Голосование




влажность:

давление:

ветер:

влажность:

давление:

ветер:

влажность:

давление:

ветер:

влажность:

давление:

ветер:

влажность:

давление:

ветер:



Не такое телевидение

21 июля 2009

Развитие рынка т.н. этнического телевидения – то есть ТВ, потенциальная аудитория которого не думает и даже не говорит по-русски, вступило в новую фазу. До последнего времени такие каналы, как корейский Arirang TV, индийское ZEE TV или, к примеру, "Татарстан Новый Век" (ТНВ) были адресованы исключительно диаспорной аудитории. Но времена меняются – как ни парадоксально, теперь эти каналы с удовольствием смотрят российские подписчики.

Количество зрителей телеканалов "для диаспор" в России, по самым скромным подсчетам, составляет 2 млн. Сами телевизионщики с такими оценками не согласны. Например, по мнению представителей ТНВ, канал, на котором передачи на татарском перемежаются с русскоязычными, смотрят, по меньшей мере 5 млн абонентов кабельного и спутникового ТВ. Чем объясняется такая популярность телеканала, изначально адресованного определенной этнической группе, понятно. Зрителю – что русскоязычному, что нет, уже поднадоело официальное ТВ (его, кстати, государство будет продвигать массовому зрителю в рамках грядущей программы цифровизации наземного эфирного ТВ). Официозные новости, западные фильмы категории А и B после вечерних новостных программ – это конечно массовый продукт. Но массовость эта – как в McDonald’s. То есть в любой точке России и мира вы получаете питательный и очень стандартизированный продукт (не сочтите за рекламу фаст-фуда). Но качественная "не наша" еда – это все-таки, отдельный манок для едоков. Именно поэтому до сих пор в центре Москвы вполне благополучно существуют рестораны тайской, индийской или, к примеру, грузинской кухни. С телевидением – все то же самое.

Этническое ТВ в России постепенно перерастает из медиа-продукта для диаспор в иное качество. Это – проводник госидеологии спонсирующих и развивающих их стран в массы. Представители того же Arirang или китайского CCTV не скрывают, что основная цель их деятельности – улучшения имиджа стран процветающих (но не совсем, если говорить честно, демократических) на международной арене. Ничего странного в этом нет – точно также еще много лет назад, до краха СССР вели себя европейские вещательные гиганты, такие как BBC и Deutsche Welle ("окучивали" российских слушателей они, правда, с помощью радиотрансляций). И "азиатским тиграм", и европейцам спутниковое и кабельное ТВ дало новое возможности.

В идеологической конкуренции Россия тоже не стоит на месте. Через спутник она вещает государственные телеканалы Russia Today и Rusiya Al-Yaum (телеканал, ориентированный на страны арабского мира). По некоторым оценкам, ту же RAY смотрят 7-10 млн подписчиков. Однако эта аудитория не идет ни в какое сравнение с аудиторией Al-Jazeera, которую смотрят сотни миллионов абонентов спутникового ТВ во всех странах мира. Такая диспропорция не удивительна. Российские власти в этом году выделили Russia Today и Rusiya Al-Yaum на развитие чуть более $30 млн. Руководство Катара, где базируется Al-Jazeera, по неофициальным данным, ассигнует на развитие медиа-проекта всемирного масштаба примерно $500 млн в год.

На самом деле, я не поддерживаю моду "на совок", которая с некоторых пор культивируется в российском медиа-бизнесе. Но, перефразируя афоризм известного военного теоретика Карла фон Клаузевица, "тот, кто не хочет кормить своих телевизионщиков, рано или поздно будет кормить чужих". Современные войны, как известно, начинаютсяся и выигрываются в медиа-пространстве, если быть совершенно точным – на телевидение. Как провели наши телевизионщики российско-грузинскую кампанию прошлого года – даже вспоминать не хочется. CNN и BBC эффектно и главное без видимых "передергов", создали в мире образ России как агрессора. Что им противопоставило российское телевидение? – Да, в общем, практически ничего.

Я, на самом деле, совершенно не желаю, чтобы вещание каналов из дальнего зарубежья в России было ограничено – получится как раз вот тот самый "совок", от которого российское ТВ постепенно уходит. Тем паче, что ограничения в такой ситуации бессмысленны – тот, кто захочет найти альтернативу в Интернете, найдет ее всегда. Но какой-то осмысленный идеологический противовес российское государство все же придумать должно. В противном случае, российские пропагандисты будут наступать на те же грабли, что и их предшественники при Союзе и даже при царе-батюшке – пропаганда российских ценностей и формирования положительного имиджа России в просвещенных странах у них получалась какая-то неинтересная, некреативная, а главное – малозаметная.

 

ВАЛЕРИЙ КОДАЧИГОВ,
шеф-редактор журнала "Стандарт"


Мнения авторов рубрики "Колонка" могут не совпадать с позицией редакции ComNews.ru, не влияют на выбор и освещение новостей в других частях газеты

Источник: ComNews

1653

blog comments powered by Disqus

Последние Популярные Коментируют

Темы форума

14 ноября 2024 Intelsat 37e @ 18°W T2-MI