Вальдемар Дзики: «Телерекламный рынок Украины должен достичь объема миллиард долларов»
«Дайте нам полтора года», – говорит Вальдемар Дзики, генеральный директор ТРК «Украина». По его словам, ровно столько нужно каналу, чтобы завершить формирование своего «лица». В новом сезоне на «Украине» появятся около десяти проектов собственного производства. О них, а также о своих творческих планах, грядущих съемках «Украинской саги» и объеме телерекламного рынка в 2010 году г-н Дзики рассказал в интервью «МедиаБизнесу». Часть ІІ (о рекламном рынке, повышени конкуренции и датах запуска новых каналов).
- Как долго продлится рекламная кампания нового сезона? Какие медиаканалы Вы считаете приоритетными для нее?
- Продукты собственного производства требуют особого рода поддержки. О своих программах зрителю нужно рассказывать заранее, напоминать, объяснять. В июле у нас стартовала тизерная кампания, также планируются и разные нестандартные формы, не только те, которые можно будет видеть в городе на сити-лайтах и бигбордах. Мы запланировали до конца года PR- и маркетинговую кампанию, которая будет использовать самые разные носители.
- Будут ли какие-либо проекты, от которых Вы откажетесь в новом сезоне?
- Я выступаю за телевидение, которое разговаривает со зрителем. Если говорить о пилотных проектах, мы будем смотреть – какие сработают, а какие – нет. Те, что не будут вызывать интереса у зрителя, мы уберем из эфира. Я хочу, чтобы у нас был диалог с нашими зрителями; и мы, прислушиваясь к их мнению, будем учиться. 100% успеха не бывает. Например, сейчас в Украине танцуют и поют. Все мировые форматы уже у нас. Но наличие мирового формата не залог того, что он будет иметь успех у зрителя.
- О запуске мировых форматов заявили и «1+1», и СТБ. Как Вам кажется: насколько конкурентной будет осень на украинском ТВ?
- Конкуренция, безусловно, будет выше, но это только лучше для зрителя. Для нас же осень этого года, весна и осень следующего станут периодом, когда мы покажем свое сформированное «лицо». До этого вы видели рост канала. Причем он был построен по технологии, предусматривающей покупку программ. У нас не было в большом количестве продуктов собственного производства. Сейчас эта стратегия будет меняться. В 2011 году, надеюсь, зритель сможет сказать: «Да, я знаю, что такое канал «Украина». Для этого дайте нам еще полтора года.
- Ваш контракт заканчивается 31-го января. Что вы планируете делать после: возвратиться в Польшу или остаться работать в Украине?
- Есть такая зона отношений – между мной и наблюдательным советом ТРК «Украина», между мной и другими представителями бизнеса. Я не привык озвучивать детали этих отношений. Увидите, как будет. Я занимаюсь телевидением и производством и, так или иначе, буду это делать в дальнейшем.
Если Вы спрашиваете: вернусь ли я в Польшу? То я скажу вам вот что. Это немного странно, но когда я сюда приехал, думал, что работаю на контракт. Понимаете, для человека два-три года жить в другой стране и говорить на третьем языке (а русский – мой третий язык) очень сложно. Здесь я чувствовал себя как гость: из квартиры – в офис, из офиса – в квартиру, пару раз был в окрестностях Киева – и все. Но недавно я поехал на кинофестиваль в Одессу. А когда вернулся в Киев, поймал себя на мысли: «Ну, вот – наконец-то я дома». Такое чувство у меня возникло впервые после трех лет. Я ответил на ваш вопрос?
- Да.
- Меня всегда интересовало международное производство. Сейчас мы будем стараться делать сериалы и кинокартины совместно с российскими и западными коллегами. В Украине интересно, хотя и непросто работать.
- Назовите точные даты запуска канала «Новини», спортивного и киноканала.
- «Футбол плюс» – в октябре. В ноябре-декабре – начнется тестовый период выхода новостийного канала. Это будет длительный процесс, который может продолжаться до середины следующего года. Нам хочется подать основные информационные программы в готовом виде уже в ноябре.
