Битва IPTV и OTT: выживет самый удобный
Еще каких-то десять лет назад вопрос «Убьет ли интернет телевидение?» казался насущным и важным, а сегодня вызывает в лучшем случае ироничную улыбку. Никто никого убивать не будет, смерть – это вообще не про медиа, особенно в наш век информации. Все, что нужно было телевидению для выживания – технология доставки ТВ-контента по интернету, на компьютеры и гаджеты пользователей. И вот уже в 2018 году интернет-телевидением вряд ли кого-то можно удивить.
Знаки различия
Как бы парадоксально это не звучало, но IPTV – это не телевидение, вещающее через интернет. Словосочетание Internet Protocol (IP) в данном случае означает лишь метод передачи информации через сеть, которую контролирует провайдер. IPTV от конкретного поставщика телекоммуникационных услуг – это целиком и полностью детище этого самого поставщика и провайдер полностью контролирует контент и набор услуг. В этом смысле такой формат интернет-телевидения мало чем отличается от классического кабельного, только в интернете.
OTT (Over-The-Top) – совсем другое дело. Это именно «телевидение в интернете», когда видеоконтент доступен пользователю просто при наличии интернета. Классическим мировым поставщиком такой услуги можно назвать Netflix. Заплатил абонентскую плату – и смотри спокойно, безо всякой привязки к провайдеру или устройству.
Собственно, в этом и главное различие между IPTV и OTT. IPTV дает стабильный сигнал и гарантирует высокое качество картинки, но пользоваться такой услугой можно только при подключении к сети провайдера. Решили сменить поставщика интернет-услуг или просто переехали – тут-то иллюзион для вас и закончился. В то же время OTT ни к чему, кроме вашего аккаунта на самом сервисе, не привязана. Тем не менее, как это обычно бывает, не все так просто.
Точки соприкосновения
Почти все украинские провайдеры начинали свой путь в сфере интернет-телевидения с IPTV. Это недешево и требует серьезных затрат, но на выходе получается своя собственная ТВ-услуга, которую можно продавать абонентам, привязывая их к себе еще сильнее.
С приходом же на украинский рынок OTT-сервисов стало понятно, что удержать абонентов в рамках одной провайдерской ТВ-услуги будет очень сложно,.и появилось несколько вариантов выхода из ситуации.
Во-первых, можно создать собственный OTT-сервис. Этим путем пошли, например, «ВОЛЯ», запустившая сервис Воля Smart HD, и «Ланет» с их «Ланет TV», которое скоро будет доступно и в качестве мобильного приложения. Эти сервисы пока еще доступны только абонентам провайдеров, но и это уже большой шаг вперед.
Во-вторых, для провайдеров, у которых своих ТВ-услуг нет, существуют партнерские программы от разных OTT-сервисов. Таких как, например, Megogo, Divan TV или You TV. Как правило, прибыль от каждого абонента провайдер и OTT-сервисы делят пополам. Но у такого варианта есть серьезный минус. Если провайдер решит запустить собственный OTT-сервис, то львиная доля абонентов все равно продолжит пользоваться более привычным. Подключая сторонний сервис своим абонентам, провайдер фактически отдает их потенциальному конкуренту.
Еще одной проблемой провайдеров при переходе на OTT-технологии руководитель отдела Digital-маркетинга «Ланет» Николай Андрущенко считает покупку прав на контент:
«Кроме стоимости технологии, большой статьей расходов являются выплаты правообладателям. Исторически сложилось так, что у дистрибьюторов платных телеканалов для различных технологий предусмотрены различные прайсы. И закономерность такова, что чем новее технология, тем выше размер выплат за 1 абонента. Сегодня права на ОТТ обходятся дороже, чем на IPTV, которые в свою очередь дороже, чем на кабельное. В этих условиях выход регионального провайдера в ОТТ-деятельность становится неподъемной задачей. Соответственно, стать ОТТ-сервисом могут себе позволить только крупные компании».
Правообладатели, в свою очередь, смотрят на проблему под другим углом.
«IPTV ограничивает оператора действовать только в своей сети, тогда как OTT позволяет предоставлять услугу любому пользователю всемирной сети. С точки зрения правообладателя это смежный вид прав, но абсолютно разные территории. Если контент телеканала строго определен по правам только Украиной, то оператору OTT придется ограничивать сервис исключительно одной страной, что, справедливости ради, не всегда умеют делать. Или не всегда хотят», – считает генеральный продюсер ТВ-каналов Star Media Алексей Шульдешов.
