«Муз-ТВ» мог быть бизнесом, если бы хоть раз в жизни у него был стратегический инвестор»
Slon.ru: интервью с бывшим заместителем гендиректора «Муз-ТВ» и «7ТВ» Климом Колосовым.
«АФ медиа холдинг» Алишера Усманова неделю назад объявил о создании единой структуры с «Медиа-1» Ивана Таврина. Усманов передаст в новую структуру акции телеканалов «7ТВ» и «Муз-ТВ», а Media-1 — акции 33 региональных эфирных телестанций. В создающемся холдинге стороны будут иметь по 50% акций. Управлять холдингом будет сформированная на базе «Медиа-1 ТВ» управляющая компания, генеральным директором которой станет Иван Таврин.
Таврин уже возглавил телеканал «7ТВ», а гендиректор Media-1 Андрей Димитров — «Муз-ТВ». Председателем совета директоров обоих каналов избран гендиректор ИД «Коммерсантъ» (также контролируется Усмановым) Демьян Кудрявцев.
А прежний менеджмент решил покинуть телеканалы Усманова. Почему, в интервью Slon.ru рассказал Клим Колосов, заместитель генерального директора «Муз-ТВ» и «7ТВ», работавший на музыкальном канале 10 лет и подавший в отставку в понедельник.
РАЗНЫЕ НАУЧНЫЕ ШКОЛЫ
— Ваша работа завершена?
— Да, я подписал документ об увольнении.
— Для нового руководства это было неожиданностью?
— Напротив.
— С каким чувством покидаете каналы?
— С трудом сдерживая слезы, я очень сентиментальный парень. Потому что жалко и потому что представлял себе это иначе.
— Жалко того, что будет с каналом или того, как приходится уходить?
— Это мое глубоко частное чувство. Знаете, как дети плачут, уезжая из пионерского лагеря? Так же и большие мальчики, уходя с работы, иногда переживают — это вполне нормально. Но я давно собирался положить этому конец.
— И тут пришло новое руководство и помогло?
— Я собирался к Новому году завершить это все, но подвернулся случай завершить быстрее, я этому случаю рад.
— Алишер Усманов купил новую сеть, ее надо развивать. И зачем вам уходить?
— Алишер Усманов был здесь акционером давно. А вот новый акционер решил инсталлировать новый менеджмент. Это нормально. И, объективно, новая сеть для обоих каналов — это плюс.
— Как она будут разделена между каналами?
— Не знаю, надо спросить у коллег. У них есть план, наверное. И, наверное, он будет в какой-то момент обнародован. Разумно ведь это предположить? А если и не будет, то тоже по каким-то разумным соображениям. Но я не могу и совершенно не имею права комментировать невысказанные намерения. Расставание было мирным, торжественным, со взаимным уважением.
— Какие-то претензии были в ваш адрес?
— Какие претензии могут быть в мой адрес? Это просто разные научные школы. В Африке, например, считается, что зебра — черная, в белую полоску.
— А если серьезно?
— Абсолютно серьезно. Есть остроконечники, есть тупоконечники.
Я искренне верю в то, что есть люди талантливее нас, и не имею права противиться их желанию это доказать. Но я не уверен и не буду утверждать, что человек, который придет формально на мою должность, будет выполнять те же функции, что были у меня. Моей зоной ответственности была стратегия. Вся остальная мелочь — это мелочь. Считаю, что стыдиться нечего. Ни за что не стыдно.
— А другая научная школа считает, что есть, за что?
— Есть люди, которые имеют, видимо, основания считать, что можно сделать лучше. Хорошо. У них есть такая возможность. Это совершенно нормальная законная возможность. И нормальное право собственника.
Теперь все в руках новых, других людей. Я не утверждаю, что все должно быть именно так, как я придумал. Я придумал вот как-то так. И все было хорошо, успех был. Да, наверное, можно предъявить те или иные упреки. Но кто бы еще таких людей смог собрать в одном месте, замотивировать, заставить самоотверженно трудиться за смехотворные деньги и получать кайф от своей работы? Мы это сделали.
