В начале июня, президент компании ВОЛЯ Сергей Бойко, провел встречи с журналистами в Севастополе и Харькове. Основной темой дискуссии стало получение в мае 2010 года региональными провайдерами права использования бренда ВОЛЯ при предоставлении услуг, а также что данные изменения несут для пользователей услуг. Также было задано много вопросов о стратегии компании, принципах предоставления услуг и особенностях телекомрынка в целом и каждого региона. Часть вопросов, которые имеют резонанс не только на местных рынках, но и в Киеве — вынесены в специальное интервью с Сергеем Бойко, которое мы предлагаем вашему вниманию.
— Что означает приход бренда ВОЛЯ для абонентов в различных регионах? Потребителю не так важно, как называется компания, услугами которой они пользуются. Их больше интересует, что нового они получат в результате изменений.
— Не только получат в будущем, а уже получили. Те, кто посетил контакт-центры компании, уже обратил внимание на то, что ушли в небытие стеклянные перегородки с узкими окошками, через которые до недавнего времени клиенты общались с консультантами. Сейчас все центры обслуживания абонентов приведены к европейским требованиям. А сотрудники общаются с клиентами напрямую, демонстрируя политику открытости компании.
Благодаря успешно запущенной цифровой технологии, мы предлагаем абонентам удобное пакетирование телепрограмм, а также дополнительные удобства — EPG (электронный программный гид), создание индивидуального списка любимых каналов, возможность закрытия от детей того или иного канала на так называемый «родительский замок», выбор языка и многое другое.
Наполнение пакетов постоянно расширяется, добавляются новые телеканалы, причем часть — уникальные, доступные только нашим абонентам. Мы делаем особый акцент на качестве телепродукта, при этом всегда учитываем региональные особенности и запросы абонентов.
Естественно, мы продолжаем модернизировать и расширять телекоммуникационную сеть, устанавливаем новое оборудование, которое соответствует международным стандартам. Это, в свою очередь, сразу же положительно сказывается на стабильности и надежности услуг, качестве телесигнала и повышения скорости доступа в Интернет.
Поскольку мы серьезное внимание уделяем комфорту и безопасности работы наших абонентов в Интернете, то для них в большинстве регионов внедрен достаточно важный дополнительный сервис — лицензионная защита от вирусов и спама, которую они могут заказать в дополнение к услуге Интернет.
Так же среди удобных новаций, можно отметить Персональный сайт абонента, с помощью которого каждый абонент теперь не только Киева, но и в других городах нашей страны, может управлять своими услугами пакетами, заказывать дополнительные сервисы и т.д.
Расширены возможности оплаты услуг. Теперь абоненты имеют возможность моментально оплатить счет через платежные терминалы, а также банковские отделения и, что немаловажно, без комиссии.
Собственно, основной акцент мы делаем на том, что для абонента услуги должны быть простыми, удобными надежными и доступными.
— А сколько в Украине всего пользователей платного ТВ?
— Сказать точно сложно. Оценки колеблются от 3,5 до 5 миллионов. Проблема в том, что многие пользуются услугами теневых операторов. Ведь из 700 операторов кабельного (и не только кабельного) ТВ только триста удосужились получить лицензии. Многие вообще работают фактически пиратским образом и не платят ни каналам, ни налогов государству, ни в пенсионный фонд за своих сотрудников.
— Какова ситуация с конкуренцией на рынке и какие доли занимают различные компании?
Поскольку слишком большая разница в оценке общего рынка — то и по разным оценкам наша доля на рынке, так называемого, платного телевидения — составляет от 30 % до 40 % в Украине. Разрыв в оценках, как раз и обусловлен высоким процентом теневого рынка, который невозможно подсчитать.
Если говорить о конкурентах, в частности, по конкретным территориальным рынкам, то в Киеве можно, например, отметить, такую компанию, как «Информационные технологии», кстати собственник которой сам и учредил общественную организацию с громким названием — «Всеукраинская Ассоциация операторов кабельного телевидения» . В Харькове и Киеве есть такая структура, называющая себя консорциумом «Триолан». Во Львове и Черновцах — есть группа «Одеко», которая является учредителем «Западно-украинской гильдии операторов кабельного телевидения». У каждого из этих конкурентов от 10 до 35 % территориального рынка.
Как правило, еще около 30% каждого из территориальных рынков занимают предприниматели, работающие в серой зоне. К сожалению, в последнее время в некоторых городах — этот процент достигает 40%. Это различные субъекты предпринимательской деятельности, которые не платят лицензионных отчислений, не имеют лицензий и разрешений на строительство сетей или же те, кто используют схемы «экономии», создавая многочисленные ЧП, ФП и СПД.
— К стати, на нескольких интернет-форумах ходили слухи о том, что «Триолан», — имеет к вам какое-то отношение?
Кроме того, что это наш конкурент — мы никаких отношений с этой структурой не имеем. С ними мы конкурируем не только в Киеве или Харькове, но и в других городах. Это достаточно сложно, поскольку предприятия этой структуры работают далеко не всегда чистоплотно. В Киеве были зафиксированы факты мелких хищений и иных нарушений различными государственными управлениями, начиная от Киевэнерго — заканчивая управлением ЖКХ. А возбужденные уголовные и административные расследования (исходя из публикаций в местной прессе) могут свидетельствовать о том, что предприятия этой структуры работают вне правового поля, в так называемой, серой зоне. Практически аналогичная ситуация с предприятиями этой структуры и по другим городам: Донецк, Симферополь, Полтава.
— В средствах массовой информации также проходила информация о том, что вы привлекли средства нескольких фондов частных инвестиций. Изменился ли в этом году состав акционеров? Были ли требования акционеров о возврате собственных инвестиций?
— Нет, состав не изменился.
Начиная с 2008 года, нашими акционерами являются одни из крупнейших инвестфондов: Providence Equity Fund, Goldman Sachs, UGF III, SBF IV, Eton Park, крупнейшими инвесторами которых выступают, в том числе, и Европейский банк Реконструкции и развития (ЕБРР). И за это время никаких требований, и соответственно решений и действий, в отношении выхода из состава инвесторов не было, и в планах — нет.
Отмечу, что на последней встрече акционеров в мае обсуждались как раз вопросы дополнительного инвестирования, связанного с введением цифровых технологий по городам, в которых планируется проведение матчей Евро-2012, а также инвестиций в модернизацию сетей по всем остальным городам.