Каким будет цифровое вещание в Украине ?
Недавно в Киеве состоялась Международная практическая конференция «Цифровые технологи трансляции телеконтента на пути к 2012 году. Украина и Польша: итоги, планы, реалии», на которой был рассмотрен ряд принципиальных подходов внедрения цифрового телевидения. Как это произойдет в Украине – до сих пор единого мнения нет.
Владимир Соколов, региональный директор по продажам компании LARCAN
- Две тестовые зоны на территории Украины сейчас вместо одной три года назад – весьма немного. А ведь до 2012-го осталось меньше времени, чем прошло до сегодняшнего дня с апреля 2006-го – когда было официально объявлено о запуске программы перехода на цифровое вещание. Основная причина отсутствия заметного прогресса, по-видимому, в спорном выборе стратегии развития цифрового телевидения, базирующейся на использовании передатчиков низкой мощности и их синхронизации в так назвыаемых зонах SFN. Если какая-то территория покрывается передатчиком в 50 кВт, то таких аппаратов мощностью 1 кВт надо 50 штук. Стоимость решения, как минимум, – в 50 раз дороже. Кроме того каждый объект – это антенны, мачты, помещение, приемное и распределительное оборудование, электропитание, обслуживание, охрана, в конце концов! Если помимо капитальных затрат принимать во внимание эксплуатационные расходы – цена становится с каждым годом все дороже и дороже. Разница в стоимости составит для 81 территориально-частотной зоны Украины не менее нескольких сотен миллионов долларов.
Теперь, если в какой-то точке принимается сигнал одного передатчика – то это один сигнал. От нескольких же передатчиков, каждый сигнал приходит в свое время. Это сформирует по сути идеальную помеху приему, которая в радиолокации называется прицельной. Допустим, для сети из четырех передатчиков синхронной зоны нет вообще – в любой точке их сигналы будут когерентными, но не синхронными.
В защиту украинской концепции реализации программы перехода на цифровое вещание приводятся ссылки на международные соглашения, ограничивающие мощность передатчиков. В то же время, на конференции был задан вопрос представителю польской организации, регулирующей внедрение цифрового телевидения: на какие мощности у них предполагается выдавать разрешения для цифровых телевещателей? Оказывается – максимум до 100 кВт. Ниже мощность определяет сам оператор. В Украине же максимальная мощность определена 5 киловаттами и конкурсы украинские регулирующие органы проводят уже с указанием мощности. Кстати, в Москве такое тестирование уже провели не раз. Сигнал высокой четкости там было невозможно принять от киловаттника уже в соседнем районе.
У меня есть серьезное подозрение, что Польша и Украина должны подчиняться одним и тем же международным регулирующим документам. Но подход осуществляется совершенно разный! Могу предположить, что украинские специалисты и предложили в Женеве свою программу, её утвердили и теперь здесь же ссылаются как на общеевропейское требование, которому Украина должна подчиняться. На самом деле это не так.
На конференции представителю УНИИРТ был задан вопрос о перспективах развития мобильного телевидения. Он сказал, что при существующих ограничениях на мощности, для организации мобильного телевидения в каждой из 81 зоны надо ставить примерно по 70 передатчиков: вы сами понимаете, что экономически это невозможно.
Тем не менее, решение о тестовых зонах мобильного телевидения всё же принято, но с ограничением расстановки маломощных передатчиков по ходу основных автомагистралей. Не слишком ли высокую цену придется заплатить народу Украины за те стратегические решения, которые будут в суете и спешке подгоняться под чемпионат Европы по футболу а потом на годы отдалят возможность существования такой замечательной технической инновации, как народное, доступное цифровое телевидение со всеми его преимуществами перед аналоговым? Цифровое телевидение будет просто дискредитировано в глазах зрителей, а мобильное телевидение вообще похоронено.
Решения о том, как надо развивать цифровое вещание еще никто не придумал лучше, чем использовать передатчики большой мощности в качестве основных, если возможно – по одному на территориально-частотную зону. А в дополнение к ним ставить вспомогательные передатчики малой мощности, так называемые гэп-филлеры. Но только там, где основным передатчиком прием не обеспечивается. Проблемные области на стыках зон покрытия останутся, но их будет гораздо меньше – их можно свести к нескольким процентам от всей территории. Обеспечится прием на комнатные антенны внутри помещений и мобильный прием. Прирост абонентов в мобильном телевидении сейчас составляет 60% в год!
