Ющенко вспомнил о вещании
Вчера, 18 февраля, у Виктора Ющенко дошли-таки руки до проблем вещания в Украине. Указом № 189/2010 он ввел в действие еще сентябрьское решение СНБО «О концепции создания системы Общественного вещания Украины и ходе внедрения цифрового телерадиовещания.
Если кратко о системы общественного вещания (ОВ), то правительство должно за два ближайших месяца разработать и подать на рассмотрение СНБО концепцию создания системы ОВ, в которой должна быть предусмотрена дальнейшая судьба государственных телерадиокомпаний. Что же касается перехода нашей страны от аналогового к цифровому телерадиовещанию (ЦТВ), то в ближайшие полгода правительство должно внести изменения в государственную программу внедрения ЦТВ, утвержденную еще в ноябре 2008 г. и с треском проваленную практически по всем статьям. В новой редакции программы должен быть предусмотрен прозрачный механизм обеспечения населения приставками для приема цифрового сигнала (сет-топ боксами, минимальная стоимость которых сейчас стартует с $20-30 за единицу). А главное — на цифру наша страна должна перейти уже к 1 июня 2012 г., хоть согласно договору «Женева-2006» крайний срок перехода Украины на цифру — лето 2015 г.
Идея, несомненно, хорошая. Как в отношении создания общественного вещания, так и по поводу скорейшего внедрения цифру. Вот только, по мнению экспертов, вряд ли все получится по мановению «президентской палочки». Говоря о системе ОВ, нельзя не вспомнить многократные инициативы по ее созданию, однако, когда речь заходила об источниках финансирования и структуре органов контроля и управления, то, как говорится, и разу в раз «коса находила на камень». Последняя инициатива исходила от БЮТовца Андрея Шевченко в марте 2009 г. Она предполагала закрепление функций руководящего органа за Советом — коллегиальным органом, состоящим из 17 человек; ликвидацию государственных ТРК и финансирование ОВ из государственного бюджета в объемах, не меньших суммарной доли финансирования всех ликвидируемых ТРК. На обеспечение материально-технических нужд системы из бюджета необходимо было выделить более 650 млн. грн. еще в 2009 г. (чего не было сделано), в 2010 г. эта сумма должна составить около 780 млн. грн., а в 2012 г. — перевалить за 1 млрд. грн. Впрочем, по мнению независимого медиаэкспетра Александра Глущенко, перспективы создания и существования общественного вещания в Украине находится под вопросом, так как общественная теле- или радиокомпания не принадлежит ни государству, ни частным лицам или компаниям, а находится в «общественной» собственности. «Это означает то, что управление ей осуществляет совет, формируемый из уважаемых общественных деятелей (обычно представители крупных партий, общественных объединений, церкви, профсоюзов и т. д.), что позволяет производить более сбалансированную и непредвзятую программную политику. Чтобы далеко не ходить, достаточно включить любое полит шоу в вечерний прайм тайм и понять, в каком режиме будет идти управление такой организации и к какому коллапсу это приведет. Кроме проблемы управления не совсем понятны способы финансирования. Вариантов несколько: либо из бюджета, тогда чем общественное вещание отличается от НТКУ? Либо за счет абонплаты, как NHK в Японии, BBC в Британии или ARD в Германии, но это факт маловероятный в не совсем богатой Украине. Либо на пожертвования и гранты, но тогда мы можем столкнуться с проблемой лоббирования интересов грантодателей, меценатов и спонсоров», комментирует он.
Что же касается внедрения цифрового вещания, то, по словам директора НПП «Квант-эфир» Ивана Омелянюка, рассчитанный их компанией бизнес-план показывает, что «на построение двух мультиплексов необходимо три года и около $70 млн.» (последний проект Минтранссвязи предусматривает инвестиции в переход на цифру в размере чуть более 4,3 млрд. грн.). Двух мультиплексов будет вполне достаточно, чтобы перевести на цифру существующих вещателей. Вместо же этого Нацсовет по телерадиовещанию в первую очередь, почему то озаботился построением мультиплекса МХ-4 и выдал лицензии на присутствие в нем дюжине никому неизвестных компаний. Хоть прежний курс Нацсовета и был признан провальным, менять его никто не торопится — противостояние между Нацсоветом и Минтрассвязи за руководящую роль в переходе на цифру тормозит весь процесс. А если учесть, что с приходом нового главы государства многие чиновники в этих ведомствах сменятся, то получается, что сейчас никому, по большому делу, до цифры нет дела.
Да и запоздал немного Президент с указом, хоть и хорошим. «Мы давно этого ждали — полгода. И, если бы это произошло полгода тому назад, было бы гораздо лучше: в процессе внедрения цифрового вещания каждый упущенный день работает против нас. Могу сказать, что сам текст документа и его логика хороши. Вопрос в его реализации и политической воле к этому» — говорит исполнительный директор Независимой ассоциации телерадиовещателей Катерина Мясникова. «В нынешней ситуации до 1 июня 2012 внедрить цифровое ТВ на всей территории Украины — задача практически нереальная. Во-первых, в шестимесячный срок нужно скоординировать Государственную программу внедрения DVB-T, на фоне не совсем ясной ситуации с Нацсоветом и его составом, во-вторых — нужно определиться, кто будет финансировать внедрение? Учитывая экономическое положение в стране, на бюджетные деньги в полном объеме можно не рассчитывать. Так что вопрос финансирования — открытый. Анализируя поставленную задачу и определенные сроки можно прийти только к одному выводу: вопросов больше чем ответов. Государственным же органам нужно максимально скоординировать свои действия и работать сообща, а не вразнобой, как было до сих пор», — полагает господин Глущенко.
Артем Вакалюк, частично опубликовано на www.eizvestia.com
Источник: www.adsmarket.com.ua
blog comments powered by Disqus