Я, конечно, этих милейших людей обманывал, лукавил: заставлял относиться к работе, как будто это не работа, как будто это секта и ключи от рая. Благодаря этому достигнута высокая мотивация и высочайшее мастерство.
Как вам объяснить? Меняются времена года, прилив-отлив, фазы луны, Уран в доме Козерога... Как еще сказать?
— И что? «Идите все...» и — без повода?
— Я сказал: «Идите все на...», это я сказал, но это ничего не значит. Сказал не кому-то, а в воздух. В конце концов, жизнь одна. И вторую половину жизни я хочу прожить интереснее, чем первую. Мне 41 год. Я устал.
КАНАЛЫ БЕЗ ИНВЕСТОРА
— Каким будет новый сезон на «Муз-ТВ»?
— Могу сказать, как он начался. В суперпрайм-тайм три паровоза: «Ранетки», программа Анфисы Чеховой и «Мафия». С 18 часов и до полуночи сплошные премьеры. Плюс модернизация формата, обновленная навигация и визуализация. И офигенный канал на самом деле! Просто глаз не оторвать.
— А вы читали интервью Ефимова?
— Кто это?
— Гендиректор MTV.
— Я даже не знаю, кто это.
— Но вот он говорит, что за год MTV победил вас.
— Слушайте: «митьки никого не хотят победить». Я клепал коростылём. Кого побеждать-то? Канал мог быть бизнесом, если бы хоть раз в жизни у него был стратегический инвестор. Каналу не повезло, такого инвестора у него никогда не было. При всем уважении ко всем предыдущим, у «7ТВ» никогда ранее не было стратегических инвесторов, на «Муз-ТВ» только Игорь Крутой (владелец «Муз-ТВ» в 2002 — 2007 годах — Slon. ru) им был.
Можно рассуждать, насколько совершенны были методы, но для него этот бизнес был существенной частью жизни. А дальше было по-другому. Это не оценка по оси «плохо-хорошо», это просто разговор о свойствах.
Стратегический инвестор мыслит эпохами. Или не отделяет бизнеса от своей жизни. Что в общем одно и то же. А вот портфельный инвестор — это такое нежное политкорректное название для бизнесмена, делающего ставку на короткие деньги. В советское время их уничижительно называли спекулянтами. Но мы употребляем термин безоценочно.
Телевидение — это не операционный, а капитализационный бизнес. И это — мое убеждение. На телевидении вы делаете ход — и для того, чтобы узнать его последствия, вам нужны не минуты, не часы и даже не дни. Может, недели, а в нормальном случае — месяцы, а то и годы.
— Данные TNS приходят наутро...
— Мгновенные показатели TNS не позволяют составить впечатления. По одной серии судить об успехе сериала? Даже в прайм-тайме больших каналов это невозможно. А в области узких аудиторий, где данные TNS, скажем так, на грани своей репрезентативности, панель TNS отражает их неадекватно. Грубо говоря, заснул подходящий чувак в Москве перед телевизором на три часа — и рейтинг пробил потолок. Все понимают, что это — фигня, но всем удобно на это ориентироваться.
Есть инерция рынка, и есть несколько десятков ключевых медиабайеров, которые принимают решения. Трудоемкость сделки с большим каналом на большой объем и с маленьким каналом на маленький объем — одинакова. И нафига им париться? Лучше сбросить атомную бомбу, чем снайперски отстреливать крокодила.
А поскольку рынок — закрытый, поскольку сделки носят характер от спекулятивного до уничтожительного, то вот — наша парадигма. Из которой я себя наконец-то изъял.
OPEX И CAPEX
— Каково сейчас финансовое состояние «Муз-ТВ»?
— Не хочу комментировать. Скажу только, что возможности сургучно-веревочной технологии ограничены.
