«Большинство решений предыдущего состава Нацсовета принимались за деньги», - Игорь Шкиря
Во вторник, 21 сентября, состоялось заседание Временной следственной комиссии ВРУ по вопросам расследования законности принятия решений Национальным советом Украины по вопросам телевидения и радиовещания о проведении конкурсов и установлении победителей конкурсов на получение (переоформление) лицензий на вещание с использованием соответствующих частот в 2005 - 2010 годах. На заседании присутствовал и выступал народный депутат Украины Игорь Шкиря. В эксклюзивном интервью УРА-Информ он рассказал, какие нарушения закона допускал предыдущий состав Нацсовета, какие санкции будут применяться к нарушителям и будет ли произведена ревизия ранее выданных лицензий и частот.
Когда депутаты смогут увидеть отчет ВСК?
В пятницу, 24 сентября, в Верховной Раде уже будет представлен предварительный отчет комиссии, если этому ничего не помешает. В среду было только второе заседание и лично мне оно понравилось тем, что впервые за многие годы состоялся реальный диалог между депутатами и членами Нацсовета по телевидению и радиовещанию. Поскольку предыдущий состав совета под руководством Шевченко и Куруса был закрытый, коррупционный, подчинялся напрямую Президенту и Балоге и, по большому счету, вел себя нагло, бесцеремонно и депутатов видел только по телевизору.
Какого рода обнаружены нарушения?
Там фактов на много уголовных дел. Самое интересное то, что у многих складывается впечатление, что идет какая-то внутренняя междуусобица, разборка между группой «Интер», Твi и 5 каналом. Это вызвало резонанс, поскольку произошло уже после того, как был избран новый Президент и после того, как собственник «Интера» стал руководителем СБУ и получил возможность более действенно влиять на преступления, которые были до этого. Поэтому ситуация получила огласку, особенно учитывая, что 5 канал и Твi сегодня — оппозиционные нынешней власти СМИ. Но коррупционных решений у предыдущего состава Нацсовета, помимо этого, - десятки, если не сотни. Причем, они все были направлены на давление и удушение СМИ, которые были не лояльны к предыдущему Президенту. Это только политическая часть. Однако еще большее количество нарушений криминального и коррупционного характера. Нет сомнений в том, что большинство решений предыдущего состава Нацсовета принимались за деньги, либо по звонку сверху.
Какие решения будут приняты после отчета? Понесут ли наказание чиновники, и каким образом будет проходить распределение частот в будущем?
Какие могут быть санкции? Я высказал предложение по итогам работы нашей ВСК передать материалы в Генеральную прокуратуру и потребовать заведения уголовных дел по тем или иным фактам, а их немало. И комиссия выйдет с предложением к Верховной Раде дать политическую оценку деятельности предыдущего состава Нацсовета и предостеречь новый состав от ошибок своих предшественников.
Следующий момент, я думаю, что ВСК при совместной работе с новым составом Нацсовета подготовит и наработает предложения для внесения изменений в законы, необходимые для того, чтобы уточнить некоторые вопросы и заполнить пробелы, имеющие место в законодательстве.
Самое интересное то, что подавляющее большинство эфирных аналоговых частот и лицензий уже розданы. Поэтому мы должны принять для себя решение, что это проиходило коррупционно и не прозрачно. Если мы с этим соглашаемся, необходимо пересмотреть все ранее выданные лицензии. А по вновь выданным — все решения должны приниматься гласно, публично и на конкурентных началах.
Будет ревизия всех выданных ранее лицензий и частот?
На заседании поднимался вопрос, что очень многие телекомпании, которые являются государственными, коммунальными, региональными получили для себя право на круглосуточное вещание. Но вещают, кто-то час, кто-то - два, кто-то - максимум 3-5. А все остальное время они, имея эфирные частоты, продают их другим коммерческим телеканалам. Тем самым, занимая место со своим некачественным продуктом, а также дискредитируя саму идею получения частот. Потому что можно просто дать взятку руководителю какой-то региональной телекомпании. И это называется громким словом — создание совместного продукта. Нужно с этим заканчивать. Поэтому лично я был инициатором того, чтобы провели ревизию всех ранее выданных лицензий.
Сколько времени понадобится для этой ревизии?
Для начала нужно политическое и организационное решение Нацсовета. Сказать о том, что они однозначно поддерживают эту идею, я не могу. Необходимо общественное мнение по этому вопросу. Кто-то предлагает пересмотреть решения за последние 5 лет, а Мудрак предложила — с 1999 года. Могу предположить, что каждый из членов Нацсовета, возможно, помимо своих общественных функций, имеет в виду и некие свои корпоративные интересы. Все зависит от того, кто их выдвинул в сегодняшний состав. То есть, те телеканалы, которые их выдвигали, получили лицензии до 2005 года или после. Поэтому нужны общественные, публичные обсуждения.
У многих каналов есть право вещания, но нечего вещать. В то же время, есть ряд новых каналов, для которых просто нет места в эфирной сетке?
Одним из главных элементов общественного давления на эту позицию, является то, что за последние годы родились десятки новых телеканалов, которые не имеют сегодня возможности получить эфирное вещание, поскольку просто нет свободных частот. Но эти каналы делают продукт, который, зачастую, лучше тех, у кого есть эти лицензии. Поэтому новые вынуждены идти к старым, становиться на колени и просить, чтобы их ретранслировали.
Когда рынок формировался во второй половине 90-х, в первой половине 2000-х годов, то появлялись десятки общенациональных каналов. И только за последние три-четыре года их появилось около сотни.
В этой связи возникает еще один вопрос. Я его поднимал на заседании. Это социальная услуга, которая якобы предназначена для того, чтобы кабельные операторы ретранслировали социальный пакет для граждан, не имеющих возможности много платить. Она обязывает кабельного оператора включить всех эфирных вещателей, в том числе неинтересных, тех, кто показывает ерунду или продает время другим вещателям. Следовательно, так заполняется большая часть возможностей того или иного кабельного оператора. А если учесть, что украинский потребитель хочет смотреть еще и иностранные каналы (в основном, российские), то получается, что кабельный пакет состоит из обязательных социальных, плюс иностранные (русские). А для новых украинских каналов просто нет места. И они, создавая интересный новый продукт, впустую тратят деньги на лицензирование и на создание рабочих мест.
Поэтому Нацсовет должен концептуально пересмотреть частоты, пересмотреть заполнение кабельных сетей, посмотреть, по какому демократичному и более либеральному принципу можно работать. И таких моментов еще много. Насколько Нацсовет готов решать эти проблемы и проводить такие реформы — посмотрим.
Источник: «Перший Діловий»
blog comments powered by Disqus


