Украинская антимонопольная драма
Помните анекдот, родившийся перед прошлыми выборами? Украинцы самые неуверенные в себе люди, поскольку все никак не навыбираются. Несмотря на то, что практически хронический паралич власти привел к тому, что народу окончательно и безповоротно стало все равно –нам все равно обещают еще одни выборы. Правда стоит отметить, что настолько пофигистских настроений среди электората не было за всю историю независимой Украины. Люди накормлены обещаниями, склоками, сплетнями и полным отсутствием позитивных результатов. А в созданную политтехнологами виртуальную реальность с радужной благополучностью – не верит на сегодня абсолютно никто.
Но факт остается фактом: казна пуста, а сезон политической охоты уже открыт. При этом налоговых поступлений с легального бизнеса уже хронически не хватает по вполне понятным причинам: ведь с каждым годом выборы стране обходятся все дороже и дороже, а население Украины и число украинских компаний заметно сокращается. Однако, креативности наших политиков может позавидовать Остап Бендер, поскольку количество способов по видимо-легальному сшибанию денег с еще работающих компаний просто поражает воображение.
Один из способов наполнения бюджета – Антимонопольный комитет Украины, который возглавляет и.о. головы А.И. Мельниченко, никогда не скрывавший своих привязанностей к известной политической силе.
Схема достаточно простая. Берется успешная (пока еще) отрасль, где выбирается одна или несколько прибыльных компаний. Далее придумывается повод для возбуждения какого-то виртуального расследования того, что компания где-то что-то сделала экономически необоснованно (цены изменила, себестоимость услуг не так подсчитала, с интерконнектом не разобралась, технологию не ту выбрала – не суть важно). Вся эта виртуальная кампания всячески раздувается в прессе – нас заверяют, что Антимонопольный комитет изо всех сил идет навстречу пожеланиям бедных украинцев и защищает их интересы. Что Антимонопольный комитет рапортует о том, что он (цитата): «поработает хирургом», «жирок отрежет этим заевшимся монополистам». А дальше – через несколько месяцев взятая измором и публично «отшлепанная» компания, платит совершенно необоснованный штраф, который идет… (внимание - куда?) … если честно, никто не знает куда, но точно не на благо бедных украинцев, во имя которых поднимаются на штыки легально работающие, прибыльные, украинские компании. Еще раз акцентируем внимание читателя – что это именно легально работающие компании. С нелегалами у нас в стране не борется никто - собственно именно поэтому в бюджете и денег нет, зато процветает коррупция.
Поскольку речь все же пойдет о делах антимонопольных, то начнем с определения слова монополия: "Монополия - тип структуры рынка, в котором существует только один продавец, контролирующий всю отрасль производства определенного товара, не имеющего близкого заменителя." Поскольку в Украине практически нет таких рынков, где бы работала только одна компания – непосильный труд АМКУ становится еще более сложным, однако они не теряются.
Одним из самых резонансных событий в телекоммуникационной отрасли стало признание в конце мая 8 крупнейших операторов мобильной связи монополистами на рынке доступа к их сетям, а уже 3 июня АМКУ приостановил свое решение "до завершения соответствующего расследования". Камнем преткновения стали ставки взаимосоединения сетей разных операторов.
Исходя из того, что было объявлено аж 8 монополистов на одном рынке – нелепость ситуации мог подтвердить человек, который даже очень плохо разбирается в антимонопольном законодательстве и телекоммуникациях. При этом проблема, которую почему-то мало кто-то учел, — снижение ставок интерконнекта затронет не только бизнес одного оператора, а весь рынок телекоммуникаций и наполнение госбюджета страны. Проблема с уменьшением налогооблагаемой базы, по подсчетам Госналогадминистрации, может составить 1,5 млрд. грн. уже в этом году. На фоне угрозы "недостачи" в бюджете Кабинет министров Украины попросил Антимонопольный комитет перенести объявление своего решения о признании операторов мобильной связи монополистами на рынке интерконнекта на срок не ранее 2010 года. И уже через несколько дней антимонопольное ведомство заявило о приостановлении действия своего решения о монопольном положении операторов мобильной связи и о начале процесса его пересмотра. По мнению аналитиков, такая переменчивость в позициях антимонопольного ведомства может сильно подорвать авторитет АМКУ как государственного органа и поставить под вопрос все остальные решения.
Еще одна серия дел – это кабельные провайдеры. Наиболее резонансное – взаимоотношения АМКУ с киевским кабельным провайдером Волей-Кабель. Однако на Киеве АМКУ не остановился. Как оказалось, дел таких по Украине уже штук семь, причем по нескольким из них решение опротестовывается в суде. Задача АМКУ - надавить на провайдеров, обвинить в экономически необоснованных ценах и выдоить штраф. Причем по некоторым городам – шантаж ведется практически открыто. Компаниям грозят увеличить сумму штрафов и открывать новые дела в случае, если провайдер не согласиться с решениями, которые почти в открытую объясняются желанием показательно “наказать”.
