Муниципальная телеперезагрузка
Телерадиокомпания «Киев» лишилась лицензии, но продолжает вещать. Вещание муниципальной телерадиокомпании (ТРК) «Киев» доживает последние деньки, уверяют в Национальном совете по телевидению и радиовещанию. Десятого ноября он принял решение не продлевать лицензию телеканалу. Официальные причины — нарушение законодательства о рекламе, а также несоблюдение условий лицензии, связанных с наполнением эфира.
Муниципальная необходимость
Вещание ТРК «Киев» началось в 1996 году. Тогдашний мэр Александр Омельченко лично явился на заседание Нацсовета, когда выделялись частоты. Иметь собственный телеканал для города важно, тем более что такое предписание содержится в Законе «О столице Украины — городе-герое Киеве». Кроме столицы, эта телерадиокомпания ведет вещание еще и в Киевской, Житомирской, Черниговской, Сумской и Черкасской областях.
Нынешний отказ в продлении лицензии — не первая репрессивная мера против ТРК «Киев». Первое предупреждение компания получила в апреле 2006 года, после парламентских выборов. Агитация за одного из кандидатов продолжалась накануне и даже в день голосования, хотя действующее законодательство предписывает прекратить ее за сутки до выборов.
Следующее нарушение было выявлено во время проверки в марте 2008 года. На сей раз телеканал нарушил законодательство о рекламе. Проверка Нацсовета выявила, что ролики, рекламирующие некоторые медпрепараты и курсы лечения, не содержали необходимой информации для потребителя, как того требует закон. Расследование закончилось вынесением второго предупреждения. Но и после этого нарушения законодательства о рекламе продолжились. А в январе 2009-го к ним добавились претензии контролирующих органов по нарушению программной концепции вещания: объем культурных и просветительских программ сократился, детские вовсе отсутствовали, хотя согласно лицензионным условиям, передачи для детей должны ежедневно занимать 2,3 часа эфирного времени. Развлекательная часть вещания была обширна, однако большинство передач — викторины и конкурсы — носили признаки мошенничества. Поток жалоб пострадавших, в основном доверчивых пенсионеров, не иссякал.
Неинтересный и некачественный контент щедро разбавлялся рекламой всевозможных услуг гадалок и магов, что также вызывало протесты населения. В итоге 8 сентября этого года Нацсовет по телевидению и радиовещанию решил наложить на ТРК «Киев» штраф в размере 25% от суммы лицензионного сбора, что составило бы всего несколько тысяч гривен. Окончательную сумму должен был утвердить Кабинет министров. Но он этого так и не сделал.
Семь бед – один ответ
Между тем телеканалу вряд ли удалось бы улучшить свою работу, поскольку он попал в порочный круг: низкокачественный контент не способен привлечь большую аудиторию и солидных рекламодателей, приносящих деньги для развития канала. А без денег нельзя обзавестись хорошим контентом. По результатам еженедельных мониторингов компании GfK Ukraine, ТРК «Киев» постоянно плетется в хвосте рейтинга. Его предпочитают всего 0,11% от общего числа телезрителей. Так что всерьез рассматривать этот канал как инструмент влияния на электорат не стоит.
Руководство «Киева» объясняет ситуацию низким уровнем финансирования и считает, что последнее должно быть увеличено как минимум в полтора раза. Однако в столичном бюджете зияет дыра размером 1,7 млрд гривен.
Сейчас ТРК «Киев» продолжает вещать. Причем топ-менеджеры уверены: это потому, что регулятор опоздал с вынесением решения о непродлении лицензии. Ведь срок ее действия истек еще 28 октября, и если тогда никаких вопросов не возникло, значит, она продлена автоматически, нужно только получить соответствующие документы. А Нацсовет сообщил о том, что частоты больше не принадлежат ТРК «Киев», и вещание продлится лишь до тех пор, пока не появится новый владелец. Сами частоты ждет конкурс, дата которого еще не определена.
