Голосование




влажность:

давление:

ветер:

влажность:

давление:

ветер:

влажность:

давление:

ветер:

влажность:

давление:

ветер:

влажность:

давление:

ветер:



Кагаловский, Гусинский, Березовский: что они хотят от Украины

24 апреля 2012
Кагаловский, Гусинский, Березовский: что они хотят от Украины
Видные представители российского бизнеса эпохи лихих 90-х инвестируют в украинские медиа. Какие цели преследуют опальные олигархи, давая деньги на оппозиционный канал ТВІ?
 
Пару недель назад в Украине с подачи российских СМИ появилась информация о владельцах оппозиционного канала ТВі. Фигуранты «сливов»  реагировали на него по-разному. Константин Кагаловский вслед за медиа-менеджером Николаем Княжицким в категорической форме опровергали факт причастности Бориса Березовского к украинскому телеканалу. Оба настаивали, что New Media Holding, владеющая ТВI, принадлежит только одному бенефициарию – Константину Кагаловскому. Владимир Гусинский, в свою очередь, заявил, что 50% канала принадлежит все же ему. И попутно обвинил Кагаловского в попытке незаконно ее присвоить. Борис Березовский от комментариев воздерживался. Очевидно, что сюжет ТВІ и его скандальных собственников далек от своей развязки. А раз так, то, полагаем, читателю небезынтересно будет познакомиться с тем, что связывает этих людей в прошлом и настоящем. Как и с тем, какие планы этих людей могут связывать в будущем – в том числе, в контексте Украины.
 
Влиятельный партнер Ходорковского
 
Поскольку менее всего известно о личности Константина Кагаловского, начнем с него. Был членом совета директоров ЮКОСа, заместителем председателя правления управляющей компании «ЮКОС - Москва». Поменял Россию на Лондон в 2003 году после ареста главы компании ЮКОС Михаила Ходорковского. До ЮКОСА был у Ходорковского заместителем в банке «Менатеп-банк».
«Менатеп-банк» сотрудничал с Борисом Березовским еще с 1992 года, обслуживая его внешнеэкономические сделки по экспорту нефти, древесины и алюминия. В середине 90-х  был запущен механизм так называемых «залоговых аукционов», в результате которого была роздана в частные руки крупная собственность государства. «Менатеп-банк» и компании Бориса Березовского выступали в залоговых аукционах союзниками, способствуя победе друг друга. «Менатеп-банк» на этих аукционах заполучил «ЮКОС», Березовский – «Сибнефть». Борис Березовский со временем превратился в лоббиста ЮКОСа в высших кабинетах власти. Позже бизнес и политические партнеры даже собирались объединить два нефтяных актива в один – «Юкси». Как зампредправления, Кагаловский принимал активное участие в подготовке и проведения залоговых аукционов. Позже, по признанию Ходорковского, он вел переговоры и готовил документы для создания объединенной структуры «Юкси».
Точку на планах создания нефтяного монстра поставил Путин, посадив Ходорковского в тюрьму, а Березовского оправил в вынужденную ссылку. Вместе с ним в Лондоне оказался и Кагаловский. О степени близости этих персонажей в Лондоне свидетельствует, то, что в Лондоне путают, кто из них чем владеет. Так, по признанию Кагаловского российским «Ведомостям» в 2010 году, долгое время считалось, что его дом в Лондоне на самом деле принадлежит Березовскому. Стоит упомянуть, что фамилия Кагаловского фигурировала в громком скандале в 1999 году вокруг отмывания денег из России через Bank of New York. В ходе скандала Кагаловскому вместе с женой Гурфинкель-Кагаловской, возглавлявшей восточноевропейское отделение Bank of New York, вменялась организация канала по отмыванию и незаконному выводу денег за пределы РФ.
В американской прессе была опубликована серия расследований, в которых утверждалось, что через Гурфинкель-Кагаловскую деньги из России отмывал известный криминальный авторитет Семен Могилевич, а также другие лидеры ОПГ и крупнейшие госчиновники. Сумма финансовых злоупотреблений, фигурировавших в деле Bank of New York, составляла 10 млрд долл.
 
