А.Богуцкий: Главное событие последнего времени на ТВ-рынке Украины - это лидерство "Нового канала" и падение телеканала "1+1"
Проект "Мониторинг СМИ" начинает серию интервью с руководителями телеканалов. В фокусе - телевизионный контент, планы относительно развития, а также влияние и последствия экономического кризиса и программные решения топ-менеджеров. Генеральный директор ICTV Александр Богуцкий ответил на вопросы корреспондента "Мониторинг СМИ".
- Александр, сколь существенно телеканал ICTV ощутил на себе влияние кризиса?
- Бизнес-модель телеканала очень проста: средства, полученные как оплата за рекламу, сразу же направляются на покупку и производство программного продукта. Кризис для нас - это уменьшение количества рекламы на телеканале и увеличение дебиторской задолженности. За первый месяц нового года общий объем рекламы снизился на 40%. Сокращение доходов в гривне надо умножить на то, что телеканал покупает большое количество зарубежного программного продукта: российские, голливудские и европейские проекты. И, поскольку изменился курс гривни по отношению к доллару, система стала работать дважды против нас. Чтобы приобрести иностранные проекты, мы должны купить подорожавшую валюту. В результате мы дважды теряем, что таки уместно называть кризисом.
- Что изменилось во внутренней работе телеканала?
- Прошлый год мы завершили с хорошими, стабильными результатами. Следующие шесть месяцев прошли, условно говоря, на "старом горючем", купленном во время получения высоких доходов. Но в период кризиса пришлось по-другому оперировать экономикой, думать, какие статьи расходов можно сократить. Были урезаны закупки, производство, заморожены зарплаты. В таком состоянии ждем увеличения доходов, что бы вернуть на прежний уровень объемы закупок и производства, повышать зарплаты сотрудников канала.
- На сколько сократилась реклама и доходы от нее?
- Количество рекламы сократилось на 40%, но доходы уменьшились существенней, поскольку ее стоимость осталась на уровне цен прошлого года. В общем, заморозить цены и окончательно перейти в гривню - это осознанное рыночное решение. Мы хотели показать рекламодателям, что мы понимаем трудности, возникшие у компаний, что мы готовы ужаться до предела неубыточности, что мы вместе с ними готовы пережить это непростое время, чтобы вместе с ними, в период возвращения потребительского бума, зарабатывать.
- Как вы считаете, что будет с рекламным рынком дальше?
- Рынок однозначно растет. Эфирное время, отведенное под рекламу, заполнено практически на 100%, а это значит, что дешевая реклама будет вытесняться более дорогой. Компании, которые рекламируются, почувствовали возрождение потребительского спроса не теоретического, а практического. Это очень хорошие признаки оздоровления отрасли. Руководители, принявшие решения не останавливать рекламные компании, выиграли. Сейчас остальным придется догонять, а это значит, они выделят большие бюджеты. Это хорошо.
- Чем отличается работа ICTV от работы других телеканалов, в непростых экономических условиях?
- В течение последних 9 лет внутри телеканала удалось создать хороший сильный коллектив, и мы прекрасно понимали, что по отдельности каждый отдел с проблемами не справится, что одолеть кризис мы можем только вместе. Каждый сконцентрировался на важных вопросах: как сократить расходы, что позволит увеличить доходы? Одним словом, мы боролись за то, чтобы дебет по-прежнему опережал кредит.
- Какие планы на новый сезон?
- Мы не удивим салютами в сентябре, но у нас будут крепкие премьеры сериалов, качественные фильмы, но все те же программы. В этом смысле мы - телеканал, который точно не обманет своего зрителя.
- Недавно ICTV запустил российские проекты "ПрожекторПэрисХилтон" и "Наша Russia". Какова необходимость запуска этих проектов? Попытка поднять рейтинги телеканала или заполнить эфир?
- Кризис не только в экономике - он в головах. И в этом смысле выйти из него нам поможет юмор. Это отличные программы, созданные звездами развлекательных шоу, лидерами в своей области. "Наша Russiа" и "ПрожекторПэрисХилтон" очень хорошо дебютировали. К ним, возможно, присоединятся и другие программы как российского, так и украинского производства.
- Как принимаются программные и контрпрограммные решения в планировании эфира и разработке сетки вещания?
- ICTV - это командный канал, и решения принимаются на совете директоров, в который входят руководители главных направлений: закупок, производства, программирования, аналитики, маркетинга, информационной службы. И, обмениваясь мнениями, мы вырабатываем решения. Хотя, конечно, последнее слово за мной.
- Вы не считаете, что на сегодняшний день зритель "сыт" иностранными фильмами и передачами? И что пора вернуть доброе, образовательное, уравновешенное телевидение?
