ЭКСПЕРТиза
Руководители ICTV, СТБ, ТЕТ и 5 канала рассказывают, как из обычной телепрограммы сделать успешный коммерческий проект
Александр БОГУЦКИЙ, генеральный директор телеканала ICTV
Насколько конкурентоспособны отечественные телепрограммы?
— «Леся + Рома», «Шанс», «Танцы со звездами», «Свобода слова», «Алло, гараж!» — все они более чем конкурентоспособны. Кстати, только что Disney, по формату которого мы делали «Фабрику красоты», назвал украинскую версию программы лучшей в Восточной Европе. Есть, конечно, и просто некачественные программы, которые находят эфир только из-за аномального количества телеканалов.
Реально ли сегодня поднять рейтинг канала исключительно за счет проектов собственного производства?
— Конечно. Но это дороже, чем за счет покупного продукта. Главная проблема украинского телепроизводства в том, что оно конкурирует с российским. Программы, сделанные в России, воспринимаются зрителями не как зарубежные, а как собственные — россияне очень близки к нам по менталитету, доходам и т. п.
Программ каких жанров больше в украинском эфире?
— По поводу всего эфира я не скажу. У нас на канале около 80% развлекательных программ, фильмов и сериалов, 10% — новости и еще 10% — детские и познавательные передачи. Я думаю, это очень хороший баланс.
Какие жанры удаются украинским телевизионщикам лучше всего?
— Мы лидеры в новостях — здесь у нас хорошая школа. Другим жанрам еще учимся.
Григорий ТЫЧИНА, председатель правления ЗАО «Телекомпания «ТЕТ»
Сколько в среднем канал тратит на покупку новой программы?
— От копеечных цен до очень высоких. Понятно, что голливудский блокбастер или новый современный высокобюджетный телефильм будет стоить дорого — сумма может быть с пятью нулями. Но вообще пока каналам выгоднее покупать готовый продукт, чем самостоятельно заниматься производством программ.
Почему?
— В производство голливудского фильма или сериала вкладывают большие деньги. Но поскольку этот бюджет «отбивается» по всему миру, на нескольких десятках рынков, общая цена выходит довольно приемлемой. Сделать собственный продукт соответствующего уровня можно, а продать его в Америку — нет.
Как часто российские и украинские каналы покупают телепроекты, которые уже демонстрировались?
— Довольно часто. В России были примеры, когда успешный сериал «Менты» шел одновременно на нескольких телеканалах. Это общепринятая практика, когда, скажем, высокобюджетный проект покупается пулом их нескольких каналов, которые выкладывают разные деньги — в зависимости от договоренности об очередности трансляции. Сначала его показывают высокорейтинговые каналы, заплатившие больше, спустя некоторое время демонстрируют телеканалы с более низким рейтингом и долей аудитории. И тем не менее проект, который пошел, по второму кругу может тоже успешно работать.
Например, «Запретная зона» идет на ТЕТ уже третьим показом (после нескольких других телеканалов), однако проект является успешным и одним из наиболее рейтинговых у нас. Есть и неудачные примеры: телесериал «Бедная Настя» с огромным успехом прошел на канале «1+1», но второй показ на ТЕТ полностью провалился.
Какие проекты приносят каналам наибольшую прибыль?
— Универсальных рецептов нет. Большой доход ТЕТ для канала «1+1» таковым не будет. Каждый канал сравнивает расходы на покупку или производство с отдачей, которую он может получить от этого продукта.
Кроме того, у каждого из каналов есть собственная аудитория, которая ожидает от него продукта, соответствующего формату этого канала. И то, что принесет большую прибыль для одного канала, при автоматическом перенесении на другой может провалиться.
Владимир БОРОДЯНСКИЙ, руководитель телеканала СТБ
В 2006-м на покупку и производство украинских программ СТБ потратил более $1 млн, в 2007-м эта сумма увеличится?
