Владимир Ханумян: я не хочу никого пугать словом "интеллектуальное телевидение"
— Ситуация вокруг реформирования двух телеканалов — РЕН ТВ и "Петербург — Пятый канал", входящих в состав Национальной Медиа Группы, находится сейчас в центре внимания. С чего все началось и что собственно вы готовите?
— Три месяца назад в рамках холдинга было создано самостоятельное юридическое лицо — "Национальная Медиа Группа — Телевидение" (НМГ-ТВ). Это подразделение занимается развитием телевизионного бизнеса всей группы. В него входят два телевизионных актива холдинга — телеканалы РЕН ТВ и "Пятый канал". РЕН ТВ — шестая по величине и доле аудитории общероссийская сеть в стране. У "Пятого канала" доля небольшая, около 2%, хотя развивается он быстро и имеет серьезный потенциал. Замечу, что это четвертый федеральный канал в стране, он имеет такой же статус, как "Первый канал", ВГТРК и НТВ. Сейчас наша главная цель — это создание нового серьезного игрока на телевизионном рынке.
— Этого хотел главный акционера НМГ-ТВ — Юрий Ковальчук?
— Юрий Валентинович Ковальчук лично не является акционером НМГ.
— Ну, структуры, которые он контролирует.
— Мы предложили акционерам НМГ-ТВ стратегию развития компании. Она не предполагает каких-то революционных изменений. Сегодня у холдинга есть два актива, работающих в одной сфере. При этом работают они с разной степенью эффективности. То, что мы предлагаем, это обычная корпоративная работа — находить те рычаги, благодаря которым можно оптимизировать бизнес на уровне группы. Чтобы эти активы помогали друг другу развиваться. И тогда благодаря синергии можно достигнуть более сильных позиций на рынке. Если вы продвигаете, к примеру, продажи двух каналов с двумя различными аудиториями, это усиливает ваши позиции. Не секрет, что это та стратегия, которой придерживалась "СТС Медиа", и все знают, что она привела к выдающимся результатам в бизнесе.
— А мне рассказывали, что летом Юрий Ковальчук столкнулся с тем, что контролируемые им телекомпании в связи с кризисом и катастрофически низким сбором рекламы находятся в очень сложном экономическом положении. К тому же в тот же "Пятый канал" акционеры и так вложили много денег, а отдачи нет. И якобы господин Ковальчук попросил власти о поддержке, в том числе и смены продавца рекламы каналов НМГ: вместо "Алькасара" группу компаний "Видео Интернешнл" (ВИ). Более того, именно тогда и возникла кандидатура бывшего президента "СТС Медиа" Александра Роднянского как возможного руководителя "Пятого канала" и всего холдинга. Но в итоге он не прошел утверждения во всех кремлевских инстанциях, и тогда возникла ваша кандидатура как официального руководителя НМГ. А Роднянский стал таким теневым идеологом новой концепции холдинга. Как вы это прокомментируете?
— Про Александра Ефимовича отвечу просто: ему действительно предлагали занять руководящую позицию, причем речь шла о холдинге НМГ, а отнюдь не о "Пятом канале". Сначала предложение сделали ему, но ни в какие переговоры он не вступал, поскольку связан обязательствами контракта с "СТС Медиа". На тот момент он являлся президентом компании, а сейчас является членом совета директоров. Все предложения НМГ он отвергал. Лично мне сделал предложение глава холдинга НМГ Михаил Концерев, который теперь возглавил РЕН ТВ. Потом мою кандидатуру утверждали на совете директоров, я встречался с его представителями, общался и с председателем совета Любовью Павловной Совершаевой. С господином Ковальчуком я незнаком.
— То есть в администрации президента, как утверждали сразу несколько источников "Ъ", кандидатуру Роднянского не рассматривали в качестве руководства активами Национальной Медиа Группы?
— Я в Кремле не бываю, к сожалению...
— Может быть, это, наоборот, к счастью... Но весь медиарынок говорит о том, что именно Александр Роднянский сейчас ведет переговоры с производителями программ для "Пятого канала" и РЕН ТВ. Да и нового генпродюсера "Пятерки" Наталью Никонову, ранее работавшую на "Первом канале", говорят, приглашал лично Роднянский...
— Разговоры комментировать не буду. Роднянский, как один из ведущих российских продюсеров, сегодня сконцентрирован на производстве ряда телевизионных и кинопроектов. Мы как вещательная компания, несомненно, заинтересованы в сотрудничестве с его компаниями. Поэтому он и встречался со многими участниками рынка.
— То есть не в качестве менеджера НМГ? Иначе бы ему это грозило потерей опциона чуть ли не в $40 млн со стороны акционеров "СТС Медиа"?