Из вышеизложенного, кто-нибудь может объяснить, зачем и кому надо строить синхронную сеть на киловаттных передатчиках? Если в этой задаче и есть практический и экономический смысл, то он совсем не для конечных потребителей услуг. Решаемая в настоящее время задача нереализуема. В конце этого пути – тупик. Вопрос только в том, сколько потратится времени и средств перед тем, как будет выбран правильный путь.
Валерий Юрченко, вице-президент Национальной радиокомпании Украины.
- Конференция лишний раз подтвердила то, что говорили многие ведущие специалисты отрасли: Украина в процессе внедрения цифрового вещания зашла в глухой угол и вопрос нужно решать кардинально. Об этом предупреждали еще три года назад, но ни Минтранс, ни другие разработчики общенациональной программы не восприняли доводы и касательно использования маломощных синхронных цифровых зон, и частотного ресурса, и собственно объемов финансирования этой программы. Информация представителей Польши подтвердила, что мир, в отличие от нас, продвигается совсем другим путем. Даже при остаточном финансировании, взятая за основу, эта программа не позволяет обеспечить Украину цифровым телесигналом. И прежде всего, в больших городах. Времени и государственных средств растрачено впустую предостаточно. И видимо настало время спросить с тех, кто непосредственно отвечает или отвечал за порученное дело. Расследовать – кто разработал такую бесперспективную и, как оказалось, провальную программу? Почему она настойчиво лоббируется? Чьи интересы представляет? Сегодня эти люди пытаются ввести в заблуждение и общество, и руководство страны, настаивая на том, что программа все еще может быть жизнеспособной. В ней, мол, нужно лишь кое-что подправить, пристроив к вышкам Концерна РРТ.
Такое заблуждение привело к тому, что Украина находится сейчас на грани утраты частотного ресурса аналогового телевидения, в пропасть ушли бюджетные средства на развитие зон. Немалые финансовые потери понес бизнес, так как некоторые коммерческие проекты находятся под большим вопросом. Возможно, просто нужно приобщить к делу иностранных специалистов, если своих не хватает? И для казны это окажется значительно дешевле. Старая программа даже за 3 миллиарда гривен не обеспечит цифровое вещание, потому что она принципиально не может работать в таком виде. Ведь там концептуально ничего не выписано – кто что осуществляет, каким образом, откуда берется финансирование и т.д.
Не пора ли уже на этой виртуально существующей «мертвой» программе поставить точку и найти в себе мужество все начать сначала! Только при централизованной координации усилий, начиная с разработки частотных планов, учитывая Женевские соглашения, которые предполагают многочастотные и синхронные зоны. Но с использованием мощных передатчиков. Вопрос: кто в состоянии поставить точку? Или же Кабинет Министров разберется и возглавит дело, а не будет перекладывать обязанности на структуры с формальным и узковедомственным подходом. Или Верховный Совет эту проблему решит политически. Или непосредственно Президент Украины, который может пересмотреть свои позиции и обязать найти реальные пути развития цифрового вещания, соответствующие современным требованиям. В любом случае, госструктурам необходимо принимать волевое решение, чтобы безотлагательно разработать новую конкретизированную программу и принципиально изменить подход к внедрению цифрового телевидения в Украине. Иначе к 2012 году мы просто будем не готовы. Речь идет не просто о национальном престиже, а о национальной безопасности и реальном присутствии Украины в общеевропейском информационном пространстве.
