Развитию мобильного ТВ не поможет даже мировое первенство по футболу
Грядущий чемпионат мира по футболу в ЮАР будет проверкой на прочность не только для национальных футбольных сборных, но и для одной важной телекоммуникационной технологии, которую хочется назвать глобальной, но, к сожалению, назвать таковой никак не получается. Речь идет о мобильном телевидении, которое уже успели прозвать «третьим экраном» (после традиционного телевидения и интернета). Столь масштабное телевизионное событие, как мировой футбольный чемпионат, по понятным причинам стимулирует спрос на все возможные телевизионные сервисы. Как шутили на конференции Mobile TV World Summit: «каждый забитый гол на ЧМ оправдывает телевидение в глазах потребителя». Но для mobile TV футбольный фактор считают ключевым. Ведь, по опросам, не меньше 25% зрителей в США и Европе хотели бы наблюдать спортивные мероприятия в дневное время, когда у них нет доступа к обычному телевизору, а то и к интернет-трансляциям. Отсюда и надежды, что футбол станет катализатором нового технологического прорыва. Will the World Cup kick off a new era for mobile TV? – задаются вопросом наблюдатели.
Вопрос понятен, но, кажется, когда-то мы уже его слышали. Ровно четыре года назад перед чемпионатом мира в Германии аналитики тоже ждали прорыва мобильного ТВ. Случился ли он? Технология действительно не стоит на месте. Как и раньше, она стремительно развивается в Южной Корее и Китае. В последние два года в число лидеров по темпам роста mobile TV вышел еще один регион – Латинская Америка. А вот на двух огромных рынках – американском и европейском – за 4 года подвижек почти не произошло.
Разрыв поразительный. В Южной Корее и Китае услугой мобильного телевидения пользуется (использует хотя бы раз в неделю) половина владельцев мобильных телефонов (61% – в Корее, 51% – в Китае). В США и Европе таких меньше 20% (19% и 17%, соответственно). В Южной Корее на постоянной основе пользователям доступны сотни каналов. В Европе и США – десятки. На рынке Южной Кореи и Китая продается более 60% чипов мобильного приема телесигнала, производимых американской фирмой Telegent Systems.
Особенно показательны южнокорейские достижения на этом поприще. Что сделали корейцы? Пока в Европе и США спорили о том, какой стандарт мобильного ТВ наиболее перспективен, в Южной Корее еще в 2005 году разработали свою технологию (DMB), унифицировали ее и предложили рынку. Дальше корейское правительство оперативно освободило частоты и выдало шесть лицензий на предоставление услуг мобильного ТВ. Самое интересное, что обладателями лицензий стали не сотовые операторы, а телевещательные компании. Вокруг этого решения было много споров, но, как оказалось, правительство поступило правильно. У владельцев контента было больше стимулов и маркетинговых возможностей для развития технологии. Операторы, в результате, выступили как партнеры телекомпаний, предоставляя им канал доступа к потребителю.
После этого корейские производители мобильных телефонов Samsung и LG, не теряя времени, начали выпускать мобильные телефоны с поддержкой мобильного телевидения. Причем они не испугались прогнозов о смерти аналогового телевидения и в больших масштабах закупали чипы приема именно аналогового сигнала. И тоже угадали: аналоговые сети во всем мире стали свертываться намного позже, чем ожидалось, а сегодня уже доступны чипы приема цифрового телевидения.
Причем операторы и производители быстро договорились: $3,3 от продажи каждого мобильного телефона с поддержкой сервиса были пущены на строительство сети передатчиков. Телевещатели, в свою очередь, согласились покрыть свою долю участия в проекте размещением рекламы в телеэфире.
Наконец, возможно, самое важное: мобильный доступ к большинству наиболее популярных в Южной Корее каналов – бесплатный. Это – опять же результат договоренностей всех участников рынка. Парадоксально, но факт: именно бесплатный доступ к популярному контенту стал основой коммерческого успеха мобильных ТВ-проектов. Бесплатный доступ сформировал массовый спрос, который затем стал приносить доход за счет продажи подписок на нишевые телеканалы. Одна из крупнейших корейских телекомпаний KBS уже объявила, что окупит все расходы на проект mobile TV к концу 2011 года. По схожей модели развивалось мобильное телевидение в Бразилии и Таиланде.
Как видно, корейскому рынку мобильного телевидения не понадобился чемпионат мира. Хотя примеры влияния глобальных спортивных событий на мобильное ТВ есть. В Китае после проведения Пекинской Олимпиады число пользователей мобильного телевидения выросло на 23%. Но произошло это не одномоментно, была платформа: до этого в Китае два года развивали собственный стандарт CMMB.
У европейцев и американцев с платформой дела обстоят хуже. Крупнейшие телевещатели договорились о выработке единого стандарта мобильного телевидения, но о конкретных сроках пока говорить рано. В Европе уже принят единый стандарт (DVB-H), но операторы продолжают вести долгие и напряженные переговоры с телеканалами. Надежд на ценовые послабления со стороны владельцев контента немного, а значит, не стоит ждать и массового спроса.
В России – похожие процессы, которые усугубляются местными особенностями. Например, сегодня МТС объявила о запуске в тестовую эксплуатацию двух зон вещания мобильного телевидения в стандарте 3G: в Москве и во всех регионах Северо-Западного федерального округа. На тестовый период услуга бесплатная, обещают более 100 каналов, при этом доступа к основным федеральным каналам не будет: оператор не договорился с правообладателями. А главное – мобильное телевидение от МТС будет работать на основе сети 3G, что неизбежно поставит вопрос о дополнительной плате за «тяжелый» трафик. Не говоря уж о том, что у российских телеканалов в принципе отсутствует какая-либо стратегия продвижения контента за пределами телевизионного экрана.
Ключевые факторы корейского успеха в сфере мобильного телевидения – заинтересованность телевещателей, массовый бесплатный доступ, совместное стимулирование рынка всеми участниками процесса и развитие специализированного стандарта (при котором телекартинка передается не по стандартным сетям передачи данных). Всего этого в США, Европе и России либо нет, либо почти нет. И футбол здесь делу не поможет. Будем ждать следующего чемпионата мира.
Источник: Slon.ru
blog comments powered by Disqus