Аласания досрочно уволен из «Общественного» по статье «недостаточная квалификация»
Наблюдательный совет Национальной общественной телерадиокомпании Украины «инкриминирует» председателю правления недостаточную квалификацию, создание дублирующего звена в структуре компании, аполитичность «Першого», непрозрачность распределения финансов, в частности, в вопросах премирования руководства.
Наблюдательный совет НОТУ поздно вечером 6 февраля обнародовала протокол заседания 31 января, на котором было принято решение о досрочном расторжении контракта с председателем правления. Досрочное прекращение контракта с Зурабом Аласанией произошло из-за «обнаруженного несоответствия председателя правления занимаемой должности вследствие недостаточной квалификации».
Об этом говорится в решении о досрочном прекращении контракта, опубликованного в теле протокола заседания на сайте НСТУ. Наблюдательный совет сослался на соответствующий пункт (7.4.2.1) в контракте председателя правления, который был подписан между Зурабом Аласанией и председателем наблюдательного совета Татьяной Лебедевой в мае 2017 года.
Предложил проект решения о досрочном расторжении контракта с Зурабом Аласанией член наблюдательного совета Вячеслав Козак (прошел от «Радикальной партии», которая впоследствии критиковала его при голосовании за избрание Аласанию председателем правления, но так и не отозвала). Его поддержал член наблюдательного совета от общественных организаций Алексей Панич (образование и наука), он предложил внести в него несколько поправок, указав на правомерность такого голосования наблюдательным советом. «Досрочное прекращение контракта по этому основанию не предусматривает рассмотрения вопроса на двух заседаниях, поскольку в данном случае речь не идет об однократное нарушение, по поводу которого следует требовать письменное объяснение», – сказано в протоколе.
В аргументации прописано, что председателем правления были осуществлены «действия, несовместимые с миссией, целью, принципами и задачами» телерадиокомпании, указанными в уставе НОТУ. К таким действиям наблюдательный совет отнес следующее (далее – полный текст):
- В обход Устава ОАО «НОТУ», согласно которому «Исполнительным органом Телерадиокомпании является правление, Зураб Аласания делегировал ключевые исполнительные функции так называемому директорату (исполнительному директору, его заместителям и директорам департаментов), фактически создав параллельную правлению исполнительную структуру во главе с исполнительным директором , который фактически превратился во второго человека в компании с объемом полномочий большим, чем у членов правления. За 15 месяцев (с июля 2017 до октября 2018) на оплату деятельности дублирующих органов было потрачено более 8 млн грн.
- Под руководством Зураба Аласании компания проводит несбалансированную и противоречивую финансовую политику: одновременно объявляет режим жесткой экономии, отправляет некоторых работников в неоплачиваемые отпуска, при этом проводит закупки, осуществляет ремонт, выплачивает премии и тому подобное. Премирование руководящего состава (в частности, членов так называемого директората) осуществляется правлением непрозрачно, без указания оснований и каких-либо установленных правил. Рекомендации Комитета Наблюдательного совета по назначениям и вознаграждениям от 28 августа 2018 по определению таких оснований и установлению правил до сих пор не были выполнены.
- За год управления компанией (с момента назначения на должность и до проведения независимого аудита компанией Ernst&Young) Зураб Аласания не удосужился упорядочить финансовую отчетность компании, в результате чего независимый аудитор отказался предоставлять аудиторское заключение по финансовой отчетности компании.
- Вопреки требованиям статьи 5 закона «Об Общественном телевидении и радиовещании Украины» и представленной на рассмотрение Наблюдательного совета в конце 2017 года «Переходной концепции развития национального вещания ОАО «НОТУ» (телевизионная составляющая)», Зураб Аласания до сих пор не организовал вещание канала «UA:Перший», ни как «общественно-политического канала» (в соответствии с требованиями закона), ни как канала «информационного и общественно-политического вещания с элементами просвещения» (как указано в упомянутой переходной концепции). В результате канал, в частности, не осветил оперативно либо не осветил вообще (кроме коротких упоминаний в новостях) такие важные события, как национальный Крестный ход за единую поместную церковь 28.07.2018 (при участии не менее 65 тыс. граждан), заседание Генассамблеи ООН 26.09.2018 с крайне важными для Украины вопросами (включая выступление Президента Украины), работу IX Международного экономического форума «Инновации. Инвестиции. Харьковские инициативы» (при участии главы государства).
- Под руководством Зураба Аласании компания в течение 2018 года вводила неправильно истолкованный принцип «отстранения от власти», вплоть до полной деполитизации новостей, что прямо противоречит требованию миссии ОАО «НОТУ» – «Предоставлять обществу достоверную и сбалансированную информацию об Украине и мире».
По мнению Алексея Панича, несоответствие председателя правления занимаемой должности обнаружилось уже в процессе его работы после избрания на должность. «Зураб Аласания не удосужился построить эффективную систему управления компанией. (…) Структура управления, предложенная и внедренная Зурабом Аласанией, на практике оказалась крайне неэффективной и внутренне противоречивой, что и выявило его недостаточную квалификацию как менеджера. Кроме того, Зураб Аласания последовательно саботировал организацию работы контрольных подразделений компании: службу внутреннего аудита в конце концов пришлось создавать наблюдательному совету, а функции управления рисками и комплаенса так и не были созданы к концу 2018 года, как это рекомендовали аудиторы и требовал наблюдательный совет. Во-вторых, это неспособность Зураба Аласания построить прозрачную систему работы ОАО «НОТУ» с донорскими средствами, выделенными ими на развитие ОАО «НОТУ». Этот факт подтвержден только что заслушанными наблюдательным советом результатами изучения документов Благотворительного фонда поддержки создания и развития общественного телевидения и радиовещания Украины», – аргументировал свою позицию Алексей Панич.
По новой структуре, шесть членов правления должны отвечать не за направления (просветительское, развлекательное, общественно-политическое, юридическое, экономически-финансовое и оптимизацию центральной и региональной структуры), а за платформы – телевидение, радио, инфовещание и цифру, развитие, регионы и операционные и финансовые вопросы.
Что касается структуры НОТУ, наблюдательный совет на том же заседании принял решение, которым отменил структуру управления, предложенную Зурабом Аласанией в момент его избрания, и принял другую структуру, в которой нет дублирования управленческих функций и расписано другое распределение членов правления компании. Данное решение было принято опираясь на рекомендации внешнего аудита и организованной наблюдательным советом рабочей группы, говорится в протоколе. Новая структура должна заработать с 1 мая. Рабочая группа по разработке организационной структуры продолжит свою деятельность для дальнейшего совершенствования структуры на 2019 год.
По новой структуре, шесть членов правления должны отвечать не за направления (просветительское, развлекательное, общественно-политическое, юридическое, экономическо-финансовое и оптимизацию центральной и региональной структуры), как это было с мая 2017 года, а за платформы – телевидение, радио, инфовещание и цифру, развитие, регионы и операционные и финансовые вопросы. В структуре нет должностей исполнительного директора и его заместителей. В НОТУ должно быть 4 дирекции: дирекция телевидения, дирекция «Українське радіо», дирекция информационного вещания, дирекция регионального вещания. Кроме того, должен быть создан «департамент человеческих ресурсов», в составе которого будут работать управления по работе с персоналом, управления кадрового администрирования, управления «Академия общественного вещания» и управления организационного обеспечения.
Источник: telekritika.ua
blog comments powered by Disqus