«Актив может вызвать интерес любой из крупных украинских медиагрупп, которая могла бы перевести на эфирное вещание один из своих небольших каналов», — считает директор инвестиционно-банковского департамента инвесткомпании Dragon Capital Максим Нефьодов. Спрос на эфирное вещание существует всегда, уверен эксперт. По информации Нацсовета, лицензия на семилетний срок обойдется новому владельцу максимум в 76,975 тыс. гривен. Однако окончательная стоимость будет рассчитываться по специальной формуле, исходя из концепции телеканала, который выиграет конкурс. Если победителем станет ТРК «Киев», то, учитывая настоящую концепцию (наличие собственных передач, детских и национальных), стоимость лицензии не превысит 26,4 тыс. гривен.
И совершенно понятно, что судьба ТРК «Киев» напрямую связана с перестановками в столице. Весь менеджмент канала подконтролен мэру Леониду Черновецкому, выполняющему сегодня исключительно представительские функции на посту городского головы. С прошлой недели главой Киевской городской государственной администрации является Александр Попов, который заявил о заинтересованности города в продлении лицензии и его готовности увеличить финансирование канала.
Политологи отмечают, что ТРК «Киев» в нынешнем виде проще «убить» и выстроить на его базе новый канал. Ведь тогда не придется томительно избавляться от посредников и чиновников команды Черновецкого, стоящих вокруг бизнеса компании. Любой телеканал генерирует денежный поток за счет тех же рекламных платежей, а это всегда интересно менеджерам и чиновникам при всякой власти. Нет сомнений, что в том или ином виде канал выживет, ведь несмотря на невысокий рейтинг, ТРК «Киев» — важный инструмент воздействия на население. Да и почти каждый город-миллионник на планете имеет свой муниципальный канал. Местные новости интересны всем.
Ирина Государская
Оксана Елманова, член Национального совета по телевидению и радиовещанию:
— Если мы хотим видеть прозрачный рынок, участники которого будут справедливо конкурировать, преференций быть не должно. Да, ТРК «Киев» является муниципальным каналом. Именно поэтому он обязан быть лидером, должен формировать мнение и информировать столицу не только о том, что в ней происходит. Но всего этого не было никогда.
Программная концепция и анализ деятельности — непосредственная задача хозяина. А хозяин не кто-нибудь, а муниципалитет. Ведь это бюджетные деньги. Я как налогоплательщик против такого их использования.
Четыре предупреждения — это слишком, обычно дело заканчивается двумя. Поэтому будет конкурс, в котором имеют право участвовать все, в том числе и муниципалитет на общих основаниях. Тогда он вдумчиво и ответственно подойдет к контенту. Проанализирует, сколько вкладывали в предыдущие годы, как финансируются коммерческие каналы, подберет соответствующую творческую команду. При недостатке финансирования, возможно, стоит задуматься о привлечении еще и частного инвестора, но всем этим нужно заниматься. Хороший контент привлекает широкую аудиторию и серьезных рекламодателей. Иногда полезно совсем отказаться от старого, чтобы заложить ростки нового. Поэтому частоты и выставлены на конкурс.
Дмитрий Джангиров, исполняющий обязанности генерального директора ТРК «Киев»:
— Контент канала соответствует уровню его финансирования. Я бы даже сказал, что он на 50–70 процентов выше. В 2010 году компании было выделено 14,3 млн гривен, из которых она получила менее 14 миллионов. Этого недостаточно, чтобы создать качественные и интересные программы.
Моя собственная зарплата составляет от 5,5 до 10,5 тысячи гривен в месяц.
Что касается решения Нацсовета… Номер лицензии, которой мы якобы лишены, не имеет к нашему каналу никакого отношения. Я абсолютно спокоен. Мне даже интересно посмотреть, как будет проходить конкурс, под какую частоту и какую лицензию.
Источник: журнал MEDIASAT