Полный цифрец
Этот текст - субъективный взгляд на происходящее в сфере перехода к цифровому телевидению автора, имеющего полное право называться экспертом в этой отрасли (по уважительным причинам он предпочитает выступать под псевдонимом, однако редакции ТК хорошо знаком). «Телекритика» готова опубликовать и другие мнения по этому поводу.
Подходит к концу очередной сезон активной политической и деловой жизни. Сезон неиспользованных шансов, упущенных возможностей и угасающих надежд. Надежд на то, что в Украине есть критическая масса патриотов - управленцев, бизнесменов, профессионалов в различных сферах жизнедеятельности, которым небезразлично будущее страны и свое собственное в ней будущее.
Побуждением к написанию этих заметок стало осознание того, что в событиях, происходящих вокруг цифрового телевидения, как в зеркале, отобразились противоречия и уродства, характерные для нынешнего состояния общества, бизнеса, государственного аппарата, которые сейчас, к исходу 18-го года независимости, все больше ставят под сомнение жизнеспособность украинской государственности.
Попробуем оценить роль, которую в течение последнего сезона сыграли или не сумели сыграть основные субъекты внедрения цифрового телевидения, а также спрогнозировать их вероятные последствия.
Нацсовет по телевидению и радиовещанию
Без сомнения, главный проигравший. Из всех государственных органов. А может, и среди всех субъектов. И в целом - как орган. И по отдельности - каждый из его членов, прежде всего - бывшие руководители.
И в самом деле, еще год назад это был вершитель судеб во всех, без исключения, вопросах цифрового телевидения. Борец, казалось - небезуспешный, за главенствующую роль в процессе внедрения цифры. Придумщик и «утверждатель» неординарных решений, приводящих в недоумение и ужас всех, кто мало-мальски разбирается в телебизнесе. И что теперь? После потери прежних возможностей влияния на Банковой?
Когда стало доподлинно известно о неотвратимости кадровых ротаций чиновников, обеспечивающих надежность тылов, последовала молниеносная отставка руководства Нацсовета. Причем игра на опережение была сыграна безукоризненно - временной лаг получился достаточным, так что даже экспертная среда до сих пор не связывает эти события. Подкачал только повод. Использовать ранее надежно срабатывающий ореол борцов с российскими телеканалами было не с руки. Пришлось довольствоваться подвернувшимся «Радио Алла», хотя со стороны сие и выглядело неубедительно.
После этого - окончательная легитимизация Минтранссвязи в качестве главного во внедрении цифрового телевидения. Уход из-под контроля дружественного Гостелерадио Концерна РРТ. И иезуитские пассажи связистов, повторяемые, как заклинания, при каждом удобном и неудобном случае: «Всем заправляет Нацсовет... Минтранссвязи только выполняет решения Нацсовета... Все вопросы - к Нацсовету...». Вот уж и впрямь, классика: из князей - в козлы отпущения. И заметьте, этот путь пройден Нацсоветом меньше, чем за год.
Впрочем, пенять члены Нацсовета могут разве что на самих себя. И Игорь Курус, официально и неофициально замкнувший на себя все вопросы по цифре. Как утверждают знающие люди, - генератор и воплотитель всех нетривиальных идей и решений, с которыми теперь непонятно что делать. И Виталий Шевченко, тщательно теперь отмежевывающийся от всех цифровых решений Нацсовета, - дескать, слишком доверял... И примкнувший к ним Юрий Плаксюк...
Кстати, забавно наблюдать, как вышеназванная троица пытается нынче создать в Нацсовете нечто вроде то ли внутренней оппозиции, то ли теневого центра принятия решений. Причем с таким увлечением, как будто они переборщили с прочтением неудачных исторических романов о закулисных интригах - так, по крайней мере, это выглядит со стороны.
Членам Нацсовета, перебравшим на себя бразды правления, - Андрею Мирошниченко и Владиславу Лясовскому, - пытающимся разобраться в авгиевых конюшнях наследства бывшего руководства, не позавидуешь.
