Телеканалы отказываются от зарубежных сериалов
Доля американских и европейских сериалов на украинском телевидении начала неуклонно сокращаться еще десять лет назад. И речь не только об устаревшем телемусоре, но и о сильных и высокобюджетных американских и британских ситкомах, комедиях и драмеди, которые собирают у экранов миллионы зрителей по всему миру.
Сегодня на долю импортного продукта приходится лишь 20% всех сериалов, демонстрируемых на ключевых украинских каналах, хотя еще в 2005 году сохранялся паритет 50/50. В подавляющем большинстве телеканалы нынче транслируют не более одной-двух зарубежных (нероссийских) телеэпопей: «Доктор Хаус» и «Клиника» на СТБ, «Во все тяжкие» на «Интере», «Грань» и «АйКарли» на «Новом»). А «1+1», ТЕТ и «Украина» вовсе отказались от зарубежного «мыла». Выпадает из общей картины разве что канал ICTV, демонстрирующий сразу пять теленовелл («Кости», «Побег из тюрьмы», «Привилегии богатых девчонок», «Под прикрытием» и «Меня зовут Эрл»). Но ни один из упомянутых сериалов и рядом не стоит с вечерним прайм-таймом и даже в дневном эфире не фигурирует. За исключением нашумевших в мире «Доктора Хауса» и «Граней», занимающих симметричные слоты — 23.25, и идущей днем слабенькой молодежной «АйКарли», остальные сериалы показывают исключительно поздней ночью — после часа и вплоть до пяти утра.
Все перспективные слоты отданы каналами под российские и украинские телепроекты и сериалы. Их подавляющее присутствие в эфире эксперты объясняют не только появлением альтернативы зарубежному контенту. «Ошибочно полагать, что вытеснение американских и прочих телесериалов началось лишь из-за того, что в 1997-м возникла российская продакшн-индустрия с ее «Ментами» и «Агентами нацбезопасности». Но уже к тому времени как у российских, так и у украинских зрителей возникла потребность в локальном продукте. Информационный голод, благодаря которому (помимо хороших зарубежных продуктов) процветали латиноамериканское «мыло» и американская телешелуха, за десять лет утолился. И вместо блеска заморской экзотической жизни захотелось видеть знакомые реалии. Пусть даже не так чудесно и богато снятые», — объясняет Александр Глущенко, владелец отраслевого издания MediaSat. По его словам, эта переориентация интересов за последние десять лет укрепилась настолько, что множащемуся российскому, а теперь и украинскому продукту, не сопоставимому по своему качеству, удалось вытеснить на эфирную периферию даже американско-европейские мегахиты. «Дело не в цене. Телеканалы видят, что аудитория, которая делает им рейтинги, не особо заинтересована даже в самом ярком американском телехите. И что отдача от очень успешного за рубежом сериала у нас не будет адекватной затраченным телеканалом усилиям на покупку, профессиональный перевод и адаптацию такого продукта», — говорит Александр Глущенко.
На телеканалах уверяют, что их выбор сериального репертуара продиктован исключительно вкусовыми предпочтениями зрительской аудитории, а не ценовыми соображениями. «Дело не в выгоде, а в естественной тенденции к локализации, когда аудитории интересней смотреть локальный продукт, который наш рынок уже давно готов ей предложить. Производство своего или покупка российского обходится в разы, а иногда в десятки раз дороже, чем покупка зарубежного продукта. Рейтинговый потенциал таких продуктов тоже в несколько раз выше, — утверждает генпродюсер канала ТЕТ Ирина Костюк. — Но зарубежный продукт находит для себя на нашем рынке другую ипостась: рынок форматов, когда продается не готовый сериал, а его формат, сценарий и ноу-хау для дальнейшего создания локальной версии. Данный рынок уже почти достиг уровня рынка продажи готовых зарубежных сериалов, а в некоторых случаях даже перегнал. Это касается латиноамериканских сериалов: на нашем ТВ вы уже не найдете латинского «мыла», зато почти каждый второй длинный сериал — это адаптация именно латиноамериканского сериала».
