IPTV через вторые руки
На сегодняшний день актуальность внедрения IPTV осознали все операторы, но не все готовы реально запустить сервис. Что тормозит рынок и как можно решить некоторые проблемы с помощью контент-провайдера, рассказал генеральный директор Home-IPTV Юрий Москачев.
IP-News: Сейчас на рынке достаточно много разговоров о предоставлении услуги IPTV. Почему, несмотря на это, сервис еще не так широко развит, и операторы сталкиваются с трудностями при его запуске?
Юрий Москачев: На мой взгляд, на это существует ряд причин. Во-первых, инфраструктура провайдеров еще не готова для реализации данной услуги. Для предоставления IPTV необходимо, чтобы сеть имела техническую способность пропуска «тяжелого» контента, а это предполагает наличие современного оборудования на магистралях и домах. Но в последнее время все ринулись модернизировать сети, поэтому в ближайшем будущем эта проблема отойдет на второй план.
Второй причиной торможения развития рынка IPTV служит существующая конкуренция со стороны операторов кабельного телевидения. Абоненты готовы к быстрому переходу на IPTV, когда у них уже есть доступ к подобным сервисам, а сама технология передачи сигнала их не особенно волнует. Но конкуренция в данном вопросе - явление временное, так как аналоговое вещание в ближайшем будущем изживет себя. Поэтому для ускорения проникновения услуги IPTV на рынок абоненту необходимо первоначально предоставить вещание в бесплатном режиме.
При этом сам рынок премиум-контента еще недостаточно развит. Сейчас не так уж много телевизоров и контента в HD качестве, что подтолкнуло бы к переходу на IPTV.
Также до недавнего времени у оператора, желающего предоставлять IPTV, не существовало альтернативы по технической и правовой реализации данной услуги – все нужно было делать самому. Сейчас же существуют несколько бизнес-моделей, при которых оператор связи может в соответствии со своими возможностями отдавать на аутсорсинг те или иные процессы.
Еще одним тормозящим фактором является то, что на данный момент не реализована льготная программа предоставления абонентских устройств (STB), а это затратная часть. В среднем STB стоит порядка $200.
IP-News: Вы упомянули о том, что эра кабельного телевидения закончится, почему?
Юрий Москачев: В ближайшее время игрокам рынка кабельного телевидения необходимо перестроить всю свою инфраструктуру в связи с переходом на цифровое телевидение. А что это значит? Это значит, что каждому абоненту «кабельщика» нужно будет установить приставку или придется использовать специальное ПО, встроенное в телевизор. Это фактически дублирует капзатраты, с которыми сейчас столкнулись операторы ШПД
IP-News: Также Вы говорите о том, что существуют бизнес-модели для оператора, желающего предоставлять IPTV? Что это за модели?
Юрий Москачев: Здесь важно понимать, что оператору связи, который будет предоставлять транспорт для IPTV, необходимо иметь подходящую инфраструктуру – это необходимое условие в любом случае.
Для того чтобы реализовать предоставление услуги IPTV, необходимо для начала получить лицензию на вещание в Россвязьнадзоре, которая выдается в течение 3 месяцев. Затем оператор платит лицензионный сбор. После чего компании необходимо построить узел связи и сдать его, что требует достаточно внушительных денежных затрат.
В случае, если оператор не имеет лицензии на кабельное вещание, а тем более узла связи, он может обратиться к контент-провайдеру, который все необходимые лицензии получил, и организовать вещание IPTV по агентской схеме. После чего оператор мультикастом забирает потоки у контент-провайдера и доводит их до абонента.
Допустим, у оператора все это имеется, но нет ресурсов для общения с мейджерами. Причем проблема тут может состоять не только в нехватке ресурсов, но также в их отсутствии ввиду того, что практически все телекоммуникационные компании среднего уровня представляют собой чрезвычайно технических людей, которые банально не умеют договариваться. Такие операторы могут эту часть работы отдавать на аутсорсинг, предоставив соответствующей компании доверенность на заключение соглашений с правообладателями. Так можно компоновать различные бизнес-модели в зависимости от потребностей оператора.
IP-News: IP-News не раз задавал вопрос о том, сколько же может в итоге получить оператор с каждого абонента при запуске IPTV. Каковы Ваши прогнозы на этот счет?
Юрий Москачев: Вопрос очень хороший, и ответить однозначно на него не получится. В каждом конкретном случае оператор по-разному мотивирует намерение предоставления IPTV: для одних это повод повысить их привлекательность, для других не отстать от первых, следующие называют это расширением спектра услуг. Мало кто конкретно говорит, что хочет на этом зарабатывать. Основная мысль, которую несет IPTV, - это повышение ARPU, а на сколько эффективно это будет сделано в конкретном провайдере, зависит в том числе и от его маркетинга.
Можно рассчитать рентабельность услуги. Допустим, абонент платит за IPTV 100 рублей, из которых 70 рублей отдается контент-провайдеру, а он, в свою очередь, 50% от абонентской базы платит правообладателю и получает свои 20 рублей. Для оператора связи рентабельность услуги составляет примерно 30%.
IP-News: Почему операторам должно быть интересно работать через контент-провайдера при сравнительно невысокой рентабельности?
Юрий Москачев: При заключении договоров с различными каналами все сталкиваются с тем, что у разных правообладателей своя политика. Однако есть единое требование – это минимальное количество абонентов, получающее контент, за которое нужно платить несмотря на то, обслуживаешь ли ты данное количество пользователей или нет. У каких-то каналов это 1 тыс. абонентов, у каких-то – 3 тыс. Не каждая сеть способна обеспечить такое проникновение IPTV на начальном этапе.
Схема, по которой работает контент-провайдер, позволяет объединить небольшие сети, и их совокупная база клиентов будет соответствовать требованию правообладателей по минимальным платежам.