Во-первых, потому что большинство из принятых по цифре решений придется все-таки отменять или, по крайней мере, дезавуировать. Рано или поздно, потому как построить цифровое телевидение по ним попросту невозможно - в экспертной среде об этом не говорит разве что ленивый. Принимая на себя весь негатив таких решительных действий. В общем, ситуация для нашей страны довольно типичная - обещают одни, забирая на себя весь возможный позитив выданных обещаний, а негатив приходится отгребать другим. Знакомо, не так ли?
Во-вторых, Нацсовет - орган коллегиальный, так что ответственность за бесцельно потраченные годы во внедрении цифры, средства из государственного бюджета, урон, нанесенный развитию телевизионного рынка, и прочая - делится между всеми его членами. Состав-то ведь не менялся. Просто с руководства спрос чуть построже будет.
А «свершений» на счету нынешнего состава Нацсовета - просто не счесть. Да какие! Не вдаваясь в мелкие шалости, вроде официального лоббирования сет-топ-боксов одной отдельно взятой австрийской фирмы, назову лишь самые знаковые.
Прежде всего, пресловутая история со стандартом MPEG 2. Затем - история с телекомпаниями-пустышками, определенными в качестве пионеров цифровой эры в Украине, предложения по продаже которых, как поговаривают, чуть ли не непосредственно от самих членов Нацсовета разлетались по городам и весям - от Днепра до самых до окраин бывшего «нерушимого». Или история с назначением провайдера цифровой сети, который незнамо что должен делать - то ли строить цифровую сеть, то ли попросту собирать деньги с телеканалов. Разобраться в этом не может ни телеиндустрия, ни сам Нацсовет, уже больше года откладывающий подведение итогов объявленных конкурсов.
Минтранссвязи
Бесспорно, главный победитель и триумфатор сезона. Вернуть в свое лоно Концерн РРТ и легитимизировать на правительственном уровне Государственную программу внедрения цифрового телевидения, да еще в таком виде, что под нее можно построить что угодно - от собственно цифрового телевидения до, скажем, всеукраинской сети по выпечке пирожков, - это дорогого стоит!
Деятельность Иосифа Винского в сфере транспорта была куда более публичной и даже послужила одним из поводов для его отставки. Направление связи, и в частности цифрового телевидения, курировавшееся Олегом Проживальским - по информации всезнающих журналистов, давним другом бывшего министра и его партнером по охотничьему релаксу, без лишнего шума и пыли обеспечило надежный задел на будущее. И в плане обеспечения интересов бизнес-структур отрасли связи и телекоммуникаций. И по части финансового обеспечения будущих политических проектов самого Винского.
Как и подобает Мавру, блестяще сделавшему свое дело, Проживальский не стал дожидаться назначения нового министра и, последовав примеру шефа, ушел сразу же вслед за ним. И теперь уже неважно, кто будет новым министром, а кто возглавит Госадминистрацию связи, ибо выстроенная система надежно обеспечит интересы ее создателей. А сохранить кардинальное влияние на принятие решений в области связи Проживальский - либо вернувшись на прежнее место работы в структуру одного из крупнейших мобильных операторов, либо с другой позиции - сможет сохранить через предпочитающего находиться в тени Александра Баранова, который традиционно будет контролировать бесперебойность работы системы.
Гостелерадио
Планово проигравший. Удержать у себя Концерн РРТ в условиях отсутствия легитимного руководителя изначально было делом нереальным.
Гостелерадио вообще превращается в тему для анекдотов - почище известной моральной комиссии. Например, о том, как руководители его подразделений с утра рьяно занимаются воплощением государственной информационной политики, а к вечеру пописывают в интернет талантливые журналистские статьи, в которых гневно обвиняют государство в... отсутствии все той же государственной информационной политики. В психиатрии подобное раздвоение души, кажется, квалифицируют как шизофрению.
