Вы видели — в Украине есть талант!
Талант-шоу канала «СТБ» на шаг приблизило украинское информационное пространство к норме, стержнем которой является не политика, а общество
|
|||||||||
|
|||||||||
Несомненно, именно проект «Україна має талант!» стал событием сезона на украинском телевидении. Во-первых, благодаря своему масштабу. Ведь в сложные экономические времена далеко не каждый канал осмеливается на дорогие проекты. Наоборот, в последнее время телевизионная жизнь сопровождается постоянными известиями об урезании бюджетов, сокращении работников и свертывании проектов. Кстати, бюджет шоу «Україна має талант!», согласно информации газеты «Дело» с ссылкой на оценки экспертов медиарынка, составил не меньше 6 миллионов долл.
Во-вторых, талант-шоу на «СТБ» проявило смелые амбиции, противопоставив талантливых, но незнакомых широкой общественности украинцев одновременно двум главным политическим ток-шоу страны — «Свободе на Интере» и «Шустер Live», которые каждую пятницу завладевали вниманием большинства телеаудитории.
Наконец, третье и самое главное: «Україна має талант!» — не просто развлекательное шоу, уже благодаря своему жизнеутверждающему названию и позиции. Его свежесть обусловлена набором участников, которым при желании мог бы стать каждый из нас. Но не только. Интерес к программе еще и обратно пропорционален количеству приглашенных в шоу звезд, которые уже покрылись не просто пылью, а плесенью.
В этом смысле проект «Україна має талант!» — небольшой шаг к переформатированию украинского телепространства, выход на многогранную Украину, где талантов хватало всегда. Наконец, эта картинка, которой, возможно, уступит место криминал и низкопробные российские сериалы, имеет огромный потенциал к тому, чтобы питать собой Украину. Интересно то, что в большинстве стран, где подобные проекты уже завершились («Україна має талант!» — аналог America’s got talent — формата, как и подобает, американского) — среди них США, Австралия, Англия, Германия, Греция, Россия — победу одержали вокальные таланты. В Венгрии — комик, в Польше — акробатический дуэт. В Украине же наиболее талантливой признана молодая евпаторийская художница Ксения Симонова, работающая в оригинальной технике песочной анимации. По сути же — победила трогательность. Именно за нее голосовали телезрители.
Успех проекта «Україна має талант!» показал, что от нынешних икон украинского рейтингового телевидения начинают уставать даже «староверы». Савика Шустера, как и любого другого из шоу-политического Олимпа, легко могут обойти те, кого еще вчера в политических ток-шоу причисляли к «большинству рядовых украинцев». Наконец-то обществу показали общество на телеэкране. Очевидно, именно поэтому «Україна має талант!» победило пятничную политическую посредственность. Согласно сообщению пресс-службы «СТБ», финальный эфир посмотрели 17,5 миллионов украинцев (по другими данным — 13,4), а в среднем зрителями одной программы стали 11 миллионов зрителей. Если «рядовые» украинские таланты собирают у экранов миллионные аудитории, то почему мы изо дня в день вынуждены смотреть на бездарей? Это они — формат?
Станет ли этот шаг «СТБ» толчком к преобразованию украинского информационного пространства или — не так глобально — созданию ряда подобных проектов на других каналах? Возможно. Но здесь важно, чтобы подобие определялось правильными критериями. Вовсе не теми, которые касаются сходства между «Україна має талант!» и программой «Фабрика зірок» на «Новом канале» (кастинги, соревнования, голосования). «Оздоровляющий» темпоритм в украинском информационном пространстве должен быть задан, в частности, программами с живым интересом к талантливым, интересным, самодостаточным явлениям, которые произрастают из украинской среды и одновременно питают ее собой. Речь идет не о «консервации» и ограничении иностранного телепродукта (появление на экране качественного — но только качественного — заграничного продукта нужно приветствовать!), а о нормальном «кровообращении» идей, образов и мотивов в их природной, украинской среде, к которой должно принадлежать и телевидение.
«День» поинтересовался мнением по поводу шоу «Україна має талант!» социологов, телеэкспертов и даже художников. В частности, читайте здесь размышления о том, станет ли этот проект импульсом к появлению подобных программ на украинском ТВ, а также о том, могут ли результаты голосования за победителей «Україна має талант!» стать своеобразным портретом представлений нашего общества о том, какими должны быть украинцы и Украина.