- Наши зрители в отношении ТВ имеют возможность голосовать кнопкой, выбирая среди большого количества бесплатных и платных каналов. Более 100 программ имеют абоненты, которые подключены к кабельным операторам, к еще большему числу каналов открывают доступ так называемые "тарелки". Поэтому невозможно все телеканалы заставить в один день показывать образовательные программы. Телевидение по своей сути - развлечение. И попытка сделать развлечение инструментом государственной политики - не более, чем инициатива, ничего не имеющая общего с реальностью мира без границ, основанного на свободе выбора. У нас есть несколько государственных каналов, и кто что может сказать о их качестве? Между тем, объединение денег телеканалов "Культура", Международного украинского канала, других бюджетных инициатив вокруг "Первого национального", несомненно, повысило бы качество "Первого национального". Ему помогли бы и внутренние реформы, и уменьшение зависимости от нестабильной украинской власти. Помогло бы всем, если бы и само государство сформировало национальные ценности, за которые оно готово бороться.
Например, внутренний туризм. Все считают, что это очень правильное направление для развития страны. Три года назад началась акция "7 чудес Украины", приведшая к 40-50% росту посещения многих отечественных памятников архитектуры. Но поддержка этой идеи не была всегосударственной. Проект был инициативой Николая Томенко и нашего телеканала… И так происходит во многих вещах: инициативные люди, которые любят свою страну, часто занимаются тем, что должно было делать государство. Я принимал участие в конференции о развитии кино, и там озвучили цифры по сборам украинских фильмов в прошлом году. Собрали менее $0,5 млн. при том, что на финансирование этих проектов потрачено было свыше $10 млн. Кто бы из менеджеров независимых компаний с такими финансовыми результатами продолжил свою карьеру? Никто. В принципе, государство, конечно, некоммерческое предприятие, но с другой стороны, деньги которые собраны за счет граждан, дают право ожидать эффективную организацию. И, конечно же, результаты ее деятельности должны быть другими.
- Кинофильмы, созданные при том или ином участии телеканалов, как правило, имеют хорошую рекламу. К примеру, "Любовь в большом городе"...
- Фильм "Любовь в большом городе" - это большой успех команды "Квартал 95" и вопрос моих личных амбиций. Я очень долго хотел, чтобы в Украине в лидеры проката вышел фильм либо снятый в нашей стране, либо сделанный с участием украинских актеров, сценаристов, режиссеров. И пока "Любовь в большом городе" по кассовым сборам занимает первое место в 2009 г. Это замечательная история, написанная ребятами "Студии "Квартал 95", и это первый эксперимент участия телеканала ICTV в кинопроизводстве.
Поскольку мы дружим с ребятами, то оказались в числе тех, кому они предлагали этот сценарий. Но, в отличие от других, мы поверили в него и приняли решение снимать кино. На каком-то этапе российская компания перекупила идеи и права на съемки этой картины, внесла некоторые изменения в сценарий. Таким образом, этот фильм перестал быть нашим, а стал российским фильмом, где, кстати, производители кино освобождены от уплаты НДС. Но все-таки это кино я считаю во многом украинским. Даже если взять во внимание продюсеров картины, то двое из них родились в Одессе. Один в итоге оказался гражданином США, другой - России. Мир в каком-то смысле не знает границ. И уже очень трудно отнести что-либо к национальному продукту.
Реклама и продвижение на телевидение - это самый эффективный метод увеличения роста продаж. Это факт. Дальше все зависит от того, понравится ли кино зрителям. Благодаря эффективной рекламе "Любовь в большом городе" имел отличные сборы первой и второй недели. А благодаря его качеству, люди смотрели картину и на третью, и на четвертую неделю. Поэтому плохой продукт реклама не застрахует от провала. И наоборот: если продукт стоит внимания, но он недостаточно рекламируется, его сборы могут не оправдать надежд.
- Как Вы считаете, что вообще изменилось в системе развития телевидения в Украине в течении года?
- Мне кажется, что главное событие последнего времени - это лидерство "Нового канала" по коммерческой аудитории 14-49. За ним следует огромное падение телеканала "1+1". Очень успешными я бы назвал шоу: "Танцы" на "1+1", "Фабрика" на "Новом канале" и "Танцуют все" на СТБ. И сейчас телеканалу СТБ в партнерстве с нами удалось создать самый успешный проект всех времен отечественного ТВ - это "Україна має талант". До этого, самым успешным украинским шоу считалось шоу "Студии "Квартал 95" на "Интере".
- О каком телевидении мечтаете Вы и что предпочитаете смотреть сами?
- Я, конечно, смотрю новости и хорошие фильмы. Но приходится смотреть множество различных проектов, ведь это моя работа. В наше время у телевидения есть два пути развития. Первый путь - это бесплатное телевидение, когда бизнес-схема предполагает приобретение программных продуктов по количеству привлеченной рекламы. И телевидение платное, когда зритель выбирает из огромного числа предложений то, что он хочет смотреть сам. И в этом смысле платное телевидение будет иметь огромное развитие, учитывая IT-технологии. Остается еще иметь хороший Интернет и знать английский язык. Ну а со временем, я думаю, что большинство граждан во всех государствах будут спокойно говорить на английском языке. По крайней мере, растет поколение, которое его точно знает. А в Скандинавских странах английские фильмы идут на языке оригинала, потому что ни у молодого, ни у старшего поколения с ним нет проблем.
Алена БАЛАЦАНОВА, Мониторинг СМИ, smi.liga.net
Источник: МедиаБизнес
blog comments powered by Disqus