Александр Саломаха, председатель Всеукраинской общественной Ассоциации «УКР-ДВБ-ФОРУМ»
- Странно, что приходится с пеной у рта доказывать необходимость такой государственной политики, которая бы позволила удешевить, упростить и ускорить внедрение цифрового телевидения. Но события трех прошедших лет подтвердили опасения многих специалистов-практиков. Мы так и не увидели реального плана государственных органов, включенных в процесс внедрения цифрового телевидения. Телекомпании оказываются в роли заложников между Нацсоветом и Минтрансом, от которых в той или иной мере зависят. Поэтому реальный выход из патовой ситуации видится в создании государственно-общественной организационной структуры управления переходом на цифровое эфирное телерадиовещание. Эта идея нашла свое подтверждение в ходе круглого стола, инициаторами которого стали Гостелерадио Украины, Концерн РРТ и наша Ассоциация в рамках Шестой Международной выставки ЕЕВС-2008. Такая высокая правительственная комиссия должна отрегулировать межведомственные отношения, давая конкретные поручения и контролируя их выполнение. При этих правилах игры будут оперативно и не кулуарно решаться организационные и технические проблемы. Данный орган реально объединит связистов, телерадиовещателей-технарей, творческих работников. Таким образом, при коллегиальном участии будет осуществляться комплексная и детализированная вновь рожденная государственная программа, в которой наконец будут прописаны многочастотная сеть, одночастотные синхронные зоны, приблизительно определены мощности. И, конечно, кто финансирует весь процесс. А это – инвестиции, постоянно действующие бизнес проекты – то, что происходит во всем мире. От государства требуется стать гарантом, возглавить работу, предоставить ресурс. То есть, все те же вещательные частоты, которые сейчас перераспределяются в пользу мобильных операторов в ущерб Концерну РРТ, не используя его базы, которая создавалась на протяжении 50 лет. Иные находятся в плену неосуществленной конверсии. Пора комплексно решать, как обеспечить сет-топ-боксами зрителей. Иначе эта проблема обрушиться лавиной. Словом, каждому нужно делать свою работу и уметь отвечать за нее.
Владимир Соколов, региональный директор по продажам компании LARCAN
- Две тестовые зоны на территории Украины сейчас вместо одной три года назад – весьма немного. А ведь до 2012-го осталось меньше времени, чем прошло до сегодняшнего дня с апреля 2006-го – когда было официально объявлено о запуске программы перехода на цифровое вещание. Основная причина отсутствия заметного прогресса, по-видимому, в спорном выборе стратегии развития цифрового телевидения, базирующейся на использовании передатчиков низкой мощности и их синхронизации в так назвыаемых зонах SFN. Если какая-то территория покрывается передатчиком в 50 кВт, то таких аппаратов мощностью 1 кВт надо 50 штук. Стоимость решения, как минимум, – в 50 раз дороже. Кроме того каждый объект – это антенны, мачты, помещение, приемное и распределительное оборудование, электропитание, обслуживание, охрана, в конце концов! Если помимо капитальных затрат принимать во внимание эксплуатационные расходы – цена становится с каждым годом все дороже и дороже. Разница в стоимости составит для 81 территориально-частотной зоны Украины не менее нескольких сотен миллионов долларов.
Теперь, если в какой-то точке принимается сигнал одного передатчика – то это один сигнал. От нескольких же передатчиков, каждый сигнал приходит в свое время. Это сформирует по сути идеальную помеху приему, которая в радиолокации называется прицельной. Допустим, для сети из четырех передатчиков синхронной зоны нет вообще – в любой точке их сигналы будут когерентными, но не синхронными.
В защиту украинской концепции реализации программы перехода на цифровое вещание приводятся ссылки на международные соглашения, ограничивающие мощность передатчиков. В то же время, на конференции был задан вопрос представителю польской организации, регулирующей внедрение цифрового телевидения: на какие мощности у них предполагается выдавать разрешения для цифровых телевещателей? Оказывается – максимум до 100 кВт. Ниже мощность определяет сам оператор. В Украине же максимальная мощность определена 5 киловаттами и конкурсы украинские регулирующие органы проводят уже с указанием мощности. Кстати, в Москве такое тестирование уже провели не раз. Сигнал высокой четкости там было невозможно принять от киловаттника уже в соседнем районе.
У меня есть серьезное подозрение, что Польша и Украина должны подчиняться одним и тем же международным регулирующим документам. Но подход осуществляется совершенно разный! Могу предположить, что украинские специалисты и предложили в Женеве свою программу, её утвердили и теперь здесь же ссылаются как на общеевропейское требование, которому Украина должна подчиняться. На самом деле это не так.
На конференции представителю УНИИРТ был задан вопрос о перспективах развития мобильного телевидения. Он сказал, что при существующих ограничениях на мощности, для организации мобильного телевидения в каждой из 81 зоны надо ставить примерно по 70 передатчиков: вы сами понимаете, что экономически это невозможно.