Юрий ПЕТРЕНКО, художник:
— Мне больше всего запомнились маленькая певица Даша Швецова и Артем Семенов. Победительница тоже прекрасно себя представила. Полагаю, что в этом случае откликнулись по большей части пожилые люди, которых растрогало искусство Ксении Симоновой. Безусловно, она очень талантливая. Этого не отнять. Больше всего меня удивляла скорость показа слайдов. Это был своеобразный информационный поток. Прекрасная идея! И вообще шоу, как мне кажется, было прекрасным. Конечно, хотелось бы, чтобы таких программ было больше. Чем больше у нас будет внутреннего позитива, тем больше «снаружи» будет происходить позитивных событий.
Олег ДЕМКИВ, социолог НАН Украины:
— Это была настоящая альтернатива. Усталость от политики, наличие в шоу социального позитива, участники проекта, которые были обычными людьми — все это стало предпосылками для того, чтобы «Україна має талант!» смотрели. Здесь люди узнавали себя: множество регионов, много разных человеческих судеб, характеров, историй. Я и большинство моих знакомых голосовали за Артема Семенова, и я неоднократно встречал мнения, что именно он должен быть победителем. Но это вопрос исключительно вкуса. Я полагаю, что организаторы сделали все, чтобы минимизировать манипулятивное воздействие. Я бы не относился к результатам голосования как к какому-то социологическому опросу и не воспринимал бы их как срез состояния общественного сознания. Потому что это вещь очень интерпретативная: обобщение здесь было бы безосновательным. Я лично не удивлен результатами, а от себя скажу, что хотел победы того, кто занял второе место. Исключительно позитивное телевидение нисколько не лучше, чем телевидение, которое мы имеем сейчас. Важно достижение баланса, создание специализированных телеканалов, где прибавлялся бы позитив. У нас должно быть и экстремальное телевидение, и социально острое телевидение. Но прежде всего — больше телевидения хорошего и элитного.
Богдан ЧЕРВАК, директор Департамента Госкомтелерадио Украины:
— Общество устало от текущей политики до такой степени, что отдает предпочтение развлекательным шоу. И это внушает оптимизм, поскольку политические процессы, происходящие в Украине, по своей природе являются деструктивными, а обществу нужен конструктив. И когда такой конструктив появляется в форме шоу, то он воспринимается хорошо. Доказательством тому является популярность программы «Україна має талант!», ее большая аудитория. Это свидетельствует о том, что позитив на телевидении и в информационном пространстве Украины должен преобладать над негативом. Этот позитив должны находить журналисты, нести политики и государственные деятели. Доля этого позитива сегодня очень мала, и ответственность за это несут все без исключения, в том числе средства массовой информации, органы государственной власти и украинские политики. Безусловно, «Україна має талант!» будет способствовать появлению подобных программ. Аналогичные передачи уже существуют на других каналах, но они не настолько раскручены и популярны. Конкуренция таких передач даст толчок к появлению в Украине новых артистов, общественных, политических деятелей, как это, возможно, ни парадоксально звучит. Потому что создается соответствующий фон, соответствующая атмосфера, в которой могут появиться таланты. Ксения Симонова, на мой взгляд, победила благодаря тому, что сыграла на сентиментальных чувствах большинства людей. Это, кстати, положительно характеризует украинцев, которые не умом, а сердцем откликнулись на продемонстрированную им трогательную композицию. То есть украинцы остались верными себе, в их оценках преобладают эмоции, они голосуют не умом, а сердцем, и это является отражением ментальности украинского народа. Хорошо это или плохо? Сложно сказать. Но так оно есть.
