Голосование




влажность:

давление:

ветер:

влажность:

давление:

ветер:

влажность:

давление:

ветер:

влажность:

давление:

ветер:

влажность:

давление:

ветер:



Защитите от «Теленяни»!

16 декабря 2011


Психологи предостерегают: просмотр фильмов и телепрограмм, содержащих акты насилия, является фактором риска для подростка. По силе воздействия на сознание ребенка это стоит на том же уровне, что и бедность, социальная среда, низкий уровень интеллекта. Масштабность угрозы настолько серьезна, что государство должно наконец повернуться лицом к этой проблеме. И начинать нужно в первую очередь с восстановления детского вещания

Телеящик Пандоры

Притом что дети и подростки остаются самой активной и многочисленной телезрительской аудиторией (они начинают смотреть телевизор в возрасте около двух лет), специальный продукт для них на отечественном ТВ практически отсутствует. По данным мониторинга Нацсовета по телевидению и радиовещанию, в среднем за неделю на общенациональных каналах детскому вещанию отводится лишь 8 проц. Кроме того, специальные детские телепередачи или сериалы заменяются мультфильмами. Программы для детей практически не транслируются в прайм-тайм, их показ иногда ставят на 4—6 часов утра! Более-менее регулярно детские передачи присутствуют в вещании государственных и областных ТРК, на ведущих же коммерческих телеканалах подобного телепродукта и вовсе нет.

Нынче принято считать, что в советские времена жизнь была скучной и серой, а по телевизору смотреть было нечего. Наверное, те, кто вырос на «АБВГДЕйке» и «Будильнике», «В гостях у сказки», могут с этим поспорить. Даже в черно-белом изображении (а далеко не у всех в 70-х были цветные телевизоры) контент этих передач был настолько содержательным (извините за тавтологию), что детская аудитория их ждала с нетерпением. «Ну да, выбирать-то было не из чего», — возразят мне некоторые. А сейчас, скажите, разве есть из чего? Сколько сегодня в телепрограмме по-настоящему детских телепроектов? Нет, не мультиков, а образовательных, направленных на развитие. Например, таких как телеклуб английского языка, «умелые руки» или программы, посвященные правилам дорожного движения, азам правоведения, этике взаимоотношений и, наконец, просто этикету. Да нет их сегодня в природе! Загляните в телепрограмму — и вы убедитесь, что самые популярные каналы абсолютно отказались от детского вещания. Вот расклад на будние дни: «Интер» — ноль детских передач; «1+1» — ноль; «Украина»  — 6.00 («Серебряный апельсин»); «ТЕТ» — с 7.00 до 8.30 (мультфильмы); ТРК «Киев» — 5.00, 11.15, 1.50 («Мультляндия»).

Наиболее полноценная детская передача «Пока родители еще спят» время от времени появляется в эфире Первого Национального. Почему время от времени? Да потому что программа выходит нерегулярно, чем возмущены многие родители. В ответ на это администрация на сайте Первого Национального сообщает, что «руководство канала вынуждено снимать с эфира некоторые программы и посвящать это эфирное время важным

общественным событиям». Бессhard-эротика, в стране ежедневно, если не ежеминутно, происходят важные общественные события. Только что есть мерило этой важности? И кто решил, что заказное интервью политика или рекламный блок важнее интересов наших детей? Получается, на них просто плюнули на государствен­ном уровне, а родители, по привычке перепоручая своих чад «теленяне», со временем получают настоящих монстров.

Кошмарит не по-детски

Большинство психологов видят прямую связь между экранным насилием и реальным, считая, что ТВ продуцирует соответствующее поведение у молодежи. Согласно статистике 15—20 проц. фактов насилия среди подростков связано с телевидением, а выпускник украинской школы в среднем является «свидетелем» 18 тысяч преступлений, которые он увидел на теле­экране и в Интернете. И 20 проц. из тех, кто «активно» смотрел телевизор в возрасте до 14 лет, — потенциальные преступники.

Статистика свидетельствует, что на 90 проц. телеэфир заполняют взрывы, пожары, природные катаклизмы, скандалы, катастрофы, преступления, цифры ущерба, жертв и т. д. Значительная часть зарубежных мультфильмов, которыми сейчас переполнен отечественный телеэфир, изобилует агрессивными или аморальными сценами. А ведь экранное насилие особенно опасно для детей в возрасте до 8 лет, потому что они далеко не всегда могут различить, где кончается фантазия и начинается реальная жизнь.

Нельзя согласиться с теми, кто называет телевидение «зеркалом нашего общества» или даже «кривым зеркалом». Зеркала пассивны, а ТВ старается не только «переконструировать» все — от исторической памяти до реалий наших дней, — но и активно влиять на общественное сознание в соответствии с неведомо где и кем изготовленной матрицей. В столь популярных у подростков криминальных сериалах «про бизнес» и «про милицию» нормальное общество, как правило, отсутствует. Обычный человек в них показан как простак, а нормой поведения является нарушение закона. Героев созидающих почти нет, как правило — сплошные разрушители. Со­здается впечатление, что цель такого телепродукта — внедрить в общественное сознание новые страхи, добавить, так сказать, адреналина, которого и без того в избытке. Телевидение изо дня в день внедряет в наше сознание культ насилия, прославление мошенников и воров, унижение женщин, восхваление западного мира и его фетишей. Происходит необратимая деформация шкалы ценностей.

