Опасная конвергенция
Концепция All-over-IP и связанный с ней подход triple play на первый взгляд должны были принести операторам массу бонусов: упрощение и приведение к единому виду сетевой инфраструктуры, появление интерактивности в однонаправленных изначально услугах типа телевидения, новое качество услуг - новые источники дохода. И это было бы именно так, если бы не взрывообразный рост доступа в Интернет.
По словам советника генерального директора ОАО "Воентелеком" Алексея Павлюца, жесточайший удар в спину операторским видеосервисам нанесли именно производители бытовой техники. Все помнят опьяняющие перспективы, когда говорили о том, что даже холодильники будут подключены к Сети и это будет море возможностей. Только тогда не говорили, для кого. Теперь выясняется, что это возможности для производителей холодильников, но не для операторов!
Одна за другой выходят новые модели бытовой техники: телевизоры, домашние кинотеатры, игровые приставки - с подключением к Сети. Единственное, чего в них нет, так это поддержки технологий IPTV/VoD, используемых операторами. Зато прямо из коробки они поддерживают сервисы YouTube, Netflix, Amazon VOD, десятки как видео-, так и просто интерактивных сервисов плюс собственные сервисы, которые и формируют информационный канал к миллионам потребителей. А если кто-то и не знал, что такие сервисы существуют, то теперь знает. И компьютер ему для этого не нужен. Сервисы продвигают эту технику, техника продвигает сервисы. Провайдерам в такой схеме отведено простое место: они должны связать сервисы и технику. И только.
LG, Samsung, Panasonic, Sony… Самое время вспомнить, что Sony - это не только бытовая техника, но еще и один из крупнейших производителей фильмов и программ, владелец Columbia Pictures, Tristar, держатель прав на весь архив MGM, крупнейший лейбл звукозаписи и производитель игровых приставок. И если завтра руководство этой компании решит прямо продавать свой контент через свои же телевизоры, то им мало что для этого потребуется. И все они с большой долей вероятности напишут в условиях обслуживания: "Если качество сервиса низкое - значит, у Вас плохой канал в Интернет. Обратитесь к своему провайдеру".
Но все же каждый производитель скован своей техникой, в то время как некоторые не скованы ничем. Google скоро запускает Google-TV. И если бы это было просто ТВ поверх Интернета, то это не был бы Google. По пути конвергенции они собираются идти намного дальше, чем кто бы то ни было другой. Фактически они собирают в одной точке - у себя - все устройства пользователя: компьютер, смартфон, телевизор, игровую приставку, планшет, портативную игровую консоль. И управляют ими как одним комплексом. Мобильный телефон - как пульт для телевизора. Переключение просматриваемого фильма с большого экрана телевизора на экран смартфона с соответствующим изменением параметров видеоряда. Все, что нужно для этого Google, - достаточно широкополосный IP-канал к каждому устройству, но разве не к этому мы идем?
Замыкают колонну производители медиаприставок, предлагающие подключение любого существующего телевизора. SD - от $60, HD - от $120. Нередко с уже включенной подпиской на платные интернет-видеосервисы и набором преконфигурированных бесплатных. Как правило, их функционал на 90% определяется программно, и выстроена система обновления ПО. А это значит, что в будущем в них может появиться любая функция.
Один из возможных сценариев: Google договаривается с крупными игроками рынков медиа и бытовой техники, публикует свои стандарты, за которыми тянутся мелкие производители, и становится стандартом де-факто. Создает открытую экосистему и обрастает приложениями. Технология, обкатанная на Android и множестве других примеров. Какое место здесь отведено операторам? Передавать биты.
Напрашивается неутешительный вывод: у операторской услуги нет резервов для сопротивления. И со временем провайдерам придется либо предоставлять ее бесплатно, либо не предоставлять вообще.
ЕКАТЕРИНА ЛАШТУН,
обозреватель журнала "Стандарт"
© ComNews
Источник: журнал MEDIASAT
blog comments powered by Disqus