Березовский и Гусинский: от общего медиабизнеса до вражды
 
Больше всего известно об отношениях Владимира Гусинского и Бориса Березовского. И хотя оба пришли в большой бизнес разными путями (Борис Березовский через Кремль, Владимир Гусинский  - через приемную мера Москвы Юрия Лужкова), их жизненные пути пересеклись довольно быстро. И многие почему-то считают, что между ними царит перманентная вражда. Это не так. Отношения экс-олигархов переживали несколько периодов как открытой вражды, так и откровенной дружбы. Первая вражда между ними вспыхнула в далеком 1994 году. Причиной было стремление обоих получить контроль над «Аэрофлотом». В 1996 году они помирились на почве общего интереса в переизбрании президента Ельцина на второй срок. Но уже в 1999 году отношения между Березовским и Гусинским снова обострились, так как оба поддерживали разные политические силы на выборах. Оказавшись в изгнании, они снова сближаются на почве взаимной нелюбви к изгнавшему их из России Кремлю. Вместе они запускают канал RТVI – русскоязычный спутниковый канал, оппозиционный российской власти, вещающий из-за пределов России.
В 2009 году между компаньонами снова произошел разрыв. Причина – готовность Гусинского, заявленная в интервью израильской газете, помириться с режимом Путина и вернуться в Россию. Борис Березовский расценил это как предательство и заявил, что фамилии Березовский и Гусинский после этого не будут писаться через запятую. А уже через месяц, в ноябре 2009, Константин Кагаловский подал на своего партнера по украинскому каналу ТВі в суд. Он обвинил Гусинского в монопольной продаже каналу собственного телевизионного контента по завышенным ценам и потребовал вернуть вложенные в телевизионный бизнес деньги - более 11 миллионов долларов. Сторона Гусинского, в свою очередь, обвинила Кагаловского в незаконном присвоении его части в ТВі при содействии медиа-менеджера Николая Княжицкого.
Последний недвусмысленно занимает сторону Кагаловского. Посыл понятен: канал не приносит прибыли, и заказывает музыку тот, кто платит. Это не первый опыт проекта, который медиаменеджер развивает в убыток собственнику, поэтому хорошо ориентируется в правилах игры. В конце 90-х он руководил СТБ. Затем до 2007 был гендиректором холдингом МедиаДом (телеканал Тонис и газета 24), принадлежащим бизнесмену Николаю Костерину. Из него Княжицкий  ушел со шлейфом обвинений в растрате 20 млн грн.
Окончательный дрейф Владимира Гусинского из среды лондонских противников Путина  произошел с продажей Гусинским канала RTVi близкому к Кремлю Руслану Соколову без консультаций с Березовским как долевым собственником канала. В свете этой сделки информация о переходе части Гусинского в ТВі Березовскому выглядит как своеобразная месть за RTVi.
 
Зачем им это нужно?
 
Как видим, основания для того, чтобы писать фамилию Бориса Березовского через запятую с ТВI действительно существуют. Хотя никаких прямых свидетельств этому нет, да и сам Борис Абрамович комментировать ситуацию не спешит.   К слову, интерес к организации канала в Украине у Бориса Березовского обсуждался в прессе после Оранжевой революции. Как пояснил Березовский в 2005 году, условием оказания им финансовой поддержки Ющенко во время предвыборной кампании была передача лондонскому эмигранту одного из украинских телеканалов. Канал возник, но в 2008 году фамилии Березовский  вплоть до недавнего времени в списке его собственников не фигурировало.
Кагаловский, опровергая информацию о покупке доли в телеканале Березовским, отметил, что для него украинский канал – это бизнес. В это   верится с трудом, поскольку после четырех лет работы в эфире доля телеканала составляет 0,6 % аудитории, а убытки по результатам 2010 года превысили 44 млн. гривен.
Но самое главное, что Константин Кагаловский никогда ранее не занимался медиа-бизнесом, в отличие от Бориса Березовского (владел ОРТ) или профессионального медиа-менеджера с профильным образованием Владимира Гусинского. Таким образом, остается только политика. Но политикой Кагаловский тоже не занимался, вернее, в этом смысле всегда (как в России, так и в эмиграции) оставался в тени Бориса Березовского.
Версию о реальном интересе Кагаловского достаточно невнятно объясняет и руководитель телеканала Николай Княжицкий. "Березовский как не имел к нам (ТВi) никакого отношения, так и не имеет. Почему придумали именно его, я не знаю. Вместе с тем, мы не скрываем, что реальным инвестором канала является Константин Кагаловский. Его интерес в инвестировании канала не состоит ни в чем. Он совершенно случайно приехал в Украину, он не имеет никакого другого бизнеса. Поскольку Кагаловский - человек демократических взглядов, то он считает, что его вложения в канал - это, скорее, не инвестиция, а его помощь демократизации Украины", - пояснял Княжицкий пару дней назад в комментариях журналистам.
Осталось только понять, какая такая политика завела лондонский клуб противников сегодняшней власти Кремля в Киев на этот раз. Как известно, канал сейчас собирает вокруг себя оппозиционных политиков и журналистов демократической среды. Это в виду особенностей украинского национального и демократического дискурса - естественные критики и оппоненты Кремля. А значит - естественные союзники лондонской политэмиграции. Но главное, что канал – это своеобразный пропуск для участия в высшей лиге политической жизни Украины. Для людей типа Березовского или Гусинского – это своеобразный код поведения в политике со времен контроля первым над ОРТ, вторым - над НТВ. Будучи в свое время хозяевами России, они всегда рассматривали медиа-возможности как предпосылку участия в политических раскладах. Как возможность не только держать руку на пульсе событий, но и активно наводить мосты с разнообразными людьми. И не только с оппозицией, но и с властью. В конце концов, ведь всегда сохраняется возможность перепродать контрольный пакет оппозиционного канала кому-то из нынешней провластной команды и порадоваться за удачные инвестиции в медиа-бизнес.

Источник: obozrevatel.com

2437

blog comments powered by Disqus

Телевидение


Последние Популярные Коментируют

Темы форума

14 ноября 2024 Intelsat 37e @ 18°W T2-MI