На Западе, где по-демократи­чески широко распахнули крышку ящика телевизионной Пандоры, давно оценили уровень угроз для общества и теперь не знают, как избавиться от тех бед, которые выползают из этого ящика и методично разрушают западноевропейскую цивилизацию. Только нас почему-то этот опыт ничему не учит. А ведь наш случай куда сложнее. Наши беды проистекают сразу из двух «телеящиков» — импортного и скроенного по его подобию отечественного.

Свет в конце... экрана

Очевидно, что проблему развития детского вещания должно взять на себя государство, отказавшись от принципа «выгодно — невыгодно», которым руководствуются коммерческие структуры. Как же найти компромисс?

Полагаю, что программа-мини­мум в решении проблемы — ввес­ти наказание телеканалов за невыполнение своих обязательств и пересмотреть вопрос о рекламе. По мнению руководителей телеком­паний, рекламу в детских программах можно разрешить, но не длинную, а ее тематика и форма подачи должны быть четко прописаны в законе. Например, не должна реклами­роваться нездоро­вая пища (что уже запрещено в неко­торых европейских странах), но допустима реклама детского питания, одежды, книг.

Программа-максимум — создание специализированного детского телеканала. Но для него нужно изыскать источник финансирования.

В последнее время большие надежды возлагаются на создание национального общественного телевидения. Соответствующий законопроект был одобрен Кабмином еще в июне, но рассмотрения в парламенте пока так и не дождался. И хотя, согласно концепции, с 2011 по 2013 год общественное ТВ должно уже проходить период своего становления, по мнению экспертов, у проекта пока мало перспектив, потому что власть заинтересована в сохранении государственных СМИ как инструмента отстаивания своих политических интересов на предстоящих выборах.

Но, как известно, вода камень точит, и сегодня важно, чтобы негативное отношение общества к телевидению сменилось иной установкой: отношением к нему как к среде, с которой следует активно работать. Зрители, приученные к сегодняшнему телестандарту, автоматически не превратятся в думающих пользователей. Специалистам нужно вести работу по осмыслению телевизионных процессов, анализировать зрительский опыт, как это делается на Западе. И возрождение детского телепространства должно стать важным звеном в восприятии нынешним поколением общечеловеческих и национальных культурных ценностей.

А бизнесменам и начальникам от ТВ, создающим телепродукт, пора наконец понять, что все мы живем в глобализированном мире. И за те деньги, которые они зарабатывают на моральном уродстве наших детей, они не откупятся и не отгородятся от суровой действительности, где зло и цинизм с экранов переносится в нашу жизнь. Вся их безответственность бумерангом ударит по их же собственным детям и внукам. Ну, разве что только они переселятся на Луну…

Что думают специалисты

В последний раз о кризисе детского вещания вспоминали по поводу Дня защиты детей. На круглом столе Национального совета по вопросам телевидения и радиовещания (НСТРВ), среди прочих, прозвучало мнение, что «нельзя перекладывать на телевидение воспитательные и образовательные функции, которые должна выполнять семья». С этим можно согласиться лишь в том плане, что дети не могут бесконтрольно просиживать у телевизора, то есть в семье должна быть своего рода самоцензура. Но, с другой стороны, телеруководство не вправе снимать с себя ответственность за отсутствие полноценной социально-гуманитарной политики. Ведь основные функции телевидения давно определены: это воспитательная, образовательная, рекреативная (получение позитивных эмоций, релаксация) и функция социализации (передача культурных достижений, усвоение норм поведения, позволяющих адаптироваться к социальной действительности).

И если сегодня ТВ не справляется со своей задачей, то это не значит, что оно не воспитывает «с точностью до наоборот». Ведь при отсутствии специального телепродукта юные зрители поглощают без разбора «взрослые» программы, эротику, насилие, черный юмор, а затем имитируют модели поведения, перенятые с телеэкрана. По информационному влиянию на подростков школа сейчас стоит лишь на третьем месте после ближайшего окружения и СМИ. Поэтому те, кто формирует информационную политику, наряду с семьей и школой несут ответственность за моральный облик и мировоззрение юного поколения.

Отрадно, что после проведения круглого стола ТРК «Київ» приняла решение об увеличении эфирного времени для детских программ с

2 часов 30 минут до 3 часов в сутки (за счет сокращения объема развлекательно-музыкальных передач). А что же остальные телеканалы? Они по-прежнему ориентируются на массовую аудиторию и рейтинговые показатели, потому что выживают за счет рекламы. И вопрос расширения детского вещания упирается в заинтересованность рекламодателей, ведь законодательство запрещает прерывать детские передачи рекламными роликами (п. 4 ст. 13 Закона Украины «О рекламе»). Для таких передач очень сложно найти спонсоров, сетуют в НСТРВ, и сегодня они остаются малобюджетными. Получается замкнутый круг: каналы не покупают детский продукт, потому что невыгодно, рекламодатель не платит, потому что не видит рейтингов. Стандартные рыночные отношения...

Ксения Горина 
Столичные новости

Источник: журнал MEDIASAT : цифровое ТВ, радиовещание и телекоммуникации

762

blog comments powered by Disqus

Телевидение


Последние Популярные Коментируют

Темы форума

17 декабря 2025 38,2'e-Paksat MMI
07 декабря 2025 16APSK на ресиверах с Е2