— Чушь какая! Он крупнейший индивидуальный акционер компании, вряд ли его доля там ограничивается этой суммой. Но мне кажется неправильным сейчас это обсуждать. Повторю: я отрицаю участие Александра Роднянского в работе НМГ-ТВ в качестве менеджера. Пока он связан обязательствами с "СТС Медиа".
— А что в итоге будет с рекламой на РЕН ТВ и "Пятом"? На рынке говорят, что вопрос о смене продавца в пользу "Видео Интернешнл" практически решен. Тем более что в конце октября, как правило, эта компания заключает рекламные контракты со всеми телеканалами.
— Скоро все станет известно. Мы получили предложение от "Алькасара" и сейчас ждем сформулированных предложений от ВИ. Объемы рекламных продаж двух наших телеканалов снизились в 2009 году, и связано это, конечно, прежде всего с финансовым кризисом. Вы правы, потери были, но были они не только на РЕН ТВ, но и у других каналов, которые продает "Алькасар", в том числе принадлежащих "Газпром-медиа".
— А сами вы склоняетесь больше в пользу работы с "Видео Интернешнл"?
— У нас прекрасные отношения и с Петром Рыбаком (гендиректор агентства "Алькасар".— "Ъ"), мы знакомы с ним много лет. С ВИ мы также долго и плодотворно сотрудничали. Но вопрос экономики — в первую очередь. Надо все взвесить, все просчитать, а принимать решение будут акционеры и утверждать совет директоров. Думаю, к концу октября все уже станет ясно.
— Переговоры в ВИ вы ведете с гендиректором компании, Сергеем Васильевым?
— Да, с ним.
— А Михаил Лесин, который сейчас является советником президента Медведева, но остается одним из самых влиятельных людей на медиарынке, принимал участие в консультациях по ситуации НМГ-ТВ?
— Повторюсь: переговоры о продаже рекламы мы ведем с медиаселлерами.
— Какими же вы видите РЕН ТВ и "Пятый" в ближайшей перспективе?
— Мы провели большое исследование с помощью компании "TNS Россия" о том, что хотят видеть телезрители, попытались понять их потребности. Телеканал РЕН ТВ, в отличие от многих отечественных каналов, до сих пор не имеет четко сформулированной направленности, своей собственной целевой аудитории. Он находится где-то посредине и "размазан" по всем сегментам аудитории. С точки зрения позиционирования это серьезная проблема, потому что канал в представлении аудитории неясно сформулирован: есть немножко от НТВ, немножко от "Первого", от "России" и даже от СТС. Наша первоочередная задача — четко спозиционировать этот канал как телевизионный бренд. У меня в этом смысле обширный опыт. Когда-то в "СТС Медиа" мы на протяжении нескольких лет занимались именно этим — построением успешных и понятных аудитории телевизионных брендов. В целом социально-демографическая характеристика зрителей РЕН ТВ остается прежней: это канал для мужской аудитории, условно от 25 до 55 лет. Но при этом мы постараемся точнее спозиционировать основные психотипы зрителей канала. Мы для себя таких выделили два: любители острых ощущений и любители развлечений.
— То есть РЕН ТВ — это будет криминал, экстрим развлечения разного рода, спорт, автомобили...
— Значительно более разнообразно. Но направление будет примерно такое.
— А что будет дальше с информацией на РЕН ТВ? Те, кто в курсе реформы НМГ, утверждают, что собственных новостей в середине 2010 года на канале уже не будет, а их производством займется государственная телекомпания "Russia Today" (RT).
— Я так до сих пор и не понял, откуда взялась эта странная история. Никаких изменений не будет, новостные блоки на каждом из каналов как выходили, так и будут выходить. Причем в том же формате и с теми же акцентами.
— То есть акционеров редакционная политика РЕН ТВ, единственного канала, где новости отличаются от государственных, по-прежнему устраивает?
— Я пришел сюда три месяца назад. До этого акционеров это устраивало, почему с моим приходом их должны перестать устраивать новости РЕН ТВ?! Менять редакционную политику мы не собираемся.
— Но это и необязательно, особенно если новости будут производиться на базе "Russia Today".
— Сегодня этого вообще нет в повестке дня. Я могу только догадываться, откуда пошли эти разговоры. Но к действительности это не имеет никакого отношения.
— Почему же Михаил Концерев не стал этого опровергать и главный редактор RT Маргарита Симоньян на мой вопрос не ответила, что это неправда?
— Эти вопросы нужно задать им. Михаил Концерев пока еще не вступил в управление компанией РЕН ТВ. Думаю, что речь шла о том, что он пока не комментирует новую концепцию.
— Он сказал несколько иначе, но я хочу понять — вы утверждаете, что новости на РЕН ТВ и "Пятом канале" будут и впредь производиться силами именно этих телекомпаний?