Напомним, что коррекция цен – на которую вынуждены были пойти легально работающие кабельные компании, была, к сожалению, неизбежным шагом. Причин много: экономическая ситуация, которая сложилась в Украине на данное время, инфляционные процессы, существенное повышение цен на коммунальные услуги, существенное удорожание составляющих себестоимости. Для обслуживания и модернизации сети используется оборудование и материалы, которые не производятся в Украине. За последнее время увеличились расходы на обслуживание сети. При старым ценах, компании не могли обеспечивать ни стабильность, ни развитие услуг, ни достойный уровень сервисной поддержки необходимые для предоставления качественных и стабильных услуг.
В данном случае, камнем преткновения стало определение «рынка товара», который АМКУ искусственно сузил. АМКУ умышленно, вопреки нормам закона, не учел, что товарный рынок, на котором действует провайдер программной услуги, имеет другие товарные пределы, а именно - «услуга доступа к телепрограммам», как это четко определено в Законе, поскольку такие пределы объективно отображают потребительские свойства услуги. При этом независимость услуги доступа к телепрограммам, от технико-технологичной конфигурации телекоммуникационной проводной, беспроводной и др. сети установлена действующим законодательством Украины в отрасли телекоммуникаций, в частности самим определением телекоммуникационной услуги.
С точки зрения требований Закона Украины «О телевидении и радиовещании», все провайдеры программной услуги осуществляют одинаковую деятельность, работают на одном рынке из предоставления услуг по доступу к телепрограммам, т.е. «программной услуги», по одним стандартам. В свою очередь АМКУ без правовых и других законных оснований умышленно сузил и изменил товарные пределы рынка, в том числе и установленные раньше решениями самого АМКУ. А именно – «услуга доступа к телепрограммам», на котором действуют все провайдеры программной услуги, сужено к понятию «услуга с подключением к кабельной сети».
Все лицензированные провайдеры программной услуги (не зависимо от технического способа распространения сигнала – спутник, эфир, кабель, интернет и т.д.) которые работают на любом региональном рынке и перечень которых содержится на официальном сайте Национального сонета – являются конкурентами на рынке услуг доступа к телепрограммам. И число таких компаний составляет не один десяток, а если учесть многочисленные организации, которые не получая лицензии все равно предоставляют доступ к телепрограммам (в частности фирмы или частные предприниматели по установлению спутниковых антенн), то количество альтернативных предложений вырастает в несколько раз, что собственно и обеспечивает потребителю возможность выбора. При этом факт остается фактом: подключение по кабелю во все времена было дешевле и удобнее других способов подключения, так что претензии АМКУ относительно необоснованности цен на пакеты программ с учетом данного фактора совершенно непонятны.
Таким образом, получается, что АМКУ вмешивается в деятельность кабельщиков, требуя изменить их учетную политику. В нарушение норм, закрепленных в методике определения доли и положения на рынке, сознательно допускает ее «трактовку» с целью сужения границ рынка предоставления услуг доступа к ТВ программам и, соответственно, искажения доли на этом рынке того либо иного провайдера. При этом аргументы, пояснения, указания на нарушения со стороны провайдеров вообще не принимаются в рассмотрение. Тысячи страниц обоснований и расчетов – никем не анализируются. Более того, есть совершенно четкая уверенность, что какие бы расчеты компании не направляли в АМКУ – они все равно были бы “забракованы”, поскольку, к большому сожалению, решения АМКУ весьма далеки от экономических реалий и пестрят политическим позерством и демагогией. А если проанализировать все громкие (и не очень) дела, которые проводились в последнее время комитетом, то становится понятно, что они являются лишь инструментом для достижения чьих-то личных интересов.
На фоне ухудшения экономических реалий в государстве (инфляции, повышение цен, сокращения рабочих мест и политической нестабильности) пора прекращать занимать разбором «Кто виноват?» вместо «Что делать?». Дайте компаниям нормально работать.
Андрей Катков
Но факт остается фактом: казна пуста, а сезон политической охоты уже открыт. При этом налоговых поступлений с легального бизнеса уже хронически не хватает по вполне понятным причинам: ведь с каждым годом выборы стране обходятся все дороже и дороже, а население Украины и число украинских компаний заметно сокращается. Однако, креативности наших политиков может позавидовать Остап Бендер, поскольку количество способов по видимо-легальному сшибанию денег с еще работающих компаний просто поражает воображение.
Один из способов наполнения бюджета – Антимонопольный комитет Украины, который возглавляет и.о. головы А.И. Мельниченко, никогда не скрывавший своих привязанностей к известной политической силе.