Так что куда там Анатолию Мураховскому, пребывающему в очередном и ставшем привычном статусе «и.о.», тягаться с прожженными зубрами околоцифровых интриг, ему для начала хотя бы справиться с наведением элементарного порядка в собственном ведомстве.
Правительство
Исповедовало политику бездействия и невмешательства, ставшую визитной карточкой для всех возглавляемых Юлией Тимошенко структур, когда вопросы касаются стратегических направлений развития страны.
Прагматично просчитав, что в нынешних условиях никаких дивидендов - ни финансовых, ни политических - от внедрения цифры получить не удастся, правительство по максимуму тормозило сей процесс. Чтобы избежать критики со стороны президентских структур, а также профессиональной среды, в конце концов, утвердило Государственную программу - так, чтобы сейчас выполнять ее не было необходимости.
Расчет простой - либо, придя к власти на грядущих выборах, выстраивать схемы построения цифрового телевидения, исходя из новых реалий, либо - в худшем случае - спихнуть ее выполнение на последующие правительства. Подход совершенно беспроигрышный, с точки зрения собственных политических и финансовых интересов. Про интересы страны, как водится, никто и не вспоминает. Слегка огорчило отступничество Винского, на откуп которого была целиком отдана цифра. Однако окружение Тимошенко уверено, что ситуацию в нужный момент удастся подмять под себя. Наивные...
Президентские структуры
При предыдущем руководстве Секретариата целиком поддерживались и лоббировались вышеизложенные позиции Нацсовета. После ухода сперва Виктора Балоги, а потом его зама, непосредственно лоббировавшего интересы Нацсовета, казалось, возможности значительно ослабли. Однако новое назначение Андрея Кислинского в сочетании с его возможностями прямого доступа к Виктору Ющенко слегка приподняли совсем было упавший дух бывших руководителей Нацсовета.
Пытался внести свою лепту в цифровые вопросы некогда грозный СНБО. Несколько раз даже анонсировалось проведение отдельного заседания на эту тему. Однако даже ныне ослабленных возможностей лоббирования у противников рассмотрения вопроса на таком уровне оказалось вполне достаточно, чтобы воспрепятствовать его проведению.
Как ни странно, в поддержку заседания СНБО выступило объединение телевещателей. Интересно, что мог предложить сей орган, в котором Президент не так давно ликвидировал профильный департамент по информационной безопасности - наверное, за ненадобностью блюсти эту самую информационную безопасность Украины?
Телевещатели
Их проигрыш в нынешнем сезоне остается пока неявным для широкой публики, однако в ближайшие годы грозит превзойти по своим масштабам поражения всех остальных сторон и, что самое прискорбное, может сыграть существенную роль для будущего украинской государственности.
Посудите сами. Выжидательная позиция телевещателей, болезненно переживающих сокращение всех видов доходов от экономического кризиса, в условиях бардака государственной власти, которая никак не может сформулировать мало-мальски вразумительные правила внедрения цифры, на первый взгляд кажется единственно верной.
Однако именно в сезоне 2008/2009 у телевещателей был едва ли не последний шанс заложить основы настоящей медийной независимости и гарантий свободы слова на многие годы вперед. Ведь в зависимости от результатов предстоящих президентские выборов Украина может получить в лице главы государства далеко не такого поборника идеалов демократии и свободы слова, как Виктор Ющенко. Или все уже забыли, чего именно опасались в 2004 году журналисты всех мастей от вероятного прихода к власти Виктора Януковича?
А чего стоят прямые призывы Юлии Тимошенко не смотреть телеканал «Интер»? Можно как угодно относится к тому, что и как делает «Интер», но в любой демократической стране подобные высказывания действующего премьер-министра повлекли бы за собой грандиозный скандал и неминуемую отставку политика, в открытую призвавшего к попранию принципов свободы слова.