Виктория СЮМАР, исполнительный директор Института массовой информации:
— На мой взгляд, это был очень интересный и правильный ход, преследовавший цель выполнения важной социальной функции. И тот факт, что у «Україна має талант!» рейтинги были выше, чем у политических ток-шоу, доказывает, что на самом деле звездами в Украине является украинский народ, а не политические деятели, для которых споры уже стали сутью политического процесса. На мой взгляд, смысл жизнеутверждающей позиции этого шоу заключается в том, что мы талантливы. Мы — талантливая нация, а такие шоу могут дать своеобразный импульс для развития украинской культуры и шоу-бизнеса, каких-то новых разновидностей искусства. Победа Ксении Симоновой, за которую я, кстати, сама голосовала, является свидетельством того, что мы можем находить новые формы и популяризировать их. И это важная социальная функция. Но каналы, естественно, в этом смысле будут руководствоваться не только такими социальными задачами, поскольку, понятно, их цель — также заработать деньги на таких проектах. И это нормально, потому что эти шоу доказали, что они довольно конкурентоспособные. Интересно то, что проект «Україна має талант!» был первым шоу, построенным не на звездах, не на известных людях (в отличие от тех же «Танцев»), но несмотря на это оказался чрезвычайно успешным. Эта успешность может продуцировать подобные форматы, которые, кроме прочего, будут выполнять и важные социальные функции. Позитивного телевидения у нас крайне мало, и успех таких проектов доказывает, что на самом деле общество скучает по позитиву. Очень неправильная и опасная тенденция сводить все к уголовным хроникам, к «чернухе», жалостливым вещам. Эти опасные тенденции мы наблюдаем сегодня даже в информационном вещании, не говоря уже о развлекательных форматах. Я однозначно за позитив. Именно в таком ли формате? Возможно, стоит также показывать примеры успешных людей, которые смогли сделать то, что принесло пользу и им, и обществу. Такие форматы должны существовать, потому что постоянная зацикленность на негативе губительна и с точки зрения медиа-бизнеса, и с точки зрения того, чем мы заполняем информационное пространство государства. А что касается собственно шоу, то я читала различные замечания телекритиков о том, что это не совсем искусство и зрители снова голосуют менталитетом и сердцем, а не делают ставку на высокое искусство. Но я считаю, на то оно и телешоу, что в принципе не может пропагандировать высокое искусство. Для этого есть другие средства. Но то, что в телешоу мы смогли найти новые жанры, новых героев, показать многообразие Украины и живущих здесь людей — это уже огромный успех телевидения. Я считаю, что в номере победительницы ставка делалась даже не на необычность жанра, а на то, о чем в нем говорилось, что она показывала. Ведь Симонова затрагивала острые социальные темы. Все, что мы увидели в ее творчестве, нашло глубокий отклик в украинских сердцах. Свое дело сделала ментальная направленность на глубоко этические темы. Здесь была правильно сделана ставка скорее на тематику, а не на жанр как таковой. Очень вероятно, что, если бы там речь шла о чем-то другом, Ксения не победила бы или во всяком случае не получила бы такое количество голосов. Это глубоко затронуло душу каждого украинца. Я видела многих мужчин, которые во время просмотра плакали. Полагаю, умение заставить плакать было определяющим в смысле победы.
Ольга ГЕРАСИМЧУК, программный директор радиостанции «Радио Киев 98 FМ»:
— Я считаю, что нужно отходить от обычных попсовых телепрограмм. А вместо этого сосредоточиваться на создании нормального продукта, приучать к нему наше человечество — украинское общество. Шоу «Україна має талант!» показало, что для нас шоу и талант — это не тождественные вещи. Для нас важно их органическое сочетание. Наше украинское общество уже давно расширило понимание понятий таланта и красоты. Приятно, что мы, наконец, начинаем понимать, что такое хорошее, красивое, действительно талантливое. Мы начинаем отходить от узкого, влюбляться во что-то настоящее, в какие-то искренние эмоции, в настоящее художественное искусство, что для нас в последнее время было несвойственно. Это хорошо. Значит дальше будем развиваться еще больше. Наконец поймем, что кроме того, что прыгать и вопить, люди умеют делать много другого. И это тоже называется талантом. А людей таких очень много. И шоу «Україна має талант!» это в принципе и показало. Если организаторы смогут создать продолжение проекта — будет замечательно.
Слава ФРОЛОВА, член жюри шоу «Україна має талант!»:
— Трудно поверить в то, что вчера еще домохозяйка — сегодня уже настоящая звезда, которой рукоплещет вся страна. Ведь раньше такое можно было увидеть только в художественных фильмах и сказках. И каждый зритель, который смотрит «Україна має талант!», думает: «Надо же, у этого парня (или девушки) получилось — может, однажды и моя мечта осуществится». Позитив на телевидении должен быть реальным и доступным для обычного человека. То счастье и несчастье, от которого смеются или плачут богатые, не так сегодня занимают умы, как собственная перспектива добиться успеха и, может быть, пополнить ряды вышеупомянутых богатых и счастливых. Что касается аналогичных шоу, то они давно появились и на наших украинских экранах, правда, по масштабности «Україна має талант!» бьет все рекорды. Если говорить о победительнице шоу Ксении, то ее триумф свидетельствует о том, что у нас очень добрый, даже сентиментальный зритель. Я уверена, что не только бесспорный талант, но и душещипательные темы сюжетов захватили сердца наших зрителей. По поводу того, какие же таланты хотят видеть зрители, скажу: зрителю, как мне кажется, все равно, какими они будут — главное, чтобы они были! Со времен древнего Рима ничего не изменилось, зрителю нужны зрелища и победители. Проект стал для меня целым калейдоскопом эмоций. Многие наши участники, особенно трудолюбивые и мужественные дети, стали для меня удивительным открытием. Больше всего мне запомнилось искреннее удивление некоторых участников реакцией восхищенного зала, и их смущение в моменты триумфа.
Источник: День
blog comments powered by Disqus