Тем не менее, решение о тестовых зонах мобильного телевидения всё же принято, но с ограничением расстановки маломощных передатчиков по ходу основных автомагистралей. Не слишком ли высокую цену придется заплатить народу Украины за те стратегические решения, которые будут в суете и спешке подгоняться под чемпионат Европы по футболу а потом на годы отдалят возможность существования такой замечательной технической инновации, как народное, доступное цифровое телевидение со всеми его преимуществами перед аналоговым? Цифровое телевидение будет просто дискредитировано в глазах зрителей, а мобильное телевидение вообще похоронено.
Решения о том, как надо развивать цифровое вещание еще никто не придумал лучше, чем использовать передатчики большой мощности в качестве основных, если возможно – по одному на территориально-частотную зону. А в дополнение к ним ставить вспомогательные передатчики малой мощности, так называемые гэп-филлеры. Но только там, где основным передатчиком прием не обеспечивается. Проблемные области на стыках зон покрытия останутся, но их будет гораздо меньше – их можно свести к нескольким процентам от всей территории. Обеспечится прием на комнатные антенны внутри помещений и мобильный прием. Прирост абонентов в мобильном телевидении сейчас составляет 60% в год!
Из вышеизложенного, кто-нибудь может объяснить, зачем и кому надо строить синхронную сеть на киловаттных передатчиках? Если в этой задаче и есть практический и экономический смысл, то он совсем не для конечных потребителей услуг. Решаемая в настоящее время задача нереализуема. В конце этого пути – тупик. Вопрос только в том, сколько потратится времени и средств перед тем, как будет выбран правильный путь.
Валерий Юрченко, вице-президент Национальной радиокомпании Украины.
- Конференция лишний раз подтвердила то, что говорили многие ведущие специалисты отрасли: Украина в процессе внедрения цифрового вещания зашла в глухой угол и вопрос нужно решать кардинально. Об этом предупреждали еще три года назад, но ни Минтранс, ни другие разработчики общенациональной программы не восприняли доводы и касательно использования маломощных синхронных цифровых зон, и частотного ресурса, и собственно объемов финансирования этой программы. Информация представителей Польши подтвердила, что мир, в отличие от нас, продвигается совсем другим путем. Даже при остаточном финансировании, взятая за основу, эта программа не позволяет обеспечить Украину цифровым телесигналом. И прежде всего, в больших городах. Времени и государственных средств растрачено впустую предостаточно. И видимо настало время спросить с тех, кто непосредственно отвечает или отвечал за порученное дело. Расследовать – кто разработал такую бесперспективную и, как оказалось, провальную программу? Почему она настойчиво лоббируется? Чьи интересы представляет? Сегодня эти люди пытаются ввести в заблуждение и общество, и руководство страны, настаивая на том, что программа все еще может быть жизнеспособной. В ней, мол, нужно лишь кое-что подправить, пристроив к вышкам Концерна РРТ.
Такое заблуждение привело к тому, что Украина находится сейчас на грани утраты частотного ресурса аналогового телевидения, в пропасть ушли бюджетные средства на развитие зон. Немалые финансовые потери понес бизнес, так как некоторые коммерческие проекты находятся под большим вопросом. Возможно, просто нужно приобщить к делу иностранных специалистов, если своих не хватает? И для казны это окажется значительно дешевле. Старая программа даже за 3 миллиарда гривен не обеспечит цифровое вещание, потому что она принципиально не может работать в таком виде. Ведь там концептуально ничего не выписано – кто что осуществляет, каким образом, откуда берется финансирование и т.д.
Не пора ли уже на этой виртуально существующей «мертвой» программе поставить точку и найти в себе мужество все начать сначала! Только при централизованной координации усилий, начиная с разработки частотных планов, учитывая Женевские соглашения, которые предполагают многочастотные и синхронные зоны. Но с использованием мощных передатчиков. Вопрос: кто в состоянии поставить точку? Или же Кабинет Министров разберется и возглавит дело, а не будет перекладывать обязанности на структуры с формальным и узковедомственным подходом. Или Верховный Совет эту проблему решит политически. Или непосредственно Президент Украины, который может пересмотреть свои позиции и обязать найти реальные пути развития цифрового вещания, соответствующие современным требованиям. В любом случае, госструктурам необходимо принимать волевое решение, чтобы безотлагательно разработать новую конкретизированную программу и принципиально изменить подход к внедрению цифрового телевидения в Украине. Иначе к 2012 году мы просто будем не готовы. Речь идет не просто о национальном престиже, а о национальной безопасности и реальном присутствии Украины в общеевропейском информационном пространстве.