Схема достаточно простая. Берется успешная (пока еще) отрасль, где выбирается одна или несколько прибыльных компаний. Далее придумывается повод для возбуждения какого-то виртуального расследования того, что компания где-то что-то сделала экономически необоснованно (цены изменила, себестоимость услуг не так подсчитала, с интерконнектом не разобралась, технологию не ту выбрала – не суть важно). Вся эта виртуальная кампания всячески раздувается в прессе – нас заверяют, что Антимонопольный комитет изо всех сил идет навстречу пожеланиям бедных украинцев и защищает их интересы. Что Антимонопольный комитет рапортует о том, что он (цитата): «поработает хирургом», «жирок отрежет этим заевшимся монополистам». А дальше – через несколько месяцев взятая измором и публично «отшлепанная» компания, платит совершенно необоснованный штраф, который идет… (внимание - куда?) … если честно, никто не знает куда, но точно не на благо бедных украинцев, во имя которых поднимаются на штыки легально работающие, прибыльные, украинские компании. Еще раз акцентируем внимание читателя – что это именно легально работающие компании. С нелегалами у нас в стране не борется никто - собственно именно поэтому в бюджете и денег нет, зато процветает коррупция.
Поскольку речь все же пойдет о делах антимонопольных, то начнем с определения слова монополия: "Монополия - тип структуры рынка, в котором существует только один продавец, контролирующий всю отрасль производства определенного товара, не имеющего близкого заменителя." Поскольку в Украине практически нет таких рынков, где бы работала только одна компания – непосильный труд АМКУ становится еще более сложным, однако они не теряются.
Одним из самых резонансных событий в телекоммуникационной отрасли стало признание в конце мая 8 крупнейших операторов мобильной связи монополистами на рынке доступа к их сетям, а уже 3 июня АМКУ приостановил свое решение "до завершения соответствующего расследования". Камнем преткновения стали ставки взаимосоединения сетей разных операторов.
Исходя из того, что было объявлено аж 8 монополистов на одном рынке – нелепость ситуации мог подтвердить человек, который даже очень плохо разбирается в антимонопольном законодательстве и телекоммуникациях. При этом проблема, которую почему-то мало кто-то учел, — снижение ставок интерконнекта затронет не только бизнес одного оператора, а весь рынок телекоммуникаций и наполнение госбюджета страны. Проблема с уменьшением налогооблагаемой базы, по подсчетам Госналогадминистрации, может составить 1,5 млрд. грн. уже в этом году. На фоне угрозы "недостачи" в бюджете Кабинет министров Украины попросил Антимонопольный комитет перенести объявление своего решения о признании операторов мобильной связи монополистами на рынке интерконнекта на срок не ранее 2010 года. И уже через несколько дней антимонопольное ведомство заявило о приостановлении действия своего решения о монопольном положении операторов мобильной связи и о начале процесса его пересмотра. По мнению аналитиков, такая переменчивость в позициях антимонопольного ведомства может сильно подорвать авторитет АМКУ как государственного органа и поставить под вопрос все остальные решения.
Еще одна серия дел – это кабельные провайдеры. Наиболее резонансное – взаимоотношения АМКУ с киевским кабельным провайдером Волей-Кабель. Однако на Киеве АМКУ не остановился. Как оказалось, дел таких по Украине уже штук семь, причем по нескольким из них решение опротестовывается в суде. Задача АМКУ - надавить на провайдеров, обвинить в экономически необоснованных ценах и выдоить штраф. Причем по некоторым городам – шантаж ведется практически открыто. Компаниям грозят увеличить сумму штрафов и открывать новые дела в случае, если провайдер не согласиться с решениями, которые почти в открытую объясняются желанием показательно “наказать”.
Напомним, что коррекция цен – на которую вынуждены были пойти легально работающие кабельные компании, была, к сожалению, неизбежным шагом. Причин много: экономическая ситуация, которая сложилась в Украине на данное время, инфляционные процессы, существенное повышение цен на коммунальные услуги, существенное удорожание составляющих себестоимости. Для обслуживания и модернизации сети используется оборудование и материалы, которые не производятся в Украине. За последнее время увеличились расходы на обслуживание сети. При старым ценах, компании не могли обеспечивать ни стабильность, ни развитие услуг, ни достойный уровень сервисной поддержки необходимые для предоставления качественных и стабильных услуг.
В данном случае, камнем преткновения стало определение «рынка товара», который АМКУ искусственно сузил. АМКУ умышленно, вопреки нормам закона, не учел, что товарный рынок, на котором действует провайдер программной услуги, имеет другие товарные пределы, а именно - «услуга доступа к телепрограммам», как это четко определено в Законе, поскольку такие пределы объективно отображают потребительские свойства услуги. При этом независимость услуги доступа к телепрограммам, от технико-технологичной конфигурации телекоммуникационной проводной, беспроводной и др. сети установлена действующим законодательством Украины в отрасли телекоммуникаций, в частности самим определением телекоммуникационной услуги.