— Поскольку мы говорим о долгосрочной стратегии, рассматривается много разных вариантов. Но закрытие новостей или объединение новостных групп двух каналов неактуально, поскольку РЕН ТВ и "Пятый канал" — это два разных бренда. Наша задача создать для каждого из каналов уникальное предложение, которое привлечет к нему новую аудиторию. Как в эту логику вписывается унификация новостей? Зачем нам терять конкурентное преимущество и часть аудитории? Это просто неправильно с точки зрения бизнеса.
— Так говорят, что новости на ваших каналах могут выходить и дальше, но делать их будет Russia Today.
— Готов повторить в шестой раз: новости у нас остаются и "Неделя с Марианной Максимовской" тоже.
— А в здание "РИА Новости", где сидит RT, РЕН ТВ переедет?
— Мы пока ищем офис для РЕН ТВ, поскольку сейчас у компании не очень благоприятные условия аренды. Может быть, это будет "РИА Новости", может быть — что-то другое.
— Скажите, а то, что в столь ответственный для РЕН ТВ период телекомпанию будет возглавлять человек, не имеющий опыта работы в медиабизнесе, в прошлом автомобильный дилер, я имею в виду Михаила Концерева, вас не смущает? Хотя, правда, уже был пример на медиарынке, когда НТВ пришел возглавлять тогда никому не известный доктор Николай Сенкевич, а сейчас он уже много лет возглавляет "Газпром-медиа"...
— Михаил Концерев — хороший администратор и очень симпатичный человек.
— Но симпатичный человек — это еще не профессия.
— У Михаила Концерева достаточно менеджерского опыта для управления каналом, к тому же он с 2008 года возглавлял холдинг НМГ. На канале он будет представлять интересы акционеров. Что касается телевизионной части, то на РЕН ТВ ей будет заниматься очень талантливый молодой продюсер Илья Огнев. Он много лет работал на НТВ, затем перешел в "СТС Медиа", где занимался каналом ДТВ. При этом хочу подчеркнуть, что общее управление телеканалами будет осуществлять НМГ-ТВ.
— Давайте про "Пятый канал". Там коллектив очень взволнован, собирает подписи под открытым письмом в адрес президента Дмитрия Медведева и премьера Владимира Путина. Они там пишут, что вы хотите сделать с каналом что-то радикальное, сократить чуть ли не полторы тысячи человек, а главное, покусились на самое святое — хотите искоренить дух петербургского телевидения.
— Я знаю об этом письме и буду встречаться с сотрудниками "Пятого канала". Думаю, что если бы не публикация в "Ъ", то ситуация складывалась иначе. Надеюсь, в ближайшее время донести до коллектива "Пятого канала", что никто ничего не собирается выхолащивать.
— А чем вам не угодило в полном названии "Пятого канала" слово "Петербург"?
— Говорить о том, что мне "не угодило" слово "Петербург", очень некорректно. Надо четко понимать, что с того момента как "Пятый канал" получил статус федерального, он перестал быть каналом-преемником того знаменитого ленинградского телевидения. Это уже не канал города Петербурга. Это общенациональный канал. Раз в день на нем выходит программа "Петербургский час", и этим городская тематика исчерпывается. При этом выходит только в Петербурге и области, в других областях в это время идут другие программы. Мы же сейчас собираемся создать в рамках НМГ-ТВ новый, третий по счету канал. Именно городской. Именно для Петербурга и про Петербург.
— И на какой частоте?
— Это мы решим. Есть возможности сделать прием этого канала кабельным. И этот новый канал как раз и будет называться "Петербург" и станет по-настоящему городским каналом. А "Пятый" останется федеральным, таковым, какой он и есть. И я уверен, что он сохранит эту уникальную интонацию, исключительно петербургский дух, ту интеллигентность, культурологический смысл, то, что в литературоведении принято называть петербургской линией русской культуры.
— А переезжать в Москву "Пятый канал" не собирается?
— Нет. Более того, мы собираемся организовать в стране третий по величине после "Останкино" и ВГТРК телевизионный технический центр. Он будет создан на базе "Чапыгина, 6", где было создано знаменитое ленинградское телевидение и где сейчас находится "Пятый канал". Сегодня это телецентр, полностью оборудованный современными студиями, аппаратными, монтажными. Мы хотим, чтобы этот технический центр предоставлял услуги всем вещателям и производителям, работающим в Петербурге. Таким образом, это станет единым центром ленинградского ТВ, которому потребуются профессиональные кадры.
— Получается, что не было нужды писать коллективное письмо от "Пятого канала" двум самым влиятельным в стране петербуржцам? Или именно из-за этого вы сейчас и успокаиваете своих сотрудников?
— Успокаиваем мы их из-за того, что пресса распространила информацию о переменах на канале раньше, чем это сделали мы. Повальных сокращений на канале не будет. Те, кто сегодня занимаются техникой, скорее всего, будут работать и в ТТЦ.