Александр Саломаха, председатель Всеукраинской общественной Ассоциации «УКР-ДВБ-ФОРУМ»
- Странно, что приходится с пеной у рта доказывать необходимость такой государственной политики, которая бы позволила удешевить, упростить и ускорить внедрение цифрового телевидения. Но события трех прошедших лет подтвердили опасения многих специалистов-практиков. Мы так и не увидели реального плана государственных органов, включенных в процесс внедрения цифрового телевидения. Телекомпании оказываются в роли заложников между Нацсоветом и Минтрансом, от которых в той или иной мере зависят. Поэтому реальный выход из патовой ситуации видится в создании государственно-общественной организационной структуры управления переходом на цифровое эфирное телерадиовещание. Эта идея нашла свое подтверждение в ходе круглого стола, инициаторами которого стали Гостелерадио Украины, Концерн РРТ и наша Ассоциация в рамках Шестой Международной выставки ЕЕВС-2008. Такая высокая правительственная комиссия должна отрегулировать межведомственные отношения, давая конкретные поручения и контролируя их выполнение. При этих правилах игры будут оперативно и не кулуарно решаться организационные и технические проблемы. Данный орган реально объединит связистов, телерадиовещателей-технарей, творческих работников. Таким образом, при коллегиальном участии будет осуществляться комплексная и детализированная вновь рожденная государственная программа, в которой наконец будут прописаны многочастотная сеть, одночастотные синхронные зоны, приблизительно определены мощности. И, конечно, кто финансирует весь процесс. А это – инвестиции, постоянно действующие бизнес проекты – то, что происходит во всем мире. От государства требуется стать гарантом, возглавить работу, предоставить ресурс. То есть, все те же вещательные частоты, которые сейчас перераспределяются в пользу мобильных операторов в ущерб Концерну РРТ, не используя его базы, которая создавалась на протяжении 50 лет. Иные находятся в плену неосуществленной конверсии. Пора комплексно решать, как обеспечить сет-топ-боксами зрителей. Иначе эта проблема обрушиться лавиной. Словом, каждому нужно делать свою работу и уметь отвечать за нее.
Источник: УКР-ДВБ-ФОРУМ
blog comments powered by Disqus
Телевидение
Темы форума
Вчера в 00:30
Тропо - приём DVB-T,DVB-T2 в Украине.
25 ноября 2024
Транспондерные новости 80°E - Express 80
25 ноября 2024
Вижн ТВ. Новости - хорошие и плохие
25 ноября 2024
Прием FM из Киева и других городов
24 ноября 2024
Приём и обсуждение 30.5°E - Arabsat 5A в Ku band
21 ноября 2024
Приём и обсуждение 57°E - NSS 12 в Ku band
19 ноября 2024
Спутниковая прямофокусная антенна АСТВ-2,5 m. (Ахтырка)
14 ноября 2024
Intelsat 37e @ 18°W T2-MI
13 ноября 2024
Приём и обсуждение 78.5°E - Thaicom 8 в KU Band
11 ноября 2024
Приём двух частот Alcomsat 1
10 ноября 2024
Антена ефірна Romsat AV-4035 (VHF)+(UHF)
10 ноября 2024
Зовнішня FM/DAB антена ROKS FM-10A
10 ноября 2024
Транспондерные новости 52.5°E - Al Yah 1
10 ноября 2024
Транспондерные новости 52°E - TurkmenÄlem / MonacoSat
09 ноября 2024
Транспондерные новости 28.2°E - Astra 2E/2F/2G
08 ноября 2024
Прием 30w Mabo 180 см моторизона система.сигнал в dB
06 ноября 2024
Спутниковые фиды, временные трансляции
04 ноября 2024
Транспондерные новости 10°E - Eutelsat 10A
02 ноября 2024
DVB-T/T2 частоты и каналы в КИЕВЕ и регионе (без обсуждения)
01 ноября 2024
Транспондерные новости 4.9°E - Astra 4A