С точки зрения требований Закона Украины «О телевидении и радиовещании», все провайдеры программной услуги осуществляют одинаковую деятельность, работают на одном рынке из предоставления услуг по доступу к телепрограммам, т.е. «программной услуги», по одним стандартам. В свою очередь АМКУ без правовых и других законных оснований умышленно сузил и изменил товарные пределы рынка, в том числе и установленные раньше решениями самого АМКУ. А именно – «услуга доступа к телепрограммам», на котором действуют все провайдеры программной услуги, сужено к понятию «услуга с подключением к кабельной сети».
Все лицензированные провайдеры программной услуги (не зависимо от технического способа распространения сигнала – спутник, эфир, кабель, интернет и т.д.) которые работают на любом региональном рынке и перечень которых содержится на официальном сайте Национального сонета – являются конкурентами на рынке услуг доступа к телепрограммам. И число таких компаний составляет не один десяток, а если учесть многочисленные организации, которые не получая лицензии все равно предоставляют доступ к телепрограммам (в частности фирмы или частные предприниматели по установлению спутниковых антенн), то количество альтернативных предложений вырастает в несколько раз, что собственно и обеспечивает потребителю возможность выбора. При этом факт остается фактом: подключение по кабелю во все времена было дешевле и удобнее других способов подключения, так что претензии АМКУ относительно необоснованности цен на пакеты программ с учетом данного фактора совершенно непонятны.
Таким образом, получается, что АМКУ вмешивается в деятельность кабельщиков, требуя изменить их учетную политику. В нарушение норм, закрепленных в методике определения доли и положения на рынке, сознательно допускает ее «трактовку» с целью сужения границ рынка предоставления услуг доступа к ТВ программам и, соответственно, искажения доли на этом рынке того либо иного провайдера. При этом аргументы, пояснения, указания на нарушения со стороны провайдеров вообще не принимаются в рассмотрение. Тысячи страниц обоснований и расчетов – никем не анализируются. Более того, есть совершенно четкая уверенность, что какие бы расчеты компании не направляли в АМКУ – они все равно были бы “забракованы”, поскольку, к большому сожалению, решения АМКУ весьма далеки от экономических реалий и пестрят политическим позерством и демагогией. А если проанализировать все громкие (и не очень) дела, которые проводились в последнее время комитетом, то становится понятно, что они являются лишь инструментом для достижения чьих-то личных интересов.
На фоне ухудшения экономических реалий в государстве (инфляции, повышение цен, сокращения рабочих мест и политической нестабильности) пора прекращать занимать разбором «Кто виноват?» вместо «Что делать?». Дайте компаниям нормально работать.
Андрей Катков
blog comments powered by Disqus
Эксклюзив ProTV
18:07
Феномен «Триолана»
Темы форума
Вчера в 16:38
Приём и обсуждение 30.5°E - Arabsat 5A в Ku band
21 ноября 2024
Приём и обсуждение 57°E - NSS 12 в Ku band
19 ноября 2024
Спутниковая прямофокусная антенна АСТВ-2,5 m. (Ахтырка)
18 ноября 2024
Вижн ТВ. Новости - хорошие и плохие
14 ноября 2024
Intelsat 37e @ 18°W T2-MI
13 ноября 2024
Приём и обсуждение 78.5°E - Thaicom 8 в KU Band
12 ноября 2024
Тропо - приём DVB-T,DVB-T2 в Украине.
11 ноября 2024
Прием FM из Киева и других городов
11 ноября 2024
Приём двух частот Alcomsat 1
10 ноября 2024
Антена ефірна Romsat AV-4035 (VHF)+(UHF)
10 ноября 2024
Зовнішня FM/DAB антена ROKS FM-10A
10 ноября 2024
Транспондерные новости 52.5°E - Al Yah 1
10 ноября 2024
Транспондерные новости 52°E - TurkmenÄlem / MonacoSat
09 ноября 2024
Транспондерные новости 28.2°E - Astra 2E/2F/2G
08 ноября 2024
Прием 30w Mabo 180 см моторизона система.сигнал в dB
06 ноября 2024
Спутниковые фиды, временные трансляции
04 ноября 2024
Транспондерные новости 10°E - Eutelsat 10A
02 ноября 2024
DVB-T/T2 частоты и каналы в КИЕВЕ и регионе (без обсуждения)
01 ноября 2024
Транспондерные новости 4.9°E - Astra 4A
30 октября 2024
Мультиплекс МХ-7 от Концерна РРТ (174-230 МГц)