Относительные старожилы медийного рынка могут еще надеяться, что их патронам, уже имеющим подобный опыт, удастся обеспечить более-менее безоблачное будущее при любой новой власти. А вот относительным новичкам сидеть у моря и ждать от государства цифровой погоды весьма рискованно и недальновидно.
Шанс медиабизнеса объединить усилия и вынудить госструктуры к реальным шагам к цифровому телевидению не использован - робкие поползновения ИТК в этом направлении выглядят пока неубедительно. Другого шанса может больше и не представиться.
Чем цифра успокоится?
Исходя из сложившихся реалий, вариантов перехода к цифровому телевидению в Украине осталось, по большому счету, два, от силы три.
Фантастический
Все заинтересованные стороны, прежде всего бизнес и государство, садятся за стол переговоров и находят компромиссный путь внедрения цифры. Бизнес достает из далеко запрятанных от кризиса кубышек необходимые средства, взамен получая гарантии на многие годы вперед. Ибо, как показывает опыт, отобрать действующий бизнес с надежным юридическим прикрытием куда сложнее, чем преградить развитие новых направлений деятельности. По крайней мере, на всеукраинском уровне, кроме истории с «Криворожсталью», ничего более-менее значительного никому отобрать пока не удавалось.
Фантастичность кроется в украинском менталитете - зачем договариваться сегодня о кусочке чего-либо, если есть шанс завтра заполучить все? Да и времени на реализацию такого сценария осталось катастрофически мало - от силы 2-3 месяца.
Оптимистически реальный
После президентских выборов несколько лет уйдет на то, чтобы новая власть освоилась на новом месте и сформировала систему приоритетных направлений деятельности. До «Евро-2012» в вопросах цифры продолжится толчея воды в ступе.
И только когда жареный петух начнет стучать по темечку - году эдак в 2013-м, - государство, понимая, что в 2015-м Европа реально заставит выключить аналоговые передатчики, найдет необходимые бюджетные средства. После чего за год-два Украина, героически преодолевая созданные собственными силами трудности, худо-бедно наперекосяк таки построит цифру.
Как всегда в подобных случаях, денег понадобится на порядок больше. Потому как в авральном порядке все будет стоить на порядок дороже - соответственно увеличатся и проценты, и суммы причитающихся откатов. Всю передающую и приемную аппаратуру, в том числе десятки миллионов сет-топ-боксов, придется в авральном порядке закупать за границей, привлекать зарубежные фирмы на строительство новых вышек.
А к тому времени большая часть нынешних вышек Концерна РРТ попросту исчезнет с лица земли, ведь обслуживать стометровые монстры, которые связистам просто ни к чему, гораздо накладнее, чем разово потратиться на их разборку. Так что вышки придется строить новые - может даже совсем новые, то бишь без Концерна РРТ.
Уцелевшего после дерибана остатков радиочастотного ресурса едва хватит на десяток оставшихся в живых общенациональных каналов. Так что о развитии новых проектов или сервисов придется забыть.
Пессимистически реальный
Практически не отличается от предыдущего. За исключением того, что к 2013 году собственно украинских каналов в Украине не останется. Отечественный медиабизнес потихоньку будет перекуплен бизнесом российским.
Причем с экранов телевизоров те же люди, которые не сумели защитить информационное пространство Украины, будут убежденно доказывать, что ничего страшного в этом нет. Ведь и вправду - заправляем же мы автомобили на заправках, принадлежащих «Лукойлу» и ТНК, храним деньги в «Альфа-банке» и Сбербанке России, пьем молокопродукты торговых марок «Вимм-Билль-Данн» и «Простоквашино»...
Но при этом в преддверии очередных выборов украинский народ будет определять свои симпатии между парой-тройкой кандидатов, прошедших предварительное собеседование в Кремле, - иных на телевидение попросту не пустят.
Вот тогда остатки гражданского общества и вспомнят последний сезон упущенных надежд украинской государственности - 2008/2009 политический год...
Марко Дармограй
Источник: Телекритика
blog comments powered by Disqus