— И как новые люди представляют себе бизнес, вы не знаете?
— Есть принципиальная разница между «опекс» и «капекс» — операционными расходами и капитальными, инвестициями... Картошку выкапывать на третий день, как в анекдоте про китайцев, — можно, но это не решение никакой проблемы. У коллег, уверен, эти представления в порядке, — и для бизнеса это, объективно, хорошо.
Вы хотите в привычных терминах всё услышать... Вы наверняка знакомы с концепцией пифагорейского космоса. Это сейчас говорят о пространственно-временном континууме, а тогда это все вмещалось в понятие «места». Мир — это то, что имеет место. Поэтому пифагорейский космос — это место, где можно говорить об установленном порядке вещей. А хаос — противоположное место, такое, где научные результаты не обладают свойством повторяемости, например.
И вот, с пониманием того, что мы — западная окраина Тартара, корпоративная культура строилась, как пифагорейский космос: люди находили здесь внутри установленный порядок вещей. Он, может, был излишне нарочитый, подробный, но он создавал силовые линии такой напряженности, что движение по ним в соответствии с технологией естественным образом использовало сильные, позитивные стороны личностей и препятствовало проявлению деструктивных позывов.
И эти люди — простые советские люди, не марсиане. Их ни я, ни кто-то другой не нашел ни в каком инкубаторе. Придя 5 с лишним лет назад, я не имплантировал туда каких-то гомункулусов.
— Вы один уходите?
— Я всегда один, в известном смысле.
— Может, кто-нибудь вслед за Вами?
— Это частное дело каждого. Я призываю относиться всех коллег к новоприбывшим с подобающим уважением. Это всего лишь работа, абсолютно не трагедия, так что не нужно драматизировать. Я не хочу, чтобы вся эта история выглядела как некая с моей стороны демонстрация, мне никому ничего не нужно доказывать.
— А что меняется в руководстве?
— Сменились первые лица на двух каналах, меняются вторые лица на двух каналах. Начальники соответствующих участков соизмеряют себя с новой реальностью — они привыкли к определенной среде. Но вы знаете, с той школой, которую они получили, у них есть офигенный шанс.
Шеф выпуска Елена Салдина, которая ушла в 2002-м, сейчас шеф выпуска бывшего «ОРТ-Международного», сегодня это «Первый канал. Всемирная сеть». Там пара десятков каналов. Вот масштаб.
НОВЫЙ МАСШТАБ
— У вас уже есть новые предложения?
— У меня их дофига. Но сначала я хочу отдохнуть. У меня столько дней отпуска нерастраченных — 15-го числа я на недельку улетаю во Владивосток и потом ещё много куда. Но телефон будет постоянно включен. Я не буду брать трубку, только когда буду под водой.
— Предложения связаны с ТВ-бизнесом?
— Предложения связаны с тем, что я такой чувак, а конкретные отрасли бизнеса не имеют значения. Среди предложений есть интересные. Понятно, что они стали появляться не сегодня и не вчера. Просто я как приличный парень какое-то время не реагировал на это. Позвоните в 5 — 10 хедхантинговых агентств, самых крутых, какие только придут вам в голову, и спросите, имеют ли они виды на меня. Они вам все расскажут.
— Но вы сами склоняетесь к тому, что будете работать в ТВ-бизнесе, или хотите попробовать что-то другое?
— Хочется масштаба.
— Первый канал?
— Один канал — это не масштаб, и два канала тоже не масштаб. Масштаб — это проект национального масштаба.
— Ну, какой проект, например, вам был бы интересен?
— Вы заставляете меня фантазировать или раскрывать какие-то конкретные вещи? Могу вам сказать, что есть страны, где объективная необходимость модернизировать медиа и субъективная политическая воля временно сейчас совпадают, — просто требуется возглавить такой проект.
Наталия Ростова, Slon.ru
Источник: МедиаАтлас.ру
blog comments powered by Disqus