Один в поле не воин
Проекту создания спутников связи, которые будут работать на высокоэллиптической орбите (ВЭО) и обеспечивать связь в политически важном для Российской Федерации Арктическом регионе, уже более 10 лет, и до сих пор он не претворен в жизнь. При этом у каждого из российских операторов спутниковых группировок - ФГУП "Космическая связь" (ГПКС) и ОАО "Газпром космические системы" (ГКС) - есть свой проект спутниковой группировки для ВЭО. Однако в нынешних условиях создавать систему спутниковой связи для Арктики обоим операторам будет выгоднее не поодиночке, а сообща.
Планы по созданию системы "Экспресс-РВ", заказчиком которой является ГПКС, существуют уже около 10 лет. Еще в 2008 году ИСС и французская Thales Alenia Space (TAS) подписали меморандум о совместной разработке спутников "Экспресс-РВ" для ВЭО на базе платформы "Экспресс-4000". Однако тогда проект не получил государственного финансирования. ГКС (тогда - "Газком") анонсировал систему мобильной спутниковой связи на ВЭО "Полярная звезда" еще в 1995 году.
По предварительным планам, запуск спутников "Экспресс-РВ" намечен на 2019 год, запуск спутников системы "Полярная звезда" - не ранее 2024 года. Каждая из систем спутниковой связи включает в себя по три спутника на ВЭО (плюс по одному космическому аппарату - в качестве резерва на Земле), которые жизненно необходимы России уже сейчас. А спутники еще нужно построить (срок создания спутника - три-пять лет), испытать, создать наземные центры управления. Реализация обоих проектов систем спутниковой связи уже и так затянулась, а в нынешнее время дополнительно усложняется из-за нестабильной экономической ситуации в стране и политической обстановки в мире.
Учитывая обстоятельства, возникает вопрос о необходимости двух схожих по функционалу систем спутниковой связи для Арктики. В кулуарах VIII Международной конференции Satellite Russia & CIS 2016 заинтересованные в реализации этих проектов участники отрасли высказали мысль, что для ГПКС и ГКС нет смысла создавать две отдельные системы спутников для ВЭО, которые, по сути, будут дублировать функции друг друга. Напротив, есть смысл скооперироваться и создать орбитальную группировку из трех спутников на ВЭО совместными усилиями, а потом вместе ее эксплуатировать.
Кооперация двух предприятий может дать толчок развитию проекта, который и так затянулся. Ведь если предприятия до сих пор не могли реализовать системы связи для приполярных территорий поодиночке, то, взявшись за дело вдвоем, они смогут завершить начатое. К тому же подобная кооперация выглядит весьма целесообразно в кризис, когда цены на импортную электронно-компонентную базу растут, бюджеты госпредприятий сокращаются, а развивать бизнес и выполнять задачи государственной важности все равно надо. Совместный проект позволит сэкономить и на ракете-носителе, ведь вместо двух пусков потребуется всего один (в случае вывода трех спутников на ВЭО ракетой "Протон-М" экономия составит не менее 4 млрд рублей).
По аналогии стоит вспомнить, что по пути сотрудничества пошли и российские сотовые операторы, которые в течение двух десятков лет упорно поодиночке создавали всю инфраструктуру. В конце 2014 года МТС и "ВымпелКом" впервые в России договорились о совместном планировании, строительстве и эксплуатации сетей LTE в течение семи лет (RAN sharing). В конце 2015 года эти же операторы договорились о совместном использовании частотного ресурса (spectrum sharing) в диапазоне 2600 МГц для развития сетей в стандарте LTE в 20 регионах России.
Для сокращения затрат, эффективного развития бизнеса в кризисное время компании идут по пути союзов. Именно поэтому высока вероятность того, что спутниковые операторы тоже объединят усилия во имя общего дела, которое еще имеет и политическую значимость для страны.
Источник: ComNews
blog comments powered by Disqus