Украинские телеканалы в России: зачем они Медведеву?
В ближайшее время в российском эфире могут появиться один-два украиноязычных телеканала
Этот вопрос обсуждался на первой официальной встрече нового главы государства Виктора Януковича и президента РФ Дмитрия Медведева в начале марта. Что это будут за каналы, прогнозировать никто из украинских экспертов не берется. Но сам факт готовности руководства России предоставить частоты для украинского телевидения говорит не столько о заинтересованности наших соседей в украинских телеканалах как таковых, сколько о потенциальном росте влияния российского ТВ в нашей стране
Российские обещания
Как известно, и Украина и Россия в ближайшие несколько лет должны полностью перейти от аналогового к цифровому эфирному вещанию. Это даст зрителю не только более качественную «картинку», но и значительно увеличит количество телеканалов в эфире, так как на одной частоте вместо одной смогут вещать сразу четыре-десять станций в зависимости от стандарта сжатия сигнала. Если учесть, что цифровое эфирное ТВ как в России, так и у нас планируют сделать абсолютно бесплатным для населения, то его популярность, особенно в провинции, предопределена изначально. С точки же зрения не потребителя, а телевизионного бизнеса переход на цифру означает формирование новых правил игры на рынке: в выигрыше окажутся те телеканалы, которые войдут в бесплатные пакеты цифрового вещания.
К «везунчикам» в обеих странах, прежде всего, относятся уже вещающие эфирные телеканалы. Но существует и определенный резерв для новичков. Он явно не безразмерный, поэтому частота для каждого оценивается «на вес золота». И вот один, а может, и два слитка из этого ограниченного золотого запаса Медведев обещает Украине. «В самое ближайшее время я встречусь с руководителями СМИ, которые сейчас в рамках цифровых возможностей будут реализовывать проект по вещанию на территории всей РФ каналов наших ближайших друзей и соседей, и среди них один или два украинских канала», — заявил президент РФ на совместной пресс-конференции по итогам переговоров с Виктором Януковичем.
Украинские претенденты
Украинские телеканалы, безусловно, заинтересованы в выходе на российский телерынок. Тем более если это не просто доступность для зрителей со спутниковыми антеннами, а присутствие в общенациональном цифровом пакете. Это и известность, и дополнительная аудитория, а значит и возможность заработать на продаже рекламы. К слову, российские популярные телеканалы уже достаточно давно зарабатывают на продаже рекламы в Украине, причем неплохие деньги.
Сегодня три отечественных телеканала имеют право распространяться за пределами страны: государственный УТР, коммерческие «Интер+» и «1+1 International». Впрочем, не стоит забывать о международной версии телеканала «Украина» — «Украина International», о которой неоднократно говорил генеральный директор телеканала Вальдемар Дзики и которая может быть запущена в ближайшее время. По словам медиаэксперта Александра Глущенко, под такой проект, как вещание в России, создание и запуск канала — дело нескольких недель. Так что претендентов у нас как минимум четыре. «Одно место может достаться государственному каналу, второе — коммерческому. Думаю, это будут каналы УТР и «Украина International». Такое разделение было бы более чем логичным. Если рассматривать вариант с двумя коммерческими вещателями, то это будут «Интер+» и «Украина International», — считает эксперт. Но тогда медиахолдингу «Интер» придется создать отдельную версию «Интер+» для Российской Федерации. Дело в том, что права на трансляцию чемпионата Украины по футболу, купленные «Интером» для своей международной версии, в РФ принадлежат компании «НТВ-плюс». Впрочем, пока дело дойдет до реализации обещаний, все еще может не раз измениться.
Подводные камни
При Викторе Ющенко свободное распространение популярных российских телеканалов в украинских кабельных сетях долгое время считалось вопросом национальной информационной безопасности. Нацсовет по вопросам телерадиовещания то запрещал российские телеканалы, то требовал адаптации их контента (в частности, рекламы) к нормам украинского законодательства. Позже были сделаны исключения, в частности для «РТР-Планеты» и «Первого канала. Всемирная сеть»; сейчас же данный вопрос не поднимается вовсе.
Если соглашение между президентами Украины и России выльется в конкретные действия, а не останется лишь красивой декларацией, непременно возникнет проблема адаптации украинских телеканалов к нормам российского законодательства. «При условии, что не будет никаких исключений для двух украинских каналов, а их, скорее всего, не будет, руководствоваться надлежит законом о СМИ, который запрещает учреждение средств массовой информации зарубежными компаниями и компаниями с долей иностранного участия более 50%», — объяснил Александр Глущенко.
Открытым остается и вопрос языка. Это будут украинские телеканалы на русском или на украинском языке? Возможно, они попадут в список региональных, или международных, или специальных каналов, для вещания которых будут оговорены языковые исключения. В России пока обещают поддержку именно украинского языка. «По поводу украинского языка и украинского информационного пространства я считаю, что это абсолютно правильная тема, потому что, если мы озабочены состоянием русского языка у наших соседей (самых близких, конечно), нужно посмотреть и на себя — как мы занимаемся, например, украинским языком на территории Российской Федерации», — заявил Медведев. С другой же стороны — многие украинские программы на украинских же телеканалах идут на русском языке, поэтому наиболее вероятным будет микс: немного украинского для очистки совести и русский в наиболее рейтинговых программах.
То, что наши вещатели смогут проникнуть в российский эфир, по словам Глущенко, наталкивает на мысль, не возникнут ли у украинских компаний проблемы, связанные со свободой слова. Ведь темы, которые можно поднимать и обсуждать на украинском ТВ, могут не пройти цензуру для территории РФ. Как отмечает российский политолог Алексей Иванов, «на практике вместо интересных и рейтинговых телеканалов в эфирное пространство России могут пустить аутсайдеров либо введут программную цензуру, когда вместо «Шустер Live» или программы Евгения Киселева поставят ток-шоу». По его словам, если в России увидят интересные украинские программы — это будет чудо, в которое верится с трудом, поскольку противоречит внутриполитической пропагандистской доктрине последнего десятилетия. «Печально, если мы услышали просто экспромт президента, а не готовое решение о трансляции украинских каналов», — говорит политолог. Есть, впрочем, и более прозаичные причины, которые помешают разрешить украинское вещание. Например, то, что «рекламодатель моментально уйдет на смотрибельные каналы», считает Алексей Иванов.
Ответная любезность
Хотя в ходе диалога двух президентов речь шла о включении украинских телеканалов в российский мультиплекс, вполне вероятно, что Россия может попросить Украину об «ответной любезности», то есть включить российские телеканалы в украинский цифровой мультиплекс. По мнению экспертов, это могут быть адаптированные для украинского телерынка версии «Первого канала» и канала «РТР Планета. Украина», которые уже присутствуют в наших кабельных сетях. В свете последних событий, а именно решения нацсовета аннулировать лицензии девяти украинских каналов на вещание в цифровом мультиплексе МХ-4, не исключен вариант выдачи этих лицензий не неизвестным отечественным компаниям, а российским. Особых трудностей возникнуть не должно (тем более что состав нацсовета может сегодня-завтра поменяться) — достаточно лишь заплатить за лицензию (в 2008 году она стоила 1,315 млн. грн.) и официально вещать на всю страну уже через несколько лет.
Артем Вакалюк
фото - shutterstock
Источник: weekly.ua
blog comments powered by Disqus