Но нельзя не упомянуть о сложностях в общении с зарубежными каналами, которые предпочитают заключать прямые договоры. Такая политика, например, у Discovery, но, заключив с ним непосредственное соглашение, оператор платит значительную сумму в год и имеет право распределять их контент по своей абонентской базе так, как пожелает.
IP-News: На рынке Петербурга наиболее весомыми для Вас конкурентами являются «Росмедиа», подструктура «Ростелекома» и «ВестКолл». Как достаточно скромная по размерам компания Home-IPTV реализовала весьма затратные требования по вещанию IPTV?
Юрий Москачев: Как я уже пояснил выше, спрос на такую схему взаимодействия имеется, поэтому даже при наличии сильного конкурента отдельно взятому контент-провайдеру найдется, с чем работать. Упомянутые Вами компании являются фактически конкурирующими структурами для тех операторов, которые могут брать у них контент, а Home-IPTV – независимая компания.
Изначально бизнес нашей компании начался с сотрудничества со SkyNet, которые разработали свое Middleware и предоставили абонентскую базу для теста IPTV, что значительно сократило затраты Home-IPTV при выходе на рынок. Также мы имеем возможность «обкатывать» вещание на небольшой сети Village Telecom, которая находится в коттеджных поселках Ленинградской области.
Когда заключаются договоры с каналами, то правообладатели указывают, где нужно брать их сигнал, обычно (за исключением социального пакета) сигнал поступает со спутника. Так, основные затраты контент-провайдера заключаются в строительстве головных станций, которые необходимо обеспечить гарантированным электричеством и подходящими условиями для спутникового и эфирного приема. В среднем головная станция обходится в несколько миллионов рублей, но нам обошлось это гораздо дешевле за счет технологического ноу-хау.
IP-News: Нужно ли тратить средства на шифрование цифрового IPTV контента?
Юрий Москачев: Шифрование нужно аналоговым сетям для предотвращения случаев несанкционированного получения сигнала абонентом. Если использовать шифрование, то это реально затормозит развитие IPTV, во-первых, с технической, а во-вторых, с инвестиционной точек зрения - каждая лицензия шифрования на абонента будет стоить $20.
Сети операторов ШПД транслируют контент по защищенному каналу TCP\IP, этого достаточно для обеспечения безопасности. У каждого абонента есть уникальный ip-адрес, при помощи которого можно полностью контролировать потребление им платного контента. На коммутаторе можно включить или выключить услугу конкретному абоненту. При этом сторонний пользователь не может подключиться к услуге, так как будет конфликт ip-адресов.
IP-News: Логично, что рынок IPTV будет ориентироваться на спрос. Не могли бы Вы привести примеры наиболее популярного контента? Кто из участников процесса занимается формированием пакета программ?
Юрий Москачев: Мы не так давно занимаемся формированием пакетов для различных групп пользователей, но могу сказать, что идея, которой стоит придерживаться, - это ориентация на конечного клиента. В последствии абонент должен выбирать, за какие каналы ему платить, а что останется «за кадром». Только с помощью такого «естественного отбора» мы сможем продвигать сервисы и повышать рентабельность услуги.
В перспективе, конечно, формированием контента должны заниматься отдельные люди, которые имеют навыки анализа и прогнозирования спроса. Но работа таких организаций и специалистов стоит достаточно дорого, поэтому их услуги будут использоваться тогда, когда IPTV выйдет на окупаемость, хотя такая последовательность и не совсем логична.
Если проанализировать график потребления каналов одним пользователем, то в среднем их количество не превышает 4-5-ти.
Что касается конкретики, то ни для кого не секрет, что самым популярным контентом является эротика. Но удивительно, что второй по популярности канал – это 2х2, где показывают мультфильмы для взрослых, такие как South Park, и транслируют различные ток-шоу.
IP-News: Основную конкуренцию торрентам может составить только сервис VoD. Каковы шансы данного сервиса на сегодняшний день по проникновению на рынок?
Юрий Москачев: С одной стороны, такая услуга потенциально имеет достаточно большой спрос. Сейчас абонент становится все менее технически подкованным и не склонен к скачиванию специальных программ и использованию различных DC++, торрент трекеров и прочих сервисов. Но при этом получение контента онлайн будет преимущественным, поскольку нет необходимости выходить из дома для просмотра фильма в кинотеатре или для того, чтобы приобрети диск (причем цена в обоих случаях сравнима). Здесь хорошую конкуренцию составляет интересующий пользователя контент в том же качестве, но дома и за меньшую стоимость (30-50 рублей).
Однако здесь существует серьезное препятствие: для того, чтобы предложить абоненту список доступных ему фильмов, необходимо купить права на данный контент. В среднем один фильм обойдется оператору (или контент-провайдеру) в 16 тыс. рублей на полгода, а таких фильмов нужны десятки и тысячи для обеспечения выбора. Откуда взять такие денежные ресурсы на еще «необкатанную» услугу?
В таком случае есть вариант привлечения спонсоров, которые будут размещать рекламу во время показа фильма. Но это следующий шаг, который потребует времени на реализацию.
IP-News: Какие маркетинговые инструменты эффективны при продвижении услуги IPTV?
Юрий Москачев: Для нашего региона самым эффективным инструментом продвижения является доступность услуги и ее удобство, а дальше результат не заставит долго ждать, сарафанное радио никто не отменял.
IP-News: Какие перспективы развития рынка IPTV Вы прогнозируете на ближайшее время?
Юрий Москачев: К 2014 году рынок IPTV повсеместно должен захлестнуть основные мегаполисы. Двигателем процесса также станет полная цифровизация эфирного вещания.
Дарья Тренина
Источник: IP News
blog comments powered by Disqus