Причем настрой на «свои» сериалы (оригинальные или локализации проектов мировой телеиндустрии) характерен не только для аудитории постарше, но и для молодежи. «Поколение, испытывающее страсть к «мылу», которое росло в 1990-е на «Беверли Хиллз», потом на «Друзьях» и прочих мегахитах, сейчас спокойно «пасется» в Интернете. Нынешняя молодежь подрастает на другом продукте — «Ранетках», «Кадетах» и пр. И сейчас смотреть ей, например, ситком «Как я встретил вашу маму» (прекрасно сделанный и очень популярный в мире сериал) неинтересно. Проблемы и привычки главных героев ей не близки и не понятны», — рассказывают «Комментарии» на одном из украинских каналов.
«Рынок и дальше будет идти по пути полной локализации как в плане сценарного контента, так и не сценарного. Именно зритель диктует такие правила. Поэтому зарубежные сериалы на каналах первого-второго эшелонов в прайм-тайме можно увидеть только точечно, в виде исключений. За последние два года такие сериалы можно на пальцах пересчитать: «Доктор Хаус» и «Теория лжи», — отмечает Ирина Костюк.
При этом разница в закупочной цене успешно обкатанного в США и Европе топового, но не премьерного сериала и рейтинговых российских проектов последних лет не столь существенна. Говорить о точном порядке цифр сложно, поскольку телевизионщики не озвучивают конкретных цен. Нет и универсальных критериев оценки покупаемого материала — каждая сделка оформляется строго индивидуально. Но, по информации «Комментариев», средняя цена покупки одной серии российского производства составляет около $50–60 тыс. Высокорейтинговые продукты, к которым подогрет интерес аудитории, обходятся каналам по $70–100 тыс. В случае съемок собственного сериала речь идет о сумме примерно в $120–170 тыс. и более. Правда, не надо забывать, что из этой суммы часть отобьется после перепродажи сериала российским коллегам или даже украинским телеканалам, как, например, в случае со «Сватами» «Интера», которые перекочевали на «Россия-1», а потом и на «1+1».
Стоимость же самого качественного американского непремьерного телехита с постановочным бюджетом одной серии в $1 млн. и более обходится, как правило, в два раза дороже, чем в среднем стоит обычный российский продукт (то есть $100–120 тыс.). Однако местным телеканалам часто удается договориться о хорошей скидке. В итоге качественный американский телесериал может обойтись каналу по цене вполне сопоставимой с «дорогим», но не сравнимым по своему качеству «мылом» из РФ. Здесь многое зависит от дистрибьютора американского продукта. А им часто выступают сами российские телеканалы, выкупающие у американцев права сразу на все страны СНГ. Сосредоточивая в своих руках еще и конкурирующий продукт, они получают дополнительные преференции в переговорах о цене на свои собственные сериалы.
ТОП-20 сериалов за 2010 год | ||||
Позиция | Канал | Название сериала | Рейтинг, % | Доля аудитории, % |
1. | Интер | Обручальное кольцо т/с | 13,69 | 31,05 |
2. | Интер | Серафима прекрасная т/с | 12,89 | 45,09 |
3. | Интер | Сваты-4 т/с | 12,32 | 29,73 |
4. | Интер | Дыши со мной т/с | 12,27 | 30,62 |
5. | Интер | Семейный дом т/с | 11,20 | 41,38 |
6. | Интер | Кармелита. Цыганская страсть т/с | 10,16 | 26,87 |
7. | Украина | Райские яблочки. Жизнь продолжается т/с | 9,40 | 20,15 |
8. | Интер | Общая терапия-2 т/с | 9,37 | 33,08 |
9. | Интер | Сваты-3 т/с | 9,16 | 24,11 |
10. | Интер | Я телохранитель. Ошибка в программе т/с | 9,09 | 20,46 |
11. | Интер | Я телохранитель. Старые счеты т/с | 9,00 | 23,12 |
12. | Интер | Подарок судьбы т/с | 8,56 | 20,06 |
13. | Интер | Я телохранитель. Киллер к юбилею т/с | 8,25 | 19,52 |
14. | Украина | Глухарь-2 т/с | 8,21 | 18,50 |
15. | Интер | Небо в огне т/с | 8,21 | 30,95 |
16. | Интер | Доярка из Хацапетовки-2 т/с | 8,19 | 21,06 |
17. | Интер | Сердце матери т/с | 8,14 | 28,17 |
18. | ICTV | Мастер и Маргарита т/с | 7,85 | 16,97 |
19. | Интер | Деревенский романс т/с | 7,73 | 17,93 |
20. | Интер | Всегда говори Всегда 6 т/с | 7,58 |
19,94 |
Наталья Давыденко
Источник: МедіаБізнес
blog comments powered by Disqus