Мы хотим, чтобы на канале была «живая» информация, а не события вчерашнего дня. Мы должны всегда быть там, где есть что-то интересное, что мы можем показать. Кроме того, все фокусируются на проблемах политики. Я не думаю, что это главное для большинства украинских зрителей. Сейчас, например, большая проблема – жара и пожары. Но, чтобы рассказывать о самом важном и интересном, нам необходимо открыть новые корпункты.
С киноканалом все будет чуть проще. Он запустится ориентировочно в конце ноября. По его структуре у нас практически все готово. В тестовом режиме этот канал будет вещать где-то три месяца.
- Как изменится вещание канала «Донбасс» в новом сезоне?
- Осенью он войдет в сеть регионального вещания. Перед ним поставлена задача – сформировать сетку и лицо регионального канала. Ведь в чем проблема? У нас на рынке много маленьких каналов, которые вещают из регионов. Но большинство из них пытаются быть своего рода подобиями общенациональных. У них логика следующая: «Пускай у нас доля одна сотая процента, зато программа – такая, как на «Интере»!»
А сила и будущее регионального ТВ – в другом. Она заложена в прочной связи между зрителями города, области и каналом. То есть и новости, и программы должны быть не общенациональными, а региональными. По такому образцу мы будем строить «Донбасс».
- Сколько денег он может приносить?
- Со временем мы увидим – сколько на региональном рынке денег. Мы не ожидаем, что канал «Донбасс» будет зарабатывать миллионы долларов. Но он должен выйти на самоокупаемость. По плану это должно произойти через четыре года. В мире региональные каналы берут до 25 (и больше) процентов при разделении рекламных бюджетов.
- Каким будет объем телерекламного рынка Украины, по Вашей оценке, в 2010 году?
- Я думаю, что рост будет. И если в прошлом году было где-то 290 млн долларов, то в этом году это может быть 380 млн. Как оптимист верю, что может быть и 400 млн. Но это под вопросом и будет зависеть от макроэкономических показателей. Это мое личное мнение.
Рост был бы и больше, если бы нормально функционировала связь: клиенты - агентства - ТВ. Эта цепочка должна совместно стимулировать рост рынка.
- Но ведь будут еще и региональные выборы. Что они принесут ТВ?
- Не думаю, что они много принесут. Сейчас уже все забыли, что был кризис, а мы ведь из него еще не выбрались. Следующий год должен стать годом, когда рынок наконец-то начнет нормально работать. Вообще же, я считаю, что телерекламный рынок Украины должен достичь объема в миллиард долларов, как минимум. И то, что сейчас он столько не стоит – проблема кризиса и конструкции рынка. Потому что рынок раньше не стимулировал своего роста.
- Участники рынка должны и сами это понимать…
- А я все время вижу непонимание. Вот, например, сравните индекс Биг-Мака в Польше и Украине. Разница составляет 15-20 %. А какой разрыв между нашими медийными рынками? Огромный! Почему?
Некоторые говорят, что главный продукт Украины – металл, а металл не рекламируется в медиа. Поэтому все так грустно. Я принял эту теорию и стал считать. И знаете, к чему я пришел? Возможно, эта теория имеет право на существование. Однако, нигде в Европе на ТВ не рекламируется алкоголь. И вопрос в том: сколько денег украинский рынок получает от рекламы алкоголя, компенсирует ли это металл? Так почему же доходы этого рынка настолько невысокие?
Проблема украинского телерекламного рынка – в отсутствии правильного стимулирования цен. Грубо говоря, 30-секундный ролик, который в другой стране стоит 50-70 тысяч долларов, в таком же слоте, для такого же количества зрителей, в Украине стоит в десять раз меньше. Но, в конечном счете, низкий уровень цен на ТВ не выгоден для самих рекламодателей, и они должны это понять.
Источник: МедіаБізнес
blog comments powered by Disqus