— По нашим данным, письмо на "Пятом канале" стали писать задолго до публикации в "Ъ". Расскажите, какие там будут перемены?
— Мне лично про "Пятый" говорить очень приятно. Знаете, год назад, когда я уже ушел из "СТС Медиа" в эфире радио "Свобода" я сказал, что мне хотелось бы сделать телевидение, которое бы мог смотреть я и мои друзья. Телевидение, про которое принято говорить "интеллигентное". Я не хочу никого пугать словом "интеллектуальное". Хочется сделать телевидение, которого сейчас нет в России. В свое время, когда страна поднималась, у людей только начал повышаться уровень жизни, и мы на СТС сформулировали бренд про телевидение частных ценностей. И тогда этот бренд отвечал на запросы наших сограждан. Но сейчас, мне кажется, эта парадигма себя исчерпала.
— Все насытились, и даже в глянцевых журналах стало модно писать о том, что сегодня необходима духовность.
— Должно появиться ощущение свежего разговора со зрителем. Нужен телеканал, который станет умным, компетентным собеседником. Я подчеркиваю, не высоколобым интеллектуалом, а каналом с компетентным мнением. Если людям нужно узнать точку зрения по какому-то вопросу — от экономики до биологии, то они должны будут включить "Пятый канал", и там узнать мнение человека номер один в этой области. Вот чего мы хотим.
— Но в таком направлении канал примерно и развивался.
— Владимир Троепольский, который возглавлял "Пятый", сделал колоссальный рывок: с доли 0,8% он довел канал почти до 2%. Но при этом канал остался довольно узкосегментным, на нем не было и нет жанрового разнообразия. Во многом рост доли был связан и с техническим проникновением канала в стране, что тоже исключительно важно.
— Еще бы. Канал благодаря мощному административному ресурсу и политической поддержке Владимира Путина, который к тому же дружит с вашим главным акционером, получал целые пулы частот, да и концепция у него была изначально "Канал российских регионов".
— Сегодня многое надо будет пересматривать в этой концепции, наша основная задача — привлечь на канал новую аудиторию. Кроме того, тот рывок в доле, о котором я говорил выше, к сожалению, не сопровождался рывком в бизнес-показателях, это тоже необходимо исправить.
— Какой вы видите аудиторию "Пятого канала"?
— Если говорить о демографической характеристике, то это широкая аудитория, от 18 лет (18+). Если же о психотипе аудитории, то, апеллируя все к тому же исследованию TNS, речь идет о двух сегментах аудитории, так называемых "знатоках" и "людях, принимающих решения". Знатоки — это те, кто смотрят телевизор для того, чтобы получить новую, полезную и необходимую для них информацию в разных сферах. Такого канала-собеседника наши сограждане, увы, давно не имеют. И мне кажется, что и для акционеров очень важно, чтобы такой канал получился. Вторая категория — люди, принимающие решения,— decision makers. Взрослые, состоятельные и состоявшиеся в профессиональном плане.
— Мне казалось, что акционерам, исходя из сформулированной ими проблемы, хотелось бы поменьше вкладывать в "Пятый канал" денег, поскольку, как говорят, расходы чуть ли не в пять раз превышают доходы...
— Денег в "Пятый канал", действительно, вложено немало. Акционеры, действительно, в основном занимаются его дотацией. Но тем не менее они готовы принимать все необходимые решения, чтобы канал вышел на новый уровень.
— "Необходимые решения" — это сколько?
— Цифры я назвать не могу, это коммерческая тайна. Сейчас у нас есть долгосрочный прогноз по финансовым показателям, основанный на нашем понимании собственных возможностей. Мы же не на месяц или два планируем. Мы умеем создавать хорошие бренды, хорошо продвигать их, продавать на своих каналах рекламу и хорошо на этом зарабатывать. А продажами и выстраиванием взаимоотношений с рекламодателями я лично занимаюсь последние десять лет. И скажу вам опять-таки по опыту "СТС Медиа", что продвигать два канала в одном пакете, как это было у СТС и "Домашнего", всегда выигрышнее, чем один. Поэтому и РЕН ТВ с "Пятым каналом" вместе продавать будет легче. А время дотаций можно считать официально оконченным.
— Когда вы покажете это новое лицо РЕН ТВ и "Пятого канала" акционерам и телезрителям? И на какие показатели доли на рынке вы рассчитываете?
— Надеюсь, что первые перемены в эфире начнутся к концу зимы. Мы поставили перед собой задачу в течение трех лет довести долю РЕН ТВ в целевой аудитории до 8%, долю "Пятого канала" в целевой аудитории — до 4%.
КоммерсантъИсточник: Broadcasting
blog comments powered by Disqus