Реинкарнация DTH-платформы: украинские реалии
24 сентября Национальный совет выдал ООО «Диджитал Скринз» (бренд Oll.tv) лицензию DTH-оператора. Ресурс платформы «Xtra TV», проданной в июне Моххамадом Захуром Медиагруппе Украина, на бумаге состоит из телеканалов собственного производства «Футбол 1/2», «Украина», «Индиго TV» и НЛО TV и парламентского телеканала «Рада». Представители компании уже заявили, что количество телеканалов будет увеличено, а платформа будет развиваться в составе МГУ.
Шаг смелый потому, что в существующей экономической ситуации развивать платформу платного ТВ – рисковано, а спутниковую – на грани фола. Даже наличие «фишки» в виде эксклюзивных прав на футбольные матчи не выстроит очередь из желающих приобщиться к платному сервису.
Для того, чтобы у МГУ получилось в спутниковом бизнесе, в государстве и отрасли должны произойти ряд изменений:
1. Со спутника должны быть закодированы основные телеканалы медиагруп, которые представляют интерес для зрителя и зритель желал бы за них платить. Наличие в открытом доступе 60-80 телеканалов на украинском, русском языках с позиции «Горыныча» 13E-5E-4W сводит на нет любое начинание платного ТВ. Зачем обывателю платить за тематический и премиальный контент, когда бесплатно доступно достаточно телеканалов не худшего качества?
Пойдут ли телекомпании на кодирование сигнала в условиях гибридной войны против Украины, когда на свободном транспондере «случайно» смогут появиться все федеральные каналы в открытом виде, и начать промывать мозги обладателям спутниковых тарелок, — вопрос открытый и кажется не таким уже философским.
2. Необходимость собрать в предложении основные телеканалы медиагрупп, то что называется «универсальной программной услугой» в спутниковом предложении.
За последние лет 10 было много разговоров о кодировании, совместном платном пакете, совместной монетизации. Посадить за стол переговоров медийщиков оказалось намного проще, чем им найти общий язык между собой. Медиагруппы никак не могут договориться, кто сколько денег должен получать за свои телеканалы. Каналов много, рейтинги разные, затратная часть еще более разнится. Как подсчитать себестоимость и никого не обделить и не обидеть — не ясно.
А без основных украинских телеканалов любая DTH-платформа будет малоинтересна зрителю.
Что бы не говорили маркетологи, а базовой услугой, ее локомотивом, для любой платформы являются общенациональне телеканалы, а 3 кита платного ТВ : спорт, фильмы и эротика – лишь тематические надстройки сверху.
Согласится ли платить зритель за украинские телеканалы с таким обилием рекламы, как сейчас, и за какие да, а за какие нет — еще та задачка для маркетологов. Потому как «хочу платить», «буду платить», «заплачу» и «оплатил» — это 4 разные категории граждан.
Будет ли изменена рекламная политика телеканалов в связи с переходом на платную модель — вопрос, который лежит на поверхности, осталось узнать мнение у самих групп, так как приятней всего в условиях кризиса деньги получать из двух источников: роялти и реклама, но нужно будет сделать выбор, сложный, и не всегда с приятным результатом
3. Универсальная система доступа
У любой спутниковой платформы есть несколько болевых точек:
- пиратство
- универсальность и гибкость системы условного доступа
- парк приемного оборудования
Самое больное место платформы — система условного доступа. Не секрет, что все СУД, где присутствует протокол обмена данными между приемником и карточкой взломаны. И даже если информации о взломе и расшаривании нет в публичном доступе, это не значит, что на закрытых форумах и серверах это не обсуждают либо не смотрят сервисы, которые рапортуют о своей защищенности Даже преславутая PowerVu, бескарточная СУД с адресным кодированием, которая была последним стоиком — потерпела крушение и доступна сейчас на самых дешевых ресиверах.
Так как система условного доступа может быть либо карточной либо чипованной, перед провайдером стоит сложный выбор. Наличие карточки расширяет парк приемного оборудования, дает возможность использовать приемники, которые есть на руках у потребителей, модули условного доступа, но подвержена опасности пиратства и шаринга.