— Да, в этом году мы планируем вложить в создание и покупку новых украинских проектов около $3 млн.
Какой процент эфира канала занимают программы отечественного производства?
— Суточная доля таких программ на СТБ составляет 60%. Из них 67% передач создаются силами канала.
Что нужно, чтобы телепрограмма стала успешным коммерческим проектом?
— Она должна быть либо очень рейтинговой, либо иметь спонсора или продаваться на двух рынках: украинском и российском.
Например, у нас по рейтингам лидирует российский сериал «Врачебная тайна», который по аудитории 18+ имеет зрительскую долю 11,2% при средней по прайм-тайму канала — 7,86% (тут и далее данные GfK Ukraine за вторую неделю февраля. — Прим. Контрактов). Более того, сериал работает «зрительским локомотивом» для идущих сразу после него «Вікон». Сейчас наша новостная программа занимает третье место после «Подробностей» Интера и ТСН телеканала «1+1». СТБ уже второй месяц стоит на третьей позиции в рейтинге украинских телеканалов по аудитории 18+. А именно от рейтингов зависит стоимость рекламы на канале. Это означает, что «Врачебная тайна» — очень успешный для канала проект.
Как долго должен длиться проект, чтобы не успеть надоесть?
— Некоторые телепроекты, например, американские «Друзья», европейские «Вопросы для чемпионов» — длятся годами и десятилетиями. Из отечественных примеров — КВН и «Что? Где? Когда?». Замечу, что обычно это программы, которые выходят не чаще раза в неделю.
Новые проекты чаще стартуют осенью — это общепринятый «сезон» для вывода новых программ?
— По сути, да. Для всех телеканалов осень очень важна, поскольку динамика роста популярности канала в этот период формирует ожидания рекламодателей на следующий год. Поэтому под конец года все телеканалы стараются «выстрелить», показав самые яркие новинки, формирующие рейтинговые показатели (и цены на рекламу. — Прим. Контрактов).
Юрий СТЕЦЬ, генеральный продюсер 5 канала
Какие программы могут самостоятельно создавать украинские телеканалы?
— Нет такого продукта, который украинские телеканалы или продюсеры не могли бы создать. Более того, сейчас наши программы конкурентнее, чем российские. Конкретные примеры: «Танцы со звездами», «Звездный дуэт», «Закрытая зона», документальные циклы.
Сколько стоит украинское телепроизводство?
— Стоимость продукта зависит от поставленных целей и задач. Затраты на создание вечерней гостевой студии минимальны. Основная статья расходов — зарплата ведущего и режиссера. Большое ток-шоу — в павильоне, с кранами, концертным светом, качественными декорациями — дорогостоящий проект. Порядок цен может составлять от $50 до $500 тыс.
Это только расходы на производство? Сколько каналы тратят на продвижение своих программ?
— В производство изначально закладывается статья расходов по PR-поддержке.
Покупать готовые продукты выгоднее?
— Мне сложно судить — весь эфир нашего канала заполнен отечественными программами. Но не думаю, что покупать готовую передачу дешевле, чем заниматься собственным производством.
Когда новая программа начинает приносить деньги?
— Если проект удачный — с первого дня. Например, программа Савика Шустера «Свобода слова», думаю, начала приносить рекламные деньги с премьерного выпуска, потому что сразу имела хороший рейтинг. Если проект несколько недель присутствует в сетке и никак не может привлечь внимание зрителей, такую программу нужно закрывать — ждать от нее нечего.
Какие программы сегодня наиболее популярны?
— Прежде всего развлекательные. Если в стране спокойно, смотрят, как Маша целуется с Петей. Когда неспокойно — наблюдают, как в цирке под названием Верховная Рада дерутся, создают коалиции и антикоалиции. В моменты активных политических событий на первые места выходят программы информационного направления, политические и общественно-политические ток-шоу «Свобода слова», «Я так думаю», «Майдан».Источник: kontrakty.com.ua
blog comments powered by Disqus