Голосование




влажность:

давление:

ветер:

влажность:

давление:

ветер:

влажность:

давление:

ветер:

влажность:

давление:

ветер:

влажность:

давление:

ветер:



Аукцион частот — быть или не быть?

22 июня 2013

Непрозрачность механизма распределения частот для цифровых мультиплексов и необходимость менять саму процедуру «раздачи» частотного диапазона и стали основной темой общественного обсуждения на круглом столе «Аукционы как наиболее прозрачная форма лицензирования», который был организован и проведен в Алуште 30 мая Независимой ассоциацией вещателей (НАМ).

Ольга Большакова ознакомила участников совещания с концепцией лицензирования в проекте новой редакции закона «О телевидении и радиовещании». По мнению НАМ, конкурсы распределения частот (часто именуемые НАМ «конкурсами красоты») на данный момент представляют собой раздачу частот по достаточно запутанной и непонятной представителям телерадиорынка схеме.

К счастью, лицензированию на данный момент подлежат только телерадиочастоты. Что касается кабеля, спутника и Internet, то здесь работают общие требования по распространению информации.

Как показал цифровой конкурс, попадание телекомпании в мультиплекс еще не является гарантией того, что зрители увидят телеканал в эфире. Так, некоторые из тех, кто выиграл частоты и попал в мультиплекс, в эфире до сих пор не появились и вряд ли их мы там увидим.

Много нареканий вызывает и терминология (в частности, описание программной концепции телевидеопродуктов и жанров). А неверная их трактовка обычно приводит к отказу в выдаче лицензии. Так, например, телекомпаниям детально не разъясняют, чем детские передачи отличаются от тех, которые созданы взрослыми для детей. Или если, к примеру, телекомпания презентует передачу о спорте, то она должна сама объяснять представителям Национального совета по вопросам телевидения и радиовещания (далее Нацсовета), почему спортивная передача — о здоровом образе жизни. И если Нацсовет будет неудовлетворен ответом или у него возникнут какие-либо сомнения в информации, которую предоставила компания, то лицензию можно и не получить.

Выход из этой ситуации НАМ видит в отмене распределения частот на конкурсной основе и переходе к форме аукционов.

Что же представляет собой аукцион с точки зрения НАМ? Победителем в аукционе становится телекомпания-участник, предложившая максимальную цену. При этом прогнозируемый размер стартовой цены на аукционе ожидается меньше, чем сейчас. Естественно, для участия в аукционе потребуется предоставить информацию о прозрачности собственника. Наличие сомнений в данных (информации), предоставленной на конкурс (например, территория покрытия, объем вещания и др.) не является основанием для отказа от участия в аукционе для компании, подавшей заявку.


По мнению участников совещания, если на одну частоту будут одновременно претендовать общенациональные, региональные и местные телекомпании, то у последних шансы выиграть практически минимальны. В аукционах же, как уверена О. Большакова, такой шанс заметено выше. Так как «улучшить» технологию проведения конкурсов на данном этапе невозможно, аукционы, по мнению представителей НАМ, пока являются единственным выходом. Кстати, по мнению участников совещания, ни один из региональных каналов не сможет победить «денежный кошелек» (то есть тех, кто заинтересован в каком-то телеканале и готов заплатить за обладание последним любые деньги).

Впрочем, среди участников семинара прозвучали и сомнения относительно того, что даже аукционы помогут решить проблему с мультиплексами. Ведь, когда речь заходит о цене, иногда в конкурсе могут побеждать «неправильные» компании (например, с низким уставным капиталом). Да и кто будет определять стартовую цену или даже шаг аукциона? По мнению участников совещания, почти всегда найдутся олигархи, готовые платить большие деньги за победу любой ценой. Впрочем, даже если цена не всегда важна, у какого-то канала может оказаться больше программ определенного (востребованного) жанра по сравнению с конкурентами.


Участники круглого стола уверены, что целесообразно учитывать, прежде всего, конкурентоспособность региональных и местных вещателей. И если качество их программных продуктов окажется лучше, чем у других, то у них теоретически увеличивается шанс выиграть вожделенные частоты. Впрочем, нельзя исключать и появление на одной территории компаний с почти одинаковыми концепциями.

По мнению некоторых участников совещания, возможно, следует обратить внимание и на другие варианты или альтернативные решения, например, на тендеры. Как показывает опыт проведения тендерных закупок в Украине, если требования расписаны достаточно подробно, то побеждает, чаще всего, «правильная компания», а не случайные и малоизвестные участники.

Почему почти всегда главным и определяющим критерием являются деньги, а не творческий подход и качественный состав коллектива телекомпании (журналисты, продюсеры и т.д.),— вопрошали участники совещания.


К сожалению, окончательного решения по аукционам принято не было, так как мнения аудитории разделились. Против аукционов выступает Нацсовет и некоторые участники круглого стола. Остается надеяться, что оптимальное решение все же будет найдено уже в ближайшее время, и у вещателей количество проблем немного уменьшиться.

Олег Никитенко
© MediaSat

Источник: журнал MEDIASAT : цифровое ТВ, радиовещание и телекоммуникации

772

blog comments powered by Disqus

Телевидение


Последние Популярные Коментируют

Темы форума