Чипованая система, например, используется в телевизионном проекте «Зеонбуд», не взломана на данный момент, но ограничивает парк приемного оборудования до приемников, созданных исключительно под заказ провайдера.
Нужно выбирать: либо борьба с пиратством либо субсидирование приемников. Так как рынок спутникового ТВ сформирован, на руках у населения более 5 000 000 приемников и вкладывать средства еще в одну коробку для приема ТВ, с ограниченными с техническими возможностями , а большинство провайдерских приставок технологически не имеют на борту «халяву», которой обладают приемники установленные в домохозяйствах, то работать нужно будет имеено с этим контингентом, у которых уже есть спутниковое ТВ.
Что им должна предложить платформа что бы минимизировать вход в услугу и заставить платить абонентскую плату?
4. Мультиплатформенность
На рынке долго шли разговоры о технологической нейтральности, мол, абоненту должно быть все равно, с помощью какой технологии к нему поступает сигнал и в каких условиях должен быть бесшовный переход от DVB к IP. Провайдер, который хочет зарабатывать должен быть везде : спутниковая платформа, ОТТ. КЛиент рано или поздно задаст вопрос : я плачу деньги, почему я свое ТВ не могу смотреть через интернет на телевизоре, приставке, планшете, телефоне ? Если я его оплатил! Как в будущем реализовать мультиплатформенность и породнить 2 бренда OLL.TV и XtraTV, вопрос, ответ на который будет определять успешность сервиса и его проникновение
5. Эксклюзивность телеканалов
Я никогда не верил в эксклюзивность телеканалов на постсоветском пространстве как в драйвер продаж. Сложно ужиться в рамках одной структуры производителям контента, которые хотят быть везде и зарабатывать средства со всех абонентов, своих и чужих, и организаторам платформы, которые желают иметь конкурентное преимущество благодаря эксклюзивному контенту. Рано или поздно выбор сделать придется. Зарабатывать на чужой территории, не вложив ни копейки в абонента — величайшее искусство. И этим нужно умело пользоваться. Создавая искуственный дефицит телеканалов «Украина», «Футбол» МГУ просто заставляет зрителей отказаться от них, а не платить за них деньги единственному продавцу. Если ваш канал не покупают у вас, его купят у вашего конкурента и вы на этом еще и заработаете. В Украине делать ставку на футбол — не то , что делать ставку на футбол, например, в Италии, Испании или Британии. Причин, почему не будут покупать очень много. Во-первых, не привыкли платить за контент. Во-вторых, цена вопроса остро нивелирует массовость. В-третьих, у телевизора очень много конкурентов из области развлечений, которые уменьшают его привлекательность. Посмотрите на посещаемость стадионов в последние несколько лет. Пример: матч Динамо Киев — Порту Лиги Чемпионов не собрал полный стадион. В четвертых, спорт никогда не был массовым явлением в Украине за которое хотели бы платить… Пример тому — опыт предшественников. И таких причин можно найти еще очень много .. Компания «НТВ-плюс» много лет предоставляла доступ к своим телеканалам исключительно в рамках платформы «НТВ-плюс», теперь каналы доступны как через кабель, так и в составе других платформ. Телеканалы Viasat доступны через «НТВ-плюс», телеканалы «Континент ТВ» доступны через «НТВ-плюс». Яркий показатель того, что на рынке, где высока конкуренция, есть аналоги и контент можно заменить, зритель не будет гоняться за эксклюзивом.
6. Покупательная способность граждан
Если у населения нет денег — платить за ТВ оно не будет. Главная причина успешности платформы — платежеспособная аудитория. Понятно, что провайдер не влияет на процесс наличия у граждан свободных средств, но если население проживает за чертой бедности, то платное телевидение как развлечение — уходит из списка товаров любой необходимости.
Как заставить платить население с минимальным уровнем доходов за платное телевидение при наличии развитого пиратства, спутникового, через сеть интернет — задача, которую не удалось решить пока никому
Если МГУ найдет ответы на все вопросы и решит их, в Украине появится еще одна успешная телевизионная платформа с многочисленной аудиторией.
Источник: журнал MEDIASAT : цифровое ТВ, радиовещание и телекоммуникации
blog comments powered by Disqus