По кабельному приказали «крутить» одно и то же кино
Нацсовету по вопросам кабельного ТВ и радиовещания удалось одним решением осуществить переворот на рынке кабельного ТВ
Пакет обязательных для трансляции в их сетях телеканалов – так называемая универсальная программная услуга (УПП) - вчера был увеличен в три раза. Это поставит на грань жизни и смерти сотни мелких региональных кабельщиков, которые работают в микрорайонах украинских городов. Эксперты отмечают, что в поисках выхода из сложившейся ситуации они могут поднять цены на услуги для потребителей.
Нацсовет на вчерашнем заседании принял решение о включении всех эфирных цифровых каналов сети «Зеонбуд» в пакет УПП. Сейчас в сети этого провайдера вещают 25-28 телеканалов в зависимости от региона. 24 из них – общенациональные каналы. К осени в сеть должны быть включены еще 4 новые ТРК. Таким образом, число общедоступных по всей стране каналов возрастет до 32.
Сейчас в среднем по Украине в УПП входят 8-12 каналов. Это ТРК, которые присутствуют в аналоговом эфирном вещании. Согласно закону «О Телерадиовещании» они в обязательном порядке должны включаться в кабельные сети.
Владельцы новых цифровых эфирных каналов тоже решили не упускать возможность бесплатной трансляции и обратились в Нацсовет с просьбой о внесении их в УПП. Регулятор не мог отказать, так как в законе нет уточнений, что в общедоступный пакет попадают только аналоговое вещатели.
«С точки зрения телезрителя, это хорошее решение, так как он получает возможность смотреть новые каналы», - отмечает депутат Верховной Рады Юрий Мороко. Так, по его подсчетам, аудитория цифровых вещателей увеличится в момент на 4 млн абонентов (или на около 11 млн телезрителей).
Крупные кабельщики тоже не удивились решению регулятора. «Безусловно, для вещания новых каналов требуются финансовые вложения, но для нас это не будет неразрешимой проблемой. Мы готовились к этому решению уже давно», - сказал президент компании «Воля», которая обслуживает по Украине около 1,5 млн кабельных абонентов.
Остальным бизнесменам на этом рынке, которые предоставляют ТВ-усулги около 2,5 млн абонентам придется туго. По словам Бойко, основная масса кабельных операторов страны – это местные сети с покрытием до 10 тыс семей и реальной абонентской базой до 3 тыс абонентов. В стране таких предприятий сотни.
«Мы должны будем за свои деньги обеспечивать трансляцию каналов богатых коммерческих структур», - говорит директор львовского оператора «Центурион» Геннадий Хазан. По его словам, закупка оборудования для трансляции каждых дополнительных восьми каналов стоит $3,5 тыс.
«А кто даст на это деньги и почему я обязан это делать? Это нарушение моих конституционных прав», - заявляет он.
Издатель журнала Mediasat Александр Глущенко прогнозирует, что мелкие кабельщики начнут вымирать как класс. «В среднем в сети 40-60 каналов. Если больше половины из них будет транслироваться как УПП, то бизнес для многих станет нерентабельным», - говорит он.
Отметим, что сейчас кабельщики «кормятся» не только абонентской платой пользователей, но и берут дополнительные деньги за ретрансляцию новых не раскрученных и нишевых каналов. Если их место займут общедоступные каналы, которые бизнесмены по закону обязаны «крутить» без договоров, то в итоге заработка хватит только на хлеб, без масла.
Один из участников рынка погалает, что мелкие кабельщики, лишившись основных источников дохода, могут трансформироваться в домашние сети коллективного приема цифрового сигнала (так раньше работали коллективные антенны), которые будут обслуживать абонентов «Зеонбуда» за небольшую плату.
«Как вариант, кабельные операторы могут также поднять цены, так как у них увеличились пакеты. Закон этого не запрещает», - заявляет Юрий Мороко.
«В шоколад» в этой кабельной истории попадает с десяток, а то и больше новых, никому не известных каналов, которые странным образом получили лицензии на цифровое ТВ в прошлом году. Это «Киноточка» и «НЛО» Рината Ахметова, а также «Хоккей ТВ» Бориса Колесникова, «Банк-ТВ» Нацбанка, Real Estate, «Голдберри», телеканал о медицине и здоровье «Эскулап ТВ», ретро-телеканал «Винтаж ТВ» и прочие стартапы.
Раньше они транслировались только в эфирной сети «Зеонбуд», которая, по данным «Комментариев», охватывает пока только чуть больше 0,5 млн телезрителей. А теперь, с учетом кабельных сетей, более 11 млн. Как говорится, из грязи в князи.
Источник: comments.ua
blog comments powered by Disqus