Бдительное око государства
На сегодняшний день IPTV-услуги предоставляет около двух сотен провайдеров по всей Украине, а OTT – всего десять. Несмотря на такую скромную цифру, государство уже давно задумалось над тем, как заставить OTT-сервисы работать официально, по лицензии.
Ведь получается не вполне справедливо. Провайдеры, которые предоставляют IPTV-услуги, обязаны покупать лицензии на 10 лет, стоимость которых варьируется от 8-10 тыс. гривен для небольших городов до 3 млн гривен за вещание в масштабах всей страны. Тогда как OTT-сервисы ничего государству не платят.
«Megogo: как ни странно это звучит, но права на пиратскую озвучку принадлежат пиратам, с которыми мы в принципе не можем иметь никаких отношений»
Сейчас механизм для лицензирования таких сервисов существует, стоит разрешение от государства 1,6 млн гривен. Вот только покупать лицензии они не спешат, и никакого способа заставить их это делать нет. Поэтому в Нацсовете по вопросам телевидения и радиовещания решили пойти другим путем. В Верховную раду подан законопроект «О внесении изменений в Закон Украины «О телевидении и радиовещании», который призван изменить правила игры.
«Закон находится в процессе доработки. И говорить о том, какие конкретно изменения он внесет в процедуру лицензирования и регистрации, пока рановато. Одно могу сказать точно – механизм по штрафованию тех, кто уклонится от этой процедуры, у нас будет», – рассказала «Телекритике» замглавы Нацсовета Ульяна Фещук.
И вправду, пока можно с уверенностью констатировать только то, что ситуация с лицензированием OTT-услуг находится в крайне подвешенном состоянии. Мы будет следить за развитием ситуации.
Языковой вопрос
Многие OTT-сервисы, предоставляющие свои партнерские программы украинским провайдерам, находятся за рубежом. Но и те, которые были основаны в Украине, еще недавно ориентировались на русскоязычную аудиторию. Вот только времена начали стремительно меняться.
«Запрос на украиноязычный контент растет. Если всего лишь три года назад более 95% пользователей в Украине выбирали исключительно русский интерфейс и звуковую дорожку, то сейчас уже порядка 30% пользователей предпочитают украинский язык, – сообщили нам в пресс-службе сервиса Megogo. – Практически весь контент, который мы приобретаем у правообладателей, сопровождается и украинской дорожкой. Сами озвучивать фильмы мы не можем. Банально не умеем, да и это совершенно отдельное и затратное мероприятие. Также мы не можем брать озвучку пиратов. Как это ни странно, но права на пиратскую озвучку принадлежат пиратам, с которыми мы в принципе не можем иметь никаких отношений, – это напрямую запрещено международными нормами, зафиксированными в лицензионных договорах».
Взгляд в будущее
Главное, в чем сходятся и представители компаний-поставщиков, и украинские чиновники, – у OTT-формата звездное будущее.
«Осознавая инертность процессов и устойчивые позиции уже внедренных ранее телевизионных технологий, мы понимаем, что в ближайшие год-два никаких гиперскачков не произойдет. Однако дальнейший постепенный рост популярности ОТТ неизбежен. IPTV запомнилось нам не слишком удобными плейлистами, постоянными проблемами с мультикастом и необходимостью адаптаций всей своей сети. ОТТ же открывает для пользователя не просто доступ к определенным потокам телеканалов, а выполняет роль удобного и гибкого мультиплатформенного окна в мир контента. Это история об удобстве, понятности, скорости и простоте», – предсказывает Николай Андрущенко.
С ним солидарен и медиаюрист Андрей Соломаха:
«Однозначно будущее за ОТТ, никому не нужен еще один способ распространения ТВ-сигнала внутри сети оператора. Все хотят, чтобы телевидение было на его персональном девайсе и всегда с тобой. Поэтому операторам классического кабельного ТВ нужно срочно давать возможность своим абонентам смотреть телевидение где угодно. Нужно дать абоненту кастомизированное под бренд оператора приложение для его телефона или планшета».
И с этим трудно не согласиться. В современном мире мобильность и удобство доступа к любой услуге порой бывают намного важнее ее качества. Чистый звук виниловых пластинок остается уделом гурманов, а вот музыкальные приложения есть на смартфоне у каждого. Какой толк от идеальной картинки интернет-телевидения, если мы не сможем смотреть его тогда и там, где нам захочется?
А потому и государству останется только признать необходимость регулирования OTT-сервисов, чтобы не допустить в этом деле хаоса.
Источник: telekritika.ua
blog comments powered by Disqus