Голосование




влажность:

давление:

ветер:

влажность:

давление:

ветер:

влажность:

давление:

ветер:

влажность:

давление:

ветер:

влажность:

давление:

ветер:



Сколько потеряли из-за кризиса пиарщики, рекламисты и маркетологи

07 июня 2009
Спрос на маркетологов, рекламщиков и специалистов в области PR замер в нерешительности. После волны сокращений спецов по этим специальностям наступило затишье. Появились вакансии, некоторые компании даже обещают сотрудникам карьерный и финансовый рост. Можно ли сейчас найти работу в этих областях, на какую зарплату следует рассчитывать и стоит ли продолжать бояться потенциального увольнения, выяснили «Деньги».

Рынок труда и кризис
Прошлой осенью по Украине прокатилась волна сокращений и отправила на поиски работы многих маркетологов, пиарщиков и менеджеров по рекламе. Например, с октября по май корреспонденты «Денег» получили огромное количество прощальных писем от пресс-секретарей, PR-менеджеров и маркетологов, с которыми общались уже по много лет. Все «сокращенцы» уверяли, что уходят по сугубо личным причинам и снова выйдут на связь с нового места работы. Однако «возникли из небытия» далеко не все. Безрадостная участь постигла изрядное число менеджеров по рекламе - очень и очень многие вынуждены были отправиться на поиски работы. Те, кому повезло немного больше, были переведены на сдельную оплату. Самые счастливые сохранили свои места и прежний доход, правда, теперь уже по курсу 5,05 грн/$1.

В апреле-мае вакансии в области маркетинга стали появляться. Хоть уже и не с самыми роскошными зарплатами и соцпакетами, но все равно предложения есть. Активнее всего спрос на пиарщиков, маркетологи - вторые по популярности, работодатели ищут и менеджеров по рекламе, однако требования к ним заоблачные.

 
PRавда жизни
«Легче всего сейчас найти работу пиарщикам, поскольку компании осознают важность поддержания имиджа в средствах массовой информации и после первой волны кризиса стали возвращаться к PR-проектам», - говорит менеджер по связям с общественностью портала rabota.ua Максим Муровайко. Однако это не значит, что вакансий «завались». «Из-за осложнения ситуации в СМИ многие журналисты стремятся перейти в PR. Из-за этого увеличилась конкуренция между PR-специалистами. Преимущество пиарщиков - в опыте и знании специфики работы, преимущество журналистов в том, что они лучше знают редакционную «кухню» изнутри. Считается, что лучшие пиарщики получаются именно из журналистов», - поясняет г-н Муровайко. По его данным, до кризиса специалисты PR зарабатывали в среднем 3,5 тыс. грн, минимальная зарплата была на уровне 1,5 тыс. грн, максимальная - от 5 тыс. грн. Сейчас зарплата уменьшилась в среднем на 25-30%. На самом же деле не все так просто: если media-relations (связи со СМИ) для экс-журналистов - «семечки», то вот с PR как таковым они знакомы куда слабее «исконных» пиарщиков.

Найти работу PR-менеджера можно либо в PR-агентстве, либо в отделе корпоративных коммуникаций в различных компаниях. И там и там сейчас вакансии есть.

В PR-агентстве Pleon Talan не было «классического сокращения». Директор агентства Елена Лобова уверяет, что зарплаты тоже не сокращались, однако и повышений не было: «Безусловно, мы воспользовались снижением динамики бизнеса для того, чтобы пересмотреть структуру и обновить состав агентства. В бешеном ритме последней пятилетки порой не было возможности заменить недостаточно квалифицированного сотрудника - не было зазора по времени между проектами на передачу информации, на введение в курс дела нового человека. Проще было «тянуть» тех, кто есть, в расчете на то, что быстро приобретаемые гигантские объемы опыта заставят их подняться на ступеньку выше», - объясняет Елена. По ее словам, многие ошибки списывались на нехватку времени. «А когда времени стало достаточно, то стали очевидны пробелы. И тут у каждого есть выбор: или развиваться и менять что-то в себе, или менять место работы. Все честно, открыто и прозрачно», - уверяет г-жа Лобова. Однако не только в Pleon Talan сотрудникам следует относиться к работе более ответственно. О более требовательном отношении к персоналу «Деньгам» рассказывали почти в каждой компании.

«Для хороших пиарщиков есть вакансии. С одной стороны, многие компании в различных секторах оптимизировали затраты на PR. Но, понимая, что PR выполняет важную функцию, они начали искать специалистов «ин-хаус» (для собственных PR-служб. -- Ред.)», -- делится исполнительный директор агентства PRP Ukrainе Наталья Ольберт-Синько. «В агентствах ситуация иная. В нашем агентстве, в частности, открытых вакансий нет, но мы уже думаем о поиске кандидатов на позицию креативного директора для того, чтобы развивать спектр наших услуг. Мы смотрим на хороших специалистов, поскольку заинтересованы в том, чтобы агентство развивалось», - резюмирует Наталья.

Директор PR-агентства «Четвертый Рим» Денис Камышев похвастался, что клиентов стало больше, сокращений сотрудников и зарплат не было, и даже наоборот, агентство набирает новых специалистов. Г-н Камышев подчеркивает, что ситуация на рынке PR неоднозначная, но найти хорошего сотрудника стало легче.

Активно рассматривают свободные кандидатуры в PR-агентстве Whites Communication. «PR - это отрасль долгосрочных вложений, поэтому большинство наших клиентов осознают, что сокращение PR в данный момент непродуктивно. Все излишества уже были сокращены, и сейчас большую часть нашей работы составляют старые добрые коммуникации с медиа», - говорит генеральный директор и основатель PR-агентства Мартин Нанн.
 

Я знаю рынок!
Вакансии маркетологов тоже вроде бы появились, но в среднем по Украине предложения по зарплате в гривнях уменьшились на 30% по сравнению с сентябрем 2008 года. Напомним, до кризиса средняя зарплата маркетолога составляла 4,5 тыс. грн, минимальная - 2 тыс. грн, максимальная - от 6,5 тыс. грн и выше (по данным rabota.ua). Однако сейчас работа маркетолога как никогда трудна. «Требования к маркетологам возросли, а зарплаты уменьшились. Легче всего найти работу можно в табачных и алкогольных компаниях, предприятиях пищевой промышленности, а также в юридических компаниях», - говорит Максим Муровайко. Самые удачливые знатоки рынка остались на своих позициях. В основном повезло сотрудникам крупных компаний со стабильным положением и сотрудникам представительств иностранных компаний. «Мы не сокращали отдел маркетинга и отдел PR, работает «старая» команда специалистов. Заработные платы не изменились по сравнению с сентябрем 2008 года, компания выплачивает деньги в полном объеме и в срок. Вакансий в направлении маркетинга и PR нет, штат укомплектован, кадровых изменений не было с сентября 2008 года и не ожидаются», -- рассказывает руководитель отдела коммуникаций ЗАО «Сентравис Продакшн Юкрейн» (производство и продажа бесшовных нержавеющих труб) Наталья Миколаенко.

Руководитель административного и финансового департаментов компании «Хонда Украина» Игорь Бойко также заверил корреспондента «Денег», что его компания специалистов не сокращала, а зарплаты сотрудникам были повышены с учетом инфляции: «Мы абсолютно уверены в том, что сегодняшняя ситуация - самое подходящее время для найма лучших специалистов, поэтому «Хонда Украина» готовится к росту после восстановления экономики».

Однако большинству маркетологов, ищущих работу, придется умерить свои аппетиты и готовиться работать засучив рукава. В одной крупной и известной украинской компании «Деньгам» по секрету рассказали, что из пяти маркетологов, трудившихся прошлым летом, остались только двое, которые сейчас выполняют тот же объем работы. Правда, счастливая парочка получила прибавку.
 

Обездвиженная торговля
И легко, и сложно сейчас менеджерам по рекламе. В докризисные времена эта работа была просто золотым дном. Для продажи рекламных площадей не требовалось специального образования, а все необходимые знания приходили с опытом. И учитывая активный рост, большинство предприятий выделяли значительные бюджеты на рекламу. «До кризиса менеджеры по рекламе получали в среднем 3,5--4 тыс. грн, минимальная зарплата составляла 2 тыс. грн, наиболее успешные специалисты зарабатывали от 5,5 тыс. грн и выше. Сейчас их заработок уменьшился на 30%. К тому же они почти потеряли фиксированную ставку и зарабатывают в основном за счет комиссионных», - говорит г-н Муровайко. По его словам, ранее в доходе менеджеров по рекламе соотношение ставки к комиссионным было 30/70%, а сейчас -- 10/90%.

А вот найти работу менеджерам по рекламе сейчас совсем несложно. «Проблема состоит в том, чтобы удержаться на новой работе. Дело в том, что к менеджерам по рекламе выставляются очень высокие требования, которые в нынешних условиях зачастую нереально выполнить», - говорит Максим Муровайко.

Директор по рекламе одного популярного журнала рассказал «Деньгам», что издании приняло решение фактически отказаться от штатных менеджеров по продаже рекламных площадей. Любой желающий «с улицы», который приносит заказ, получает комиссионные. «Сокращенцы», которые некогда были штатными сотрудниками отдела рекламы, сохранили за собой «рабочие места» лишь в самом буквальном смысле: они могут сидеть за своими рабочими столами, пользоваться офисной техникой и телефонами. Однако за время, проведенное в офисе, они ничего не получают, а трудовые книжки их лежат дома в тумбочках. Такой вот кризис-менеджмент.

"Телекритика"

Источник: PULT

1781

blog comments powered by Disqus

Последние Популярные Коментируют

Темы форума