местный провайдер "Лугаком", прочно занявший позиции и оборудование вышедшего из "республики" в 2014 году "Киевстара".
"Лугаком" – лицо официальной телефонной связи в "республике".
Номер "Лугакома" спрашивают в местных "банках", оформляя банковскую карточку и настойчиво рекомендуют использовать во всех официальных учреждениях типа "налоговой".
А уж что говорить об "армии" и "министерствах", там Vodafone просто под запретом. Можно иметь какие угодно предпочтения, но все сотрудники "министерств" и "ведомств" пользуются только "Лугакомом".
Если в последние два года была ещё какая-то свобода выбора, то за последний год номера "Лугакома" стали собирать и с учителей, формируя списки и мягко рекомендуя уходить от Viber в пользу WhatsApp.
Другие операторы связи под запретом |
Отчётливо прослеживается стигматизация во всем Украины.
Активно распространялась легенда о том, что Vodafone нещадно прослушивают наши враги, а вот "Лугаком" безопасен.
И как-то так выходило, что Vodafone в последнее время оказался в роли дурной привычки, о которой не принято говорить вслух и афишировать.
Когда новый знакомый спрашивает телефонный номер, можно услышать: "А "Лугакома" нет?" И в этом вопросе бегущей строкой: с тобой неудобно общаться.
Если говорить об очевидных преимуществах Vodafone он был не только привычным, он давал возможность через мобильный интернет читать заблокированные здесь украинские сайты.
Все остальное подлежало критике – связь плохая, прерывистая, пополнять счёт, не имея денег на украинских банковских карточках, дорого – 180 рублей за 60 грн на счёт.
Да и единственный местный тариф был крайне дорогим – 60 грн/месяц, а после истечения оплаченного месяца – 3 грн/день.
И все это не казалось бы таким дорогим, если бы у людей как раньше в свободном доступе была украинская гривна. А так – пополнить сложно, пользоваться дорого, связь плохая.
На фоне всего этого куда выигрышнее выглядит "Лугаком" – 120 рублей стартовый пакет (пакет Vodafone 140 рублей), а минимальное пополнение – 50 рублей в месяц и полный безлимит в сети.
История мобильной связи в "республике" могла бы стать триллером с техническим уклоном.
С приходом "республики" из неё вышел "Киевстар", но из-за систематических перебоев Vodafone стал бешено популярен Life.
Летом 2015-го все присылали друг другу смс-км с альтернативными номерами Life, покупая стартовые и пополняя счёт.
Life ушел внезапно, оставляя единственным источником связи только Vodafone, с которого было не позвонить на "Киевстар", а звонить в Россию было слишком дорого.
"Лугаком" стал местной связью с дешёвыми звонками по России. А потом плавно и постепенно он стал вытеснять Vodafone.
Пополнения в 50 рублей "Лугакома" стали использовать как бонусы на последних местных выборах всем проголосовавшим.
Стартовые пакеты "Лугаком" можно приобрести в салонах связи, на почте и офисе городской телефонной компании. При покупке обязательно нужен паспорт, а продавец фиксирует не только адрес прописки, но и реального места жительства.
Вокруг всё больше говорят о том, что связь Vodafone, которую на этот раз восстановили, не на долго тут – это не выгодно местным властям.
Но как быть тем, у кого к номерам Vodafone привязаны украинские банковские карточки?
И как быть тем, кто имел единственный канал связи с родными именно через этого оператора?
Попробуйте-ка вы позвонить из Украины на "Лугаком". Ничего не выйдет. Это местная связь. Украина здесь даже в этом под запретом.
Анна Восточная, Луганск, специально для УП.Жизнь
Источник: life.pravda.com.